Автономная система охлаждения человека
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, содержащая емкость с хладагентом, холодильник, костюм жидкостного охлаждения, пневмоприводной циркуляционный насос, струйный триггер с раздельными входами, выполненньй в виде струйного элемента, с прилипанием струи к стенке с двумя выходными, двумя управляющими и двумя вентиляционными каналами, отличающаяся тем, что, с целью снижения расхода газа и веса автономной системы охлаждения, ее упрощения и повьпиения надежности, насос выполнен с двумя приводными пневмополостями , каждая из которых сообщена с соответствующим выходным каналом триггера, а выход каждого вентиляционного канала триггера объединен с входом соответствующего управляюще , го канала и сообщен с атмосферой о S посредством дросселя.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
0 А
„„80„„110 (51) 4 А 62 В 17/00
1.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3511875/40-23 (22) 12. 11.82 (46) 15. 10.86. Вюл. Ф 38 (72) Г.М.Гудков, А.В.Иванов, А.Н.Молодцов и В.В.Селиванов (53) 614.895.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 514609, кл. А 62 В 17/00, 1976.
Патент Великобритании У 1269940, кл. F 1 А, F 4 И, 1971.. (54)(57) АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, содержащая емкость с хладагентом, холодильник, костюм жидкостного охлаждения, пневмоприводной циркуляционный насос, струйный триггер с раздельными входами, выполненный в виде струйного элемента. с прилипанием струи к стенке с двумя выходными, двумя управляющими и двумя вентиляционными каналами, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения расхода газа и веса автономной системы охлаждения, ее упрощения и повышения надежности, насос выполнен с двумя приводными пневмополостями, каждая из которых сообщена с соответствующим выходным каналом триггера, а выход каждого вентиляционного канала триггера объединен с входом соответствующего управляющего канала и сообщен с атмосферой посредством дросселя.
1,1
Изобретение относится к средствам индивидуальной защиты, предохраняющим человека от перегрева при производстве работ в среде с повышенной температурой воздуха, и может использоваться совместно с другим защитным снаряжением — изолирующими костюмами, противогазами и т.п. Данная система может применяться на предприятиях атомной, химической и металлургической промьппленности.
Известна система охлаждения, входящая в состав теплозащитных костюмов и скафандров, содержащая костюм жидкостного охлаждения, емкость с хладагентом, сублимационный или испарительный холодильник и насос,приводимый в движение парами хладагента.
Недостатком указанной системы является использование в качестве побудителей циркуляции теплоносителя пневмоприводных насосов, имеющих сложную механическую систему газораспределения. В результате вес системы охлаждения увеличивается, а ее надежность снижается.
Наиболее близким техническим решением является автономная система охлаждения человека, содержащая емкость с хладагентом, холодильник, костюм жидкостного охлаждения,пневмоприводной циркуляционный насос., струйный триггер с раздельными входами, выполненный в виде струйного элемента с прилипанием струи к стенке с двумя выходными, двумя управляющими и двумя вентиляционными каналами.
Основным недостатком этой системы является неэкономичность по расходу газа, повышенные габариты и вес, сложность и пониженная надежность.
Целью изобретения является снижение расхода газа и веса автономной системы охлаждения, упрощение ее конструкции и повышение надежности.
Указанная цель достигается тем, что в известной системе охлаждения, содержащей емкость с хладагентом, холодильник, костюм жидкостного охлаждения, пневмоприводной циркуля- ционный насос,.струйный триггер с раздельными входами, выполненный в виде струйного элемента с прилипанием струи к стенке с двумя выходными, двумя управляющими и двумя вентиляционными каналами, насос выполнен с двумя приводными пневмонолостями, 07360 z каждая из которых сообщена с соответ= ствующим выходным каналом триггера, а выход каждого вентиляционного канала триггера объединен с входом.соответствующего управляющего канала и сообщен с атмосферой посредством дросселя.
На чертеже схематично изображена автономная система охлаждения чело10 века.
Система выполнена в виде носимого за спиной ранца 1 и надеваемого на тело человека костюма жидкостного охлаждения 2, основу которого состав15 ляют гибкие теплоснимающие трубки 3, прилегающие к телу человека. В состав ранца входит емкость 4 для хранения жидкого хладагента (например, аммиака или фреона), двухконтурный
20 холодильник 5 с испарительной б и жидкостной 7 камерами, вентиль 8, пневмоприводной мембранный насос 9 двустороннего действия.
Газораспределитель насоса выполнен в виде струйного триггера 10 с о раздельными входами, реализованного на базе струйного элемента с прилипанием струи к стенке. Триггер имеет канал питания 11, два выходных 12, 30 два управляющих t3 и два вентиляционных t4.êàíàëà. Выход каждого вентиляционного канала объединен с входом соответствующего расположенного с той же стороны триггера управляющего канада и сообщен с атмосферой через дроссель 15. Каждый из выходных каналов сообщен со своей пневмополостью t6 насоса. Пневмополости отделены .мембранами 17 от гидрополостей 18 насоса.
C костюмом жидкостного охлаждения и холодильником насос сообщен посредством самозапирающихся разъемов 19.и трубок 20, 21 22. Выход испаритель-. ной камеры 6 холодильника сообщен с входом в канал питания 11 трубкой 23.
На входе в испарительную камеру хо- лодильника установлен регулятор расхода хладагента 24, а на выходе из нее — регулятор давления 25.
Система может храниться в подготовленном для работы виде, т.е. заправленной теплоносителем и хладагентом. Для пуска системы в работу необходимо соединить ранец 1 разъема- . ми 19 с костюмом жидкостного охлаждения 2 и открыть вентиль 8, после чего. жидкий хладагент из емкости 4
1107 процесс повторяется.
Составитель
Редактор С.Титова Техред А.Кравчук Корректор А.Зимокосов
J» Ф ° Ю 4» « «М
Заказ 5589/2 Тираж 431 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий.
113035, Москва, Ж-35,. Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4 начнет поступать через регулятор расхода 24 в испарительную камеру 6 холодильника 5. Испаряясь, хладоагент охлаждает теплоноситель, протекающий в жидкостной камере 7,. Давление испарения и интенсивность охлаждения задаются соответствующей настройкой регуляторов.24 и 25. Образующийся при испарении хладагента пар подается по трубке 23 в канал питания 11. 10
Избыток пара, если таковой имеется, сбрасывается через регулятор 25 в атмосферу. Вытекающая из канала питания струя пара за счет эффекта прилипания струи к стенке направляется f5 в один из выходных каналов 12, например левый, и далее в левую пневмополость 16. Под действием давления пара хладагента мембрана 17 вытесняет теплоноситель из примыкающей 20 к ней гидрополости 18 в жидкостную камеру холодильника. Одновременно правая гидрополость заполняется теплоносителем, поступающим из костюма жидкостного охлаждения по труб- 25 ке 22. При этом имеющийся в примыкающей к ней пневмополости пар выбрасывается в атмосферу через правый выходной 12 и соответствующий вентиляционный 14 каналы и дроссель 15. Зр
360 4
Достигнув дна гидрополости, мембрана останавливается и натекание пара в левую пневмополость прекращается. В результате в левом выходном канале возрастает давление, которое через примыкающий к нему вентиляционный канал 14 передается в соответствующий упраляющий канал 13 и переключает струю пара на правый выходной канал. Для чего описанный выше
Попеременная работа мембран в насосе обеспечивает циркуляцию теп 1 лоносителя через костюм жидкостного охлаждения и холодильник.
Предлагаемая автономная система охлаждения человека обладает по сравнению с прототипом большей надежностью, является более простой и экономичной по расходу газа,:а значит, имеет меньший удельный .вес, отнесен ный к единице времени непрерывной работы. Кроме того, система позволяет повысить безопасность работающих, повысить производительность труда, упростить техническое обслуживание системы в период эксплуатации.