Способ определения напряжений в образцах и деталях машин и механизмов в процессе их испытания или эксплуатации

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.Класс 42k, 21, № 110817

СССР

КС:.С!)11 О!1 1И

i """" " 12

Т1:ХИ1!,".СКл !

ЫЬАЫО Г А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У

Б. А. Артамонов

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАП РЯЖЕНИЙ В ОБРАЗЦАХ

:И ДЕТАЛЯХ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ

ИСПЫТАНИЯ ИЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.Заявлено 4 июня !957 г. аа ¹ 5742!5 в Ьоз1итет во аслагя изобретений и открытий ири Совете Министров СССР с нрисоедиие:и,егя аая.ки ¹ 57498!

Предметом изобретения является способ определения простых и сложных напряжений(растяжения, сжатия, кручения и изгиба), соответствующих пределу текучести в повер»ностном слое образцов металлов или машинных деталей в процессе их испытания или эксплуатации, основанный на предварительной пластической деформации исследуемого участка детали, например, посредством пресса Бринелля.

Особенность предлагаемого способа заключается в том, что подвергнутый пластической деформации наклепом исследуемый участок деталей до их окончательной обработки на металлорежущем или шлифовальном станке сошлифовывают или иным образом обрабатывают до требуемого размера, не превышающего глубины образуемой наконечником пресса лунки. После этого визуально определяют наличие нагрузок и наппяжений, соответствующих пределу текучести, по образованию в предварительно дефопмированной наклепом зоне вздутий, явтяющихся негативным отображением сошлифованной лунки.

Предлагаемый способ дает возможность обнаружения слабых звеньев в собранных машинах и механизмах и установления нормальных силовых режимов их работы, а также для выявления стертых клеймений EIB - металлических изделиях.

Техника осуществления способа заключается в следующем.

Поверхность исслед1 емой детали подвергают местной деформации сжатием. Эту дефоомацию проще всего производить на прессах Бринелля или Роквелла наконечниками, соответствующими твердости металла. В результате пластической деформации на детали остается след наконечника — лунка, глубину которой определяют посредством расчетов.

Деформацию осуществляют до проведения окончательной механической обработки детали на металлорежлцих или шлифовальных станках. Если деталь подвергают термической обработке, то операцию № 110817

Предмет изобретения

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Л1инис!ров СССР

Отв. редактор Л. П. Ситников

Подп. к пен. 24Л 11-58 г.

Тираж 1350 Цена 25 коп.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,17 п. л. Зак. 1979.

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14

-нанесения лунки производят после ирофбдбЫяятермической обработки.

Диаметр детали на исследуемом

tt .ь ° ""! н и ,1 + ..учас!1!ке к момейту. нанесения лунки

1 > Расдсчч!итьцватОт по фоРмУле:

D —,—.,d„+.9й м,и; где d — " диаметр готовои детали после сошлифовки;

h — глубина лунки.

В процессе пластической деформации в слоях детали, лежащих под

«днох!» лунки, появляется местный наклеп, занимающий определенную деформированную зон, которая приблизительно повторяет форму и размеры лежащей выше лунки.

Поверхность, на которой нанесена лунка, подвергают шлифованию с обязательным охла>кденисх1, во избежание нагрева детали, который может привести к рекристаллизации деформированной зоны. Шлифованием летали в размер d заканчивается подготовка детали к испытанию. В процсссе исследования ttcnnходимо следить за тем, чтобы толщина сошлифованного с.!оя металла не превышала глубины лунки.

Шлифованис может быть заменено хонингованисм, операцией супсрфиниша или стравливанпя слоя металла B кислотах с последующим электрополированием.

После сошлифовывания tv!litt! детали обозначают у !асти! i нахождения наклепанной зоны посредством записи координат зоны. Подготовленную указанным способом деталь пускают в эксплуатацию.

В процессе эксплуатации детали, в случае приложения к ней нагрузок, выводящих металл детали за предел текучести, на поверхности детали на участке наклепанной зоны появляется вздутие, являющееся негативным отображением сошлифованной лунки.

Наличие таких вздутий на поверхности исследуемой детали или образца служит сигналом того, что деталь находилась под воздействием нагрузок, выводящих материал за предел текучести.

Способ определения напряжений в образцах и деталях машин и механизмов в процессе их испытания или эксплуатации, при любых режи«ах, а также в условиях их износа при наличии или отсутствии агрессивной среды, основанный на предварительной пластической деформации исследуемого участка дета "v. посредством, например, пресса

Бринес!ля, отличающийся тем, что, с целью обнару>кения слабы.; веньев в собранных машинах и механизмах и установления пормагнпых силовых пс ки !ов их работы, подвергнутый пластической деформации паклспом, исследуемый участок деталей до их окончательной обработки на металлорсжушсм ил!". н!лифоiза:!ьi!01! сто!! iKе со!нлиtpовывают или иным образом обрабатывают до трсбуемо"o пазмера, нс прсвышаюшсго глубины образуемой наконечником пресса лунки, и визуально определяют наличие нагрузок и папрлжени!1, соответствующих пределу текучести, по образованию в предварительно деформированной наклепом зоне вздутий являющихся негативным отображением сошлифованной лунки.