Направляющий аппарат осевой турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОЙ ТУРБО/МАШИНЫ, содержащий лопатки с хвостовиками, расположенные между периферийным и привтулочным ободами , последний из которых имеет внутреннюю и наружную обечайки, соединенные между собой с образованием кольцевой полости, заполненной демпфирующим наполнителем , причем в наружной обечайке выполнены профилированные окна, в которых размещены с зазором хвостовики лопаток, контактирующие с наполнителем, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности работы путем расширения диапазона демпфирования колебаний лопаток, во внутренней обечайке выполнены отверстия, а концы хвостовиков размещены в последних и закреплены на внутренней обечайке. (Л оо ю ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 09) (11) 1108221 A з сю F 01 D 9/02; F 01 D 5/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИ,ЦЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3576988/24-06 (22) 08.04.83 (46) 15.08.84. Бюл. № 30 (72) В. А. Фролов, А. А. Толстоногов, А. И. Ермаков и В. А. Колесников (71) Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт им. акад. С. П. Королева (53) 621.438.9 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 386154, кл. F 04 D 29/66, 1972.

2. Патент ФРГ № 2361370, кл. F 01 D 5/26, опублик. 1975. (54) (57) НАПРАВЛЯЮЩИИ АППАРАТ

ОСЕВОИ ТУРБОМАШИНЫ, содержащий лопатки с хвостовиками, расположенные между периферийным и привтулочным ободами, последний из которых имеет внутреннюю и наружную обечайки, соединенные между собой с образованием кольцевой полости, заполненной демпфирующим наполнителем, причем в наружной обечайке выполнены профилированные окна, в которых размещены с зазором хвостовики лопаток, контактирующие с наполнителем, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем расширения диапазона демпфирования колебаний лопаток, во внутрен ней обечайке выполнены отверстия, а концы хвостовиков размещены в последних и закреплены на внутренней обечайке.

110822 1

Изобретение относится к турбостроению, в частности к направляющему аппарату осевой турбом а ш ин ы.

Известен направляющий аппарат осевой турбомашины, содержащий лопатки с хвостовиками, расположенные между периферийным и привтулочным ободами, последний из которых содержит с внутренней стороны демпфирующий эластичный элемент, причем в привтулочном ободе выполнены профильные окна, в которых размещены с зазором хвостовики лопаток, закрепленные на эластичном элементе (1).

Однако данное выполнение аппарата не обеспечивает высокую надежность работы турбома шины вследствие недостаточной эффективности демпфирования колебания лопаток.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является направляющий аппарат осевой турбомашины, содержащий лопатки с хвостовиками, расположенные между периферийным и привтулочным ободами, последний из которых имеет внутреннюю и наружную обечайки, соединенные между собой с образованием кольцевой полости, заполненной демпфирующим наполнителем, причем в наружной обечайке выполнены профилированные окна, в которых размещены с зазором хвостовики лопаток, контактирующие с наполнителем (2).

Однако известное выполнение аппарата не обеспечивает высокую надежность работы турбомашины вследствие слабого демпфирования высокочастотного спектра колебания лопаток.

Цель изобретения — повышение надежности работы путем расширения диапазона демпфирования колебаний лопаток.

Указанная цель достигается тем, что в направляющем аппарате осевой турбомашины, содержащем лопатки с хвостовиками, расположенные между периферийным и привтулочным ободами, последний из которых имеет внутреннюю и наружную обе5

40 чайки, соединенные между собой с образова нием кольцевой полости, заполненной демпфирующим наполнителем, причем в наружной обечайке выполнены профилированные окна, в которых размещены с зазором хвостовики лопаток, контактирующие с наполнителем, во внутренней обечайке выполнены отверстия, а концы хвостовиков размещены в последних и закреплены на внутренней обечайке.

На фиг. 1 показан направляющий аппарат, поперечный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Направляющий аппарат осевой турбомашины содержит лопатки 1 с хвостовиками 2, расположенные между периферийным

3 и привтулочным ободами. Последний имеет внутреннюю 4 и наружную 5 обечайки, соединенные между собой с образованием кольцевой полости, заполненной демпфирующим наполнителем 6, причем в наружной обечайке 5 выполнены профилирова нные окна 7, в которых размещены с зазором д хвостовики 2 лопаток 1, контактирующие с наполнителем 6. Во внутренней обечайке 4 выполнены отверстия 8, а концы 9 хвостовиков 2 размещены в отверстиях 8 и закреплены сваркой на внутренней обечайке 4.

В качестве демпфирующего наполнителя 6 может быть использован кольцевой набор лент (не показано), изготовленных из сетки.

Обечайки 4 и 5 выполняют тонкостенными.

Во время работы турбомашины демпфирование низкочастотного колебания лопаток 1 происходит за счет трения хвостовика 2 о демпфирующий наполнитель 6 и трения между слоями сеток наполнителя 6.

Высокая частота колебания лопатки 1 проходит от хвостовика 2 на внутреннюю обечайку 4 через сварное соединение, ее гасит демпфирующий наполнитель 6 вследствие его трения об обечайки 4 и 5.

Применение предлагаемого аппарата обеспечивает высокую надежность работы осевой турбомашины вследствие демпфирования колебания лопаток в широком спектре частот.

1108221

Составитель Ю. Антипов

Редактор Ю. Ковач Техред И. Верес Корректор И. Муска

Заказ 5384/24 Тираж 502 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4