Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий корпус и расположенные в нем ротор с рабочими колесами и статор, включающий силовую стойку передней опоры опорно-упорного подшипника , снабженную кольцевой проставкой ., расположенной с осевым зазором относительно обода диска рабочего колеса первой ступени, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем ограничения величины осевого смещения ротора при разрушении опорно-упорного подшипника, кольцевая проставка выполнена из материала с меньшей твердостью, чем материал дисков рабочих колес, и имеет на торцовой поверхности, обращенной к ротору, ограничительный бурт, а обод диска рабочего колеса первой ступени снабжен выступом, взаимодействующим с буртом при разрушении подшипника. (П

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1108246

3(5D F 04 D 1902 F 02 7 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ - 1,, К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3394239/25-06 (22) 11.02.82 (46) 15.08.84. Бюл. № 30 (72) Ш. У. Батырев, В. Н. Лысенко, В. А. Мосин и P. К. Музыкант (53) 621.438 (088.8) (56) 1. Патент Великобритании № 1336808, кл. F 02 С 7/06, опублик. 1975.

2. Масленников М. М., Шальман Ю. И.

Авиационные газотурбинные двигатели.

М., «Ма ш и нострое ние», 1975, с. 301, рис. 10.1. (54) (57) ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО

ДВИГАТЕЛЯ, содержащий корпус и расположенные в нем ротор с рабочими коле, сами и статор, включающий силовую стойку передней опоры опорно-упорного подшипника, снабженную кольцевой проставкой., расположенной с осевым зазором относительно обода диска рабочего колеса первой ступени, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем ограничения величины осевого смещения ротора при разрушении опорно-упорного подшипника, кольцевая проставка выполнена из материала с меньшей твердостью, чем материал дисков рабочих колес, и имеет на торцовой поверхности, обращенной к ротору, ограничительный бурт, а обод диска рабочего колеса первой ступени снабжен выступом, взаимодействующим с буртом при разрушении подшипника.

1108246

Составитель В. Чернов

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 624 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оп крытий! l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Гулько

Заказ 5387 25

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в осевых многоступенчатых компрессорах газотурбинных двигателей.

Известна турбомашина, содержащая ротор, установленный в подшипниках, и статор, имеющий кольцевой гибкий элемент, взаимодействующий с ротором при разрушении подшипника двигателя (1).

Такое выполнение турбомашины не гарантирует надежного торможения и сохранения лопаток ротора при увеличении опорно-упорного подшипника.

Известен также осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя, содержащий корпус и расположенные в нем ротор с рабочими колесами и статор, включающий силовую стойку передней опоры опорно-упорного подшипника, снабженную кольцевой проставкой, расположенной с осевым зазором относительно обода диска рабочего колеса первой ступени (2).

Однако и это выполнение осевого компрессора приводит к тому, что при поломке опорно-упорного подшипника и осевом смещении ротора может произойти взаимное зацепление лопаток ротора и статора комп ессора.

Г елью изобретения является повышение надежности работы компрессора путем ограничения величины осевого смещения ротора при разрушении опорно-упорного подшипника.

Указанная цель достигается тем, что в осевом многоступенчатом компрессоре газотурбинного двигателя, содержащем корпус и расположенные в нем ротор с рабочи ми колесами и статор, включающий силовую стойку передней опоры опорно-упорного подшипника, снабженную кольцевой проставкой, расположенной с осевым зазором относительно обода диска рабочего колеса первой ступени, кольцевая проставка

35 выполнена из материала с меньшей твердостью, чем материал дисков рабочих колес, и имеет на торцовой поверхности, обращенной к ротору, ограничительный бурт, а обод диска рабочего колеса первой ступени снабжен выступом, взаимодействующим с буртом при разрушении подшипника.

На чертеже показа н предла гаемы и компрессор, продольный разрез.

Осевой многоступенчатый компрессор газотурбинного двигателя содержит корпус

1 и расположенный в нем ротор 2 с рабочими колесами 3 и статор 4, включающий силовую стойку 5 передней опоры опорноупорного подшипника 6, снабженную кольцевой проставкой 7, расположенной с осевым зазором относительно обода 8 диска рабочего колеса 9 первой ступени, причем кольцевая проставка 7 выполнена из материала с меньшей твердостью, чем материал дисков рабочих колес, и имеет на торцовой поверхности, обращенной к ротору 2, ограничительный бурт 10, а обод 8 диска рабо-. чего колеса 9 первой ступени снабжен выступом 11, взаимодействующим с буртом

10 при разрушении подшипника 6.

В случае разрушения опорно-упорного подшипника 6 ротор 2 компрессора под воздействием газодинамических сил смещается в осевом направлении в сторону силовой стойки 5 передней опоры, при этом ограничительный бурт 10 кольцевой проставки 7 взаимодействует с выступом 11 обода 8 диска рабочего колеса 9 первой ступени. Благодаря этому не происходит взаимного касания лопаточных аппаратов статора и ротора в момент аварийной остановки компрессора.

Таким образом, такое выполнение осевого многоступенчатого компрессора позволяет сохранить лопатки при разрушении опорно-упорного подшипника.