Камневая опора скольжения закрытого типа с осевым натягом для осей приборов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА С ОСЕВЫМ НАТЯГОМ ДЛЯ -ray//// y/yg в108i5 ОСЕЙ ПРИБОРОВ, содержащая сквозной камень, запрессованный в опуаву, цилиндрическую цапфу со сферической пятой и накладку со сферической выемкой на торце, контактирующей с пятой цапфы, отличающаяся тем, что, с целью повышения осевой грузоподъемности и уменьшения чувствительности к колебаниям нагрузки, сферическая пята цапфы выполнена с радиусом, составляющим 0,8-0,96 радиуса сферической выемки на торце накладки, а в сферической выемке накладки по ее оси выполнен кратер с диаметром, составляющим 0,2-0.,3 диаметра сферической выемки. сл с 00 00 00 О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (1% (11) 108386 А

gag С 04 В 31/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

8i . : с .1 Ъ а 1„. 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) 1. Хандельсман Ю.М. Камневые опоры. М., "Машиностроение", 1973, с. 100.

2. Там же, (прототип ). (2! ) 3566754/18-10 (22) 12.01.83 (46) 15.08.84. Бюл. Ф 30 (72) Ю.М.Хандельсман, С. Г.усков и 0.Г. Андреева (71) Научно-исследовательский институт часовой промышленности (53) 681.112(088.8) (54) (97) КАМНЕВАЯ ОПОРА СКОЛЫКЕНИЯ

ЗАКРЫТОГО ТИПА С ОСЕВЫМ НАТЯГОМ ДЛЯ

ОСЕЙ ПРИБОРОВ, содержащая сквозной камень, запрессованный в оправу, цилиндрическую цапфу со сферической пятой и накладку со сферической выемкой на торце, контактирующей с пя4 той цапфы, отличающаяся тем, что, с целью повышения осевой грузоподъемности и уменьшения чувствительности к колебаниям нагрузки, сферическая пята цапфы выполнена с радиусом, составляющим 0,8-0,96 радиуса сферической выемки на торце накладки, а в сферической выемке накладки по ее оси выполнен кратер с диаметром, составляющим 0,2-0,3 диаметра сферической выемки.

1108386

Поставленная цель достигается тем, что и камненой опоре скольжения закрытого типа с осевым натягом для осей приборов, работающих нри высоких угловых скоростях, содержащей сквозной камень, запрессованный в оправу или корпус прибора, цилиндрическую цаифу со сферической интой и накл((дку со сферической выемкой на торце, контактирующей с пятой цапфы, сферическая пята пал< )14 выполи»на с радиусом, составляющим 0,8-0,96 радиуса сферической 11>,I("я:и IIë торце накладки, а н сф»р><ч(< к(и >ы(мке накладки по ее

O(È l3b!(I (> I II (II Х » Лт (t) (. ци яме т g) <)t t >

cclc1 à>))>яки;>1. О, -О, 1 циам(тра (ф»риЧ((К()l I Il!it. I II II

50

Изобретение относится к точному приборостроению, а точнее к узлам трения с цилиндрическими опорами закрытого типа, работающими с осевым натягом ири угловых скоростях 5 вращения до 60000 об/мин и более.

Известна камневая опора скольжения закрытого типа, сод(,)жащая сквозной камень, запрессованный н оправу, цилиндрическую цапфу со сфе- 1О рической пятой и накладку 1(.

Однако при осевом натяге скоростные камневые опоры с плоской наклад— кой практически не работают.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является, камневая опора скольжения закрытого типа, содержащая сквозной камень, загрессованньп в оправу, цилиндрическую цаифу со сферической пятой и рб накладку со сферической выемкой на торце (2).

Сферическая выемка на накладном камне предназначена для регулирования момента трения и ри различных д положениях оси вращения (от горизонтального до вертикального), т. е. для снижения позиционной ошибки и для снижения контактных данпений н упорной паре. Однако такие камневые опо- Зо

pbt скольжения закрытого типа работают с осевым зазором 0,02-0,06 мм, что принодит к нестабильности положения вращающегося вапа относительно корпусной детали в осевом направлении.

Целью изобретения является повышение осевой грузоподъемности опоры и уменьшение чувствительности к колебаниям нагрузки.

На фиг. I представлена камневая опора скольжения, разрез; на фиг.2 и 3 — формы исполнения накладки н опоре, согласно фиг. I; на фиг.4 нагрузочные характеристики опоры:

a) без кратера, при 60 тыс.об/мин, б) с кратером, ири 60 тыс.об/мин; н) то же, при 30 тыс.об/мин.

В оправу 1 (фиг. 1), установленную в корпусе 2 прибора, запрессован сквозной камень 3. Цилиндрическая цапфа 4 вала пропущена через скноэной камень 3 и упирается в накладной камень 5, запрессованный соосно со сквозным камнем 3. Подпятник 6 установлен в корпус 2 прибора и закреплен винтами 7. На торцовой поверхности накладного камня 5, обращенной к цилиндрической цапфе 4, выполнена сферическая выемка 8. У цапфы 4 пята 9 выполнена сферической с радиусом сферы, близким радиусу выемки 8 в накладном камне 5 и составляющим от 0,8 до 0,96 радиуса сферы выемки.

В выемке 8 .накладного камня 5 по его оси выполнен кратер и форме конуса 10а (фиг.l), сферы 10б (фиг.2) или сквозного отверстия !Ов (фиг.3).

Камневая опора скольжения закрытого типа с осевым натягом для осей приборов работает следующим образом.

При вращении цапфы 4 за счет гидродинамического эффекта образуется масляный слой, надежно разделяющий трущиеся поверхности пяты 9 цапфы и накладного камня 5, способный противостоять внешним нагрузкам.

Благодаря кратеру 10 (а, б, в) снижается критичность опоры к контактным давлениям, при этом снижения гидродинамического всплытия цапфы не происходит, так как центральная часть накладного камня 5 не участвует в созсоздании несущей способности вследствие малых линейных скоростей. В то же время обеспечивается не точечный контакт, как в известной опоре с обычной сферической парой, а линейный, что принодит к значительному снижению контактных давлений.

В оптимальном варианте исполнения диаметр кратера 10 составляет

0,2-0,3 наружного диаметра.сферической выемки 8.

Таким образ >и, предлагаемая опора скольжения зак1>ьи . Ко типа работает с осевым натяг()tl II <>беспечива»: больl l0H38f) ВНИИПИ 3ака ., ° ир и 408 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4 шую осевую грузоподъемность за счет гидродинамического . ôôåêòà. Осевая грузоподъемность предлагаемой опоры с кратером не менее, чем в 2 раза больше, чем без него.

Благодаря вын олн ению кр атер а в накладном камне осуществляется н упорной паре линейное контактирование по тороидальной поверхности, которое приводит к тому, что при скорости 30000 об/мин момент трения до нагрузки 10001200 сН вообще не зависит от нагрузки.