Устройство для аэромагнитной вертолетной съемки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОМАГНИТНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ СЪЕМКИ, содержащее установленные под хвостовой балкой магнитометр, компенсатор магнитных помех в виде системы электромагнитных катушек и стержней, выполненных из магнитомягкого материала, прикрепленные к фюзеляжу при помощи хомута и рамы, установленные в фюзеляже измерительно-регистрирующий блок со схемой запуска, соединенный электрически с магнитометром, и блок питания, соединенный электрически с компенсатором магнитных помех, отличающееся тем, что, с целью повышения помехозащищенности , оно содержит преобразователь углового положения винта, установленный на фюзеляже и соединенный со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока . 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что преобразователь углового положения винта содержит входной вал, пару шестерен , выходной вал с установленным на нем кулачком, подвижный и неподвижный контакты, возвратную пружину, источник тока и делитель частоты, при этом входной вал соединен механически с главным редуктором вертолета, а также через пару шестерен и выходной вал с установленным на нем кулачком - с подвижным контактом, соединенным механически с возвратной пружиной и электрически соединенным с источником тока и образующим прерыватель тока в паре с неподвижными контактом, соединенным с первым входом, целителя частоты , второй вход которого соединен с источником тока, а выход - со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока.

СОЮЗ СОВЕтСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН зд11 G 01 Ч 3/165

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1„;

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

CO (21) 3575170/18-25 (22) 08.04.83 (46) 23.08.84. Бюл. № 31 (72) В. Я. Андреев, А. Э. Вацуро, В. Л. Канторович и В. С. Цирель (71) Научно-производственное объединение «Рудгеофизика» (53) 550.838 (088.8) (56) 1. Патент Франции № 2060261, кл. G 01 R 33/00, G 01 Ч 3/165, опублик. ! 971.

2. Пак В. П. и Трипольский В. П. Опыт применения вертолета при крупномасштабных аэрогеофизических съемках в горных районах Казахстана. — В кн.: Аэросъемка и ее применение. — Л, «Наука», 1967, с. 142 †1 (прототип). (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ АЭРОМАГНИТНОЙ ВЕРТОЛЕТНОИ СЪЕМКИ, содержащее установленные под хвостовой балкой магнитометр, компенсатор магнитных помех в виде системы электромагнитных катушек и стержней, выполненных из магнитомягкого материала, прикрепленные к фюзеляжу при помощи хомута и рамы, установленные в фюзеляже измерительно-регистрирующий блок со схемой запуска, сое„„SU„„1109700 А диненный электрически с магнитометром, и блок питания, соединенный электрически с компенсатором магнитных помех, отличающееся тем, что, с целью повышения помехозащищенности, оно содержит преобразователь углового положения винта, установленный на фюзеляже и соединенный со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что преобразователь углового положения винта содержит входной вал, пару шестерен, выходной вал с установленным на нем кулачком, подвижный и неподвижный контакты, возвратную пружину, источник тока и делитель частоты, при этом входной вал соединен механически с главным редуктором вертолета, а также через пару шес- Я терен и выходной вал с установленным на нем кулачком — с подвижным контактом, соединенным механически с возвратной пружиной и электрически соединенным с источником тока и образующим прерыватель тока в паре с неподвижными контактом, е . соединенным с первым входом. целителя частоты, второй вход которого соединен с источником тока, а выход — со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока. O

1109700

Изобретение относится к геофизике, а более конкретно — к аэромагнитным геофизическим методам, и может быть использовано при поисках и разведке полезных ископаемых.

Известно устройство для аэромагнитной вертолетной съемки, содержащее два магнитометра, установленных на выдвинутой штанге для уменьшения помех от носителя (1).

Недостатком известного устройства является сложность конструкции и трудность 10 предполетной проверки и настройки.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для аэромагнитной вертолетной съемки, содержащее установленные под хвостовой

15 балкой магнитометр, компенсатор магнитных помех в виде системы электромагнитных катушек и стержней, выполненных из магнитомягкого материала, прикрепленные к фюзеляжу посредством хомута и рамы, установленные в фюзеляже измерительно-регист- -2о рирующий блок со схемой запуска, соединенный электрически с магнитометром, и блок питания, соединенный электрически с компенсатором магнитных помех (2) .

Недостатком известного устройства является низкая помехозащищенность из-за влияния вращающихся намагниченных масс винта и трансмиссии вертолета.

Цель изобретения — повышение помехозашищенности.

Указанная цель достигается тем, что устройство для аэромагнитной вертолетной съемки, содержащее установленные под хвостовой балкой магнитометр, компенсатор магнитных помех в виде системы электромагнитных катушек и стержней, выполненных из магнитомягкого материала, прикреп- Ç5 ленные к фюзеляжу при помощи хомута и рамы, установленные в фюзеляже измерительно-регистрирующий блок со схемой запуска, соединенный электрически с магнитометром, и блок питания, соединенный элек- 4О тически с компенсатором магнитных помех, содержит преобразователь углового положения винта, установленный на фюзеляже и соединенный со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока.

Кроме того, преобразователь углового 45 положения винта содержит входной вал, пару шестерен, выходной вал с установленным на нем кулачком, подвижный и неподвижный контакты, возвратную пружину, источник тока и делитель частоты, при этом входной вал соединен механически с главным редуктором вертолета, а также через пару шестерен и выходной вал с установленным на нем кулачком — с подвижным контактом, соединенным механически с возвратной пружиной и электрически соединенным с источником.тока и образующим прерыватель тока в паре с неподвижным контактом, соединенным с первым входом делителя частоты, второй вход которого соединен с источником тока, а выход — со схемой запуска измерительно-регистрирующего блока.

На фиг. 1 представлена пространственная схема размещения основных узлов устройства; на фиг. 2 — функциональная схема преобразователя углового положения винта.

На наружной поверхности фюзеляжа вертолета 1 (фиг. 1) под хвостовой балкой с помощью хомутов 2 и рамы 3 прикреплен магнитометр 4 с дискретным отсчетом ядерно-прецессионного типа, а также система компенсации в виде электромагнитных катушек 5 и стержней 6, .выполненных из магнитомягкого материала. Внутри фюзеляжа вертолета 1 установлен измерительно-регистрируюший блок 7 со схемой 8 запуска, блок питания 9 электромагнитных катушек 5 и установленный на главном редукторе 10 датчик 11 углового положения винта 12.

С выходным валом 13 (фиг. 2) главного редуктора 10 соединен входной вал 14 вспомогательного редуктора, встроенного в датчик 11 углового положения. Вспомогательный редуктор содержит шестерни 15 и 16, . передающие вращение на его выходной вал

17, на котором посажен кулачок 18. Подвижный контакт 19 с возвратной пружиной

20 и неподвижный контакт 21 образуют электрическую цепь для механического прерывания тока источника 22; подключенного к входу делителя 23 частоты, выход которого соединен со схемой 8 запуска. Магнитометр 4 подключен к входу измерительнорегистрирующего блока 7.

Устройство работает следующим образом.

Вращающиеся намагниченные элементы винта 12 и трансмиссии создают в объеме магнитометра 4 магнитную помеху, период которой связан с углом поворота винта 12 и трансмиссии, в частности с углом поворота звеньев главного редуктора 10 и выходного вала 13. Датчик 11 углового положения вырабатывает электрические импульсы, зависящие во времени от угла поворота винта 12 и трансмиссии и поэтому от фазы магнитной помехи, которая может быть произвольно фиксирована путем, например, установки кулачка 18 и шестерни 16 или валов

13 и 14 в различные взаимные угловые положения. Зависимость импульсов датчика

11 углового положения от фазы помехи обеспечивается передачей движения от выходного вала !3 через входной вал 14, шестерни

l5 и 16 и выходной вал 17 на кулачок 18 при периодическом замыкании подвижного и неподвижного контактов 19 и 21 в цепи источника 22 под действием силы нажима выступающего профиля кулачка 18 на подвижный контакт 19, преодолевающей упругую силу возвратной пружины 20. Вспомогательная редукция посредством входного вала 14, шестерен 15 и 16 и выходного вала

1109700

17 и делением частоты делителем частоты 23 импульсов датчика 11 углового положения позволяют путем выбора соответственно передаточного отношения и коэффициента деления установить требуемое кратное соотношение между периодом помехи и периодом повторения выходных импульсов делителя 23 частоты, которые подаются в схему 8 запуска, где запускают цикл. измерений измерительно-регистрирующего блока 7. С момен-. та запуска начинается цикл измерения индукции магнитного поля, действующего на магнитометр 4.

Начало интервала измерения оказывается жестко фиксированным относительно фазы помехи. Поскольку интервал счета является постоянной величиной, приращение результата счета из-за воздействия периодической помехи также оказывается постоянной величиной, равной среднему значению помехи за интервал счета.

Действие периодической помехи оказывается аналогичным действию помехи от неФУГ. Г

Составитель В. Попадько

Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Тираж 71! Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, .Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Е. Папи

Заказ 5643 32

re !

t

I (l (1

1

I подвижных намагниченных масс вертолета и компенсируется имеющимися средствами компенсации стационарных магнитных помех электромагнитными катушками 5 и стержнями 6. Помеха от вращающегося винта и трансмиссии тем самым компенсируется, при этом повышается точность аэромагнитной съемки.

Изобретение позволяет повысить помехозащищенность благодаря компенсации помехи от вращающихся магнитных масс вертолета. Например, размах регистрируемой периодической помехи от вращающегося винта на одном из образцов вертолета Ми — 8 с маг нитометром аэрогеофизической станции

СКАТ вЂ” 77, имеющим автономную схему запуска цикла измерения, составляет

7...8 нТл при уровне остальных погрешностей порядка нТл.

Таким образом, использование в данном случае изобретения увеличивает точность измерений в 7...8 раз, соответственно возрастает и точность съемки.