Тягово-сцепное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО , содержащее устаиовленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный шар, и прижимной элемент, шарнирно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, шарнирно связанной с двухпозиционным рычагом, отличающееся тем, что, с целью исключения аварийны .х ситуаций при буксировании путем повышения надежности фиксации сцепного шара, на корпусе жестко установлена опорная чашка Д.1Я шара, снабженная фланцем с паза.мн, в которых подвижно установлены лепестки, причем указанные лепестки в положении взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно с опорной чашкой сферическую поверхность, соответствующую сцепному шару, а прижимной элемент выполнен в виде шарового пояса, установленного с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных лепестков. (О
СОЮЗ СОВЕТСНИХ и Ю
РЕСПУБЛИК
09I (И) ГОСУД М СТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕЛАМ ИЗОбРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
121) 346! 884/27-11 (22) 01.07.82 (46) 30.08.84. Ьюл. № 32 (72) А. С. Мелнк-Саркисьянц, В. П. Аржанников н А. С. Разниченко (?1) Мытнщинскнй ордена Октябрьской
Революции и ордена Отечественной войны ! степени машиностроительный завод (53) 629.113.013(088.8) (56) !. Патент США № 2874976, кл. 280-512, ! 959.
2. Патент США № 3954286, кл. 280-512, 1976 (прототнп). (54) (57} ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОИСТВО, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной шар н закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный шар, и прнжимной элемент, шарнирно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости носредством подпружиненной тяги, шарнирно связанной с двухиозицнонным рычагом, отличаюи(ееся тем, что, с целью исключения аварийных ситуаций при букснровании путем повышения надежности фиксации сцепного шара, на корпусе жестко установлена опорная чашка для шара, снабженная фланцем с пазами, в которыi подвижно установлены лепестки, причем указанные лепестки в положения взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно с опорной чашкой сферическую поверхность, соответствующую сцепному шару, а прижимной элемент выполнен в виде шарового пояса, установленного с возможностью взаимодейа ствия с наружной поверхностью указанных Е лепестков.
11!0077
Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств шарового TH))a предназначенных для подсоединения различных !)рицепов к легковым автомобилям.
Известно тягово-сценное устройство, содержа!цее установленный на одном транспорт>!ом средстве сцепной ша! и размещенный на другом транспортном средстве корпус, в котором шарнирно установлены охватываю<цие сцепной шар элементы и ме.<3низм прижима, взаимодействующий с верхними частями указанных элементов 11 .
При езде автомобиля с прицепом tto неровным дорог3ltt в тягово-сцеином устрой Tве наблюдается тенденция к выдергиванию сцецного шара из сценки. lip>1 этом нагруженн ы м и являются непосредственно все )етали этой сцепки, что наряду с возможными изгибными деформациями нагруженных <еталей снижает надежность сцепного устройства в целом.
Наиболее близким к изобретению является тягово-сценное устройство, содержа!цее установленный на одном транспортном средстве сцеиной шар и закреилениый на другом транспортном средстве корпус, охвятывак><ций указанный шяр, и прижимной элемент, шарнирно установленный < возможностьк) перемещения в продольной вертикальной и locKocTH посредством подпружиненной тяtH шарнирно связанной с двухпозиционным рычагом !2).
В этом устройстве прижимной элемент непосредственно входит в контакт со сцеиным шаром, что составляет площадь примерно 1/4 шарового пояса. Это связано с большими контактами напряжений и повышенным износом конструкции.
Кроме того, малая плоп<адь контакта вызывает значительные деформации корпуса сцеиногo замка, ври жим ногo элех)ента и самого механизма прижима, приводя!цие к выдергиванию сцеиного !нара. Это делает устройство ненадежным в работе.
Цель изобретения -- исключение аварийных ситуаций при буксировании путем повышения надежности фиксации el!et»lolo !ияР3.
Указанная цель достиг яется тем, что в тягово-сцепном устройстве, содержа<цем установленный на одном транспортном средсТВс сцепной шар и закрепленный н3 другом транспортном с редстве корпус, oKB3тыв3ê)щий указанный шяр, и прижимной э teitettT, шари!<рно установленный с возмож)ц)стью !
)ере4е1цения в продольной вертикальной
l1лоскости ftOCpC3CTB0M ttO. ftfp>>KHHCtlllOH ги, шарнирно связанной с двухпозиционнь.м рычагом, на корпусе жестко установлена опорная чашка для и!аря, снабженная флавием с пазами, в которых подвижно установлены лепестки. причем указанные лепестки в н!)ложении взаимодействия друг с другом боковыми f ранями образун)т совх<естно с опорной чашкой сферическую иоверхно<ть, соответствукнцую сцепному шару, а прижимной элемент выполнен в виде шарового цояся, установленногo с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных лепестков.
На фиг. 1 схематично изображено тягово-сце!!н<и устройство, разрез: на фиг. 2— шаровый сегмент с лепестками в сборе, раз)О рез; на фиг. 3 — то же, вид сверху: на фиг. 4 — — вид А иа фиг. 2.
Тягово-сцепное устройство содержит установленный !гя одном транспортном средстве сцеиной шар и разме<ценный на другом транспортном средстве корпус 2 сцепного устройства. Корпус имеет выштамповку 3 цилиндрической формы, в которой жестко закреплена опорная чашка 4 с лепестками 5.
Оцорная чашка 4 выполнена с фланцем 6 и пазами 7, а каждый лепесток 5 выполнен с <)гветными пазами 8, которыми оН устанавливается в пазы 7 опорной чашки 4. Лепестки 5 образуют совместно с опорной чашкой 4 нолую в пределах допустимого угла поверхность охвата сцепного шара 1. В корпусе 2 на оси 9 установлен прижимной элемент 10, 25 который имеет выц)тамповку 1 ио форме
)парового tto)tc3, взаимодействующую с лепестками 5. а также имеет отверстие 12 для вхождения .пара 1.
Прижимной элемент 10 имеет механизм ирижима, состоящий из рукоятки 13, взаимодействующей с корпусом 2, тяги !4, соединенной с рукояткой 13 осью 15, пружины !6, взаимодействующей с тягой 14 и прижимным элементом 10.
Рукоятка !3 и тяга 14 имеют отверстия 7, которые совмещак)тся при опущенной рукоятке 13, как показано на фиг. 1, и предназ-! начены для установки в них дополнительного фиксатора или обыкновенного замка как иротивоугонногo средства.
4<1 !1роцесс расценки происходит н <ледук)щсм порядке.
Из отверстия 17 вынимают фиксатор (не цоказан) и откидывают рукоятку !3 вверх и ир<)тив часовой стрелки до ее вертикаль)но)о положения (не показано!, 45 (!ри этом тяга 14 и пружина !6 опускаются и прижимной элемент 10 разворачивается вокру! шарнира 9 таким образом, что поверхность опускается ниже лепестков, что обесисчивя<т бесире!!ятсгвенное вынимание
50 шаря 1 через отверстие 12. Лепестки прН этом разворачиваются в пределах зазоров
В lt >1З>1 Х.
Процесс сце!!ки происхо:!èò в обратном порядке.
Б процессе работы сценки наиболее onacttt tit случаем, определян>щим ее надежность, является нагрузка, действую!цая на выдергивание шара из сцепки. Г!ри этом шар заK, Hl1и вя<тсtt в !
1110б77
+p?.3
Вид А
Составитель В. Угорелов
Редактор Л. Повха и Теаред И. Верее Корректор О. Билак
Заказ 5934/15 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Фнлнал ППП Патент>, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 усилие воспринимается непосредственно прижимным элементом в направлении его наибольшей жесткости, что и позволяет повысить надежность сцепки. В предлагаемом устройстве детали, контактирующие во время эксплуатации со сцепным шаром, т.е. подверженные наиболыиему износу, легкосъемны и просты в изготовлении, что позволяет повысить ремонтопригодность сцепного устройства.