Колесно-шагающий движитель транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий механизм вращения и щагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, а выходной вал привода вращения соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом , подпружиненный вал которого подвижно установлен в выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединен с криволинейной направляюшей , жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим - с ползуном , фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности включения колесного хода, упомянутый двухстепенной шарнир состоит из двух вилок и расположенной между ними крестовины, причем одна из вилок жестко соединена с выходным валом привода вращения колеса, другая - с его диском, а в i вилке диска и в крестовине выполнены соосные цилиндрические отверстия для воз (Л можности установки в них упомянутого ползуна , выполненного в виде гладкого цилиндрического вала с коническим концом. о 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.SU» 1110708
3(5D В 62 D 5702
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,. "k )) 1
) A
) г. ) г .) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3514539/27-11 (22) 26.11.82 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) П. Н. Синкевич, А. П. Ляхов и Г. И. Гедроить (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (53) 629.113.0! 2 (088.8) (56) 1. Патент США № 4241803, кл. 180 — 8, опублик. 1981.
2. П ате нт Н иде рл а ндо в № 604475, кл. В 62 D 57/02, опублик. 1978.
Ъ. Авторское свидетельство СССР № 810544, кл. В 62 D 57/02, 1981 (прототип). (54) (57) КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий механизм вращения и шагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, а выходной вал привода вращения соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом, подпружиненный вал которого подвижно установлен в выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединен с криволинейной направляющей, жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим — с ползуном, фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя, огличаюи(ийся тем, что. с целью повышения надежности включения колесного хода, упомянутый двухстепенной шарнир состоит из двух вилок и расположенной между ними крестовины, причем одна из вилок жестко соединена с выходным валом привода вращения колеса, другая — с его диском, а в вилке диска и в крестовине выполнены соИ осные цилиндрические отверстия для возможности установки в них упомянутого ползуна, выполненного в виде гладкого цилиндрического вала с коническим концом.
1110708
Изобретение относится к колесно-шагающим устройствам транспортных средств, в частности к машинам высокой проходимости, которые могут быть использованы в условиях бездорожья.
Известно колесно-шагающее транспортное устройство, содержащее платформу, механизм шагания и привод вращения колес (1).
Известно также транспортное средство, содержащее корпус, закрепленные на горизонтальных шарнирах по углам корпуса опорные стойки с опорными роликами на концах и силовыми приводами для поворота стоек в вертикальной плоскости (2).
Однако в известных устройствах при переходе на режим шагания опорные ролики контактируют с грунтом только по периметру, а опорная поверхность недостаточно приспосабливается к рельефу местности из-за поворота вокруг оси штока гидроцилиндра.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является колесно-шагающий движительь тра нс портного средства, содер жа щи и механизмы вращения и шагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, приаод вращения, выходной вал которого соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом, имеющим подпружиненный вал, подвижно установленный на выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединенный с криволинейной направляющей, жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим— с ползуном, фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя (3) .
Недостатком этого колесно-шагающего движителя является малая надежность блокировки двухстепенного шарнира, соединяюшего выходной вал привода вращения с диском колеса, поскольку при наклонах колеса относительно подпружиненного вала блокирующего механизма не всегда возможно соединение этого шлицованного вала со шлицованным отверстием в диске колеса.
Все это снижает надежность включения колесного хода после шагающего.
Цель изобретения — повышение надежности при включении колесного хода.
Поставленная цель достигается тем, что в колесно-шагающем движителе транспортного средства, содержащем механизм вращения и шагания ходового колеса, корпуса которых соединены между собой посредством цилиндрического шарнира с силовым приводом его поворота, а выходной вал привода вращения соединен с диском колеса посредством двухстепенного шарнира с блокирующим механизмом, подпружиненный
55 вал которого подвижно установлен в выходном валу привода вращения колеса и одним концом подвижно соединен с криволинейной направляющей, жестко установленной на корпусе механизма шагания, а другим — с ползуном, фиксирующим двухстепенной шарнир в колесном режиме работы движителя, упомянутый двухстепенной шарнир состоит из двух вилок и расположенной между ними крестовины, причем одна из вилок жестко соединена с выходным валом привода вращения колеса, другая — с его диском, а в вилке диска и в крестовине выполнены соосные цилиндрические отверстия для установки в них упомянутого ползуна, который выполнен в виде гладкого цилиндрического вала с коническим концом.
На фиг. 1 представлено транспортное средство, общий вид; на фиг. 2 — узел соединения привода колеса с корпусом механизма шагания; на фиг. 3 — двухстепенный шарнир в увеличенном масштабе; на фиг. 4разрез A — Л на фиг. 3.
Колесно-шагающее транспортное средство содер>кит платформу 1, корпус 2 механизма шагания, корпус 3 привода колес, гидроцилиндр 4 перевода режимов работы движителя, диск колеса 5, вал блокировки
6 с фиксирующим ползуном 7 и конусным направляющим концом 8, проходящим через цилиндрические отверстия 9 в крестовине 1О и вилке ll, образующие шарнир Гука, причем вилка 11 жестко связана с диском колеса 5 посредством болтовых соединений.
Вилка 12 выполнена заодно с валом 13 привода колеса 5. Вал 13 установлен в корпусе 3 привода колес на подшипниках 14, наружные обоймы которых находятся между буртиком 15 корпуса 3 привода колес 5 и крышкой 16. Между внутренними обоймами подшипников 14 установлена втулка 17.
На противоположном конце вала 6 установлен ползун 18, направляющая прорезь которого проходит через ось 19 шарнира.
На средней части вала 6 размещена пружина 20, которая одним концом упирается в выступ 21 на валу 6, а другим — в стопорное кольцо 22, установленное в коническое колесо 23, изготовленное совместно с валом 13 привода колеса. Ролик 24 установлен на пальце 25 ползуна 18 поворотно и имеет возможность перекатываться по направляющей 26. На другом конце ползуна
18 установлен упорный подшипник 27, закрытый крышкой 28, и во внутреннюю обойму которого установлен хвостовик вала 6.
Привод колеса 5 осуществляется через телескопический вал 29, шестерню 30, зубчатое колесо 31. К валу 13 и ступице колеса
5 прикреплен подпружиненный резиновый колпак 32.
Колесно-шагающий движитель транспортного средства работает следующим образом.
1110708
В режиме качения колеса 5 вращающий момент подается на телескопический вал 29 и с него через шестерню 30, потом на зубчатое колесо 31 и коническое колесо 23, а через вал 13 и шарнир Гука — на коле со 5.
Для увеличения опорной поверхности в режиме шагания колесо 5 переводится в горизонтальное положение. Для этого колесо 5 поворачивается на 90 под действием штока гидроцилиндра 4 с корпусом 3 привода колеса. При повороте корпуса 3 относительно корпуса 2 ролик 24, размещенный на ползуне 18, катится по направляющей 26. Одновременно ползун 18 скользит прорезью по оси 19 шарнира, сжимая пружину 20 на валу 6. При этом вал 6 с фиксирующим ползуном 7 и конусным направляющим концом 8 выходит из цилиндрических отверстий 9 вилки 1! и крестовины 10, разблокируя при этом шарнир Гука. Поскольку колесо 5 остается присоединенным к корпусу 3 привода при помощи шарнира Гука, имеющего две степени свободы в разблокированном состоянии, боковая опорная поверхность колеса 5 имеет лучшую приспосабливаемость к неровностям грунта, на который оно опирается.
Для возвращения колеса 5 в режим качения шток гидроцилиндра 4 втягивается в корпус 3 привода колеса поворачивается относительно корпуса 2 механизма шагания, 5 устанавливая плоскость колеса 5 в вертикальном положении, а подпружиненный резиновый колпак 32 помогает соосно установить цилиндрические отверстия 9 на валу 13 привода колеса, крестовине 10 и вилке 11. Одновременно под действием пружины 20 вал 6 перемещает свой фиксирующий ползун 7 с конусным направляющим концом 8. Благодаря наличию конусного направляющего конца 8 происходит соосное выравнивание цилиндрических отверстий 9
15 на валу 13, крестовине 10 и вилке 11. При этом ролик 24 ползуна 18 скользит по направляющей 26, а при полном входе штока в гидроцилиндр 4 фиксирующий ползун
7 застопорит шарнир Гука. После этого вращающий момент может подводиться к телескопическому валу 29 и передавать его на колесо 5.
Применение изобретения значительно повышает надежность его перевода с колесного хода на шагающий и обратно и тем самым повышает надежность работы транспортного средства.
>!,«отой!
110708
А-А
Редактор Л. Повхан
3 а к аз 5939/16
Составп-.елн l,..Ëïòcð
Техред И. Верес Корректор Л. Обрунар
Тираж 625 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5
Филиал ППП <<Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4