Покрытие для предохранения откосов от размыва

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ПОКРЫТИЕ ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТКОСОВ ОТ РАЗМЫВА, включающее кольцеобразные элементы в виде утилизованных резиновых шин с бетонным заполнителем, уложенных в горизонтальном положении на основании откоса и соединенных между собой, отличающееся тем. что, с целью повышения утойчивости покрытия в продольном и поперечном направлениях , к кольцеобразным элементам, расположенным линейно, прикреплены дополнительные кольцеобразные элементы, рас .положенные рядами вертикально и закрепленные в основании, причем вертикальные элементы выполнены рядами с различной ориентацией каждого ряда по отношению друг к другу 2. Покрытие по п. 1, отличающееся тем, что ряд вертикальных элементов, расположенный между рядами, взаимно перпендикулярными друг к другу, выполнен из кольцеобразных элементов, разрезанных по окружности на длину 0,5-0,95 ее периметра , а их части разведены по отношению друг к другу на угол 90°. (Л 00 ел 1 Ot)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„i 110856 зов E 02 В 3 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,,„"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

M АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3583749/29-15 (22) 25.04.83 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) В. А. Докин (7l ) Ставропольский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации (53) 626.35 (088.8) (56) 1. Затворницкий О. Г. Кон струк цй и из мягких оболочек в гидротехническом строительстве. М., «Энергия», 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 348139/28-!5, кл. Е 02 В 3/12, 1982 (прототип). (54) (57) l. ПОКРЪ|ТИЕ ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ОТКОСОВ ОТ РАЗМЫВА, включающее кольцеобразные элементы в виде утилизованных резиновых шин с бетонным заполнителем, уложенных в горизонтальном положении на основании откоса и соединенных между собой, отличающееся тем. что, с целью повышения утойчивости покрытия в продольном и поперечном направлениях, к кольцеобразным элементам, расположенным линейно, прикреплены дополнительные кольцеобразные элементы, рас,положенные рядами вертикально и закрепленные в основании, причем вертикальные элементы выполнены рядами с различной ориентацией каждого ряда по отношению друг к другу.

2. Покрытие по п. 1, отличающееся тем, что ряд вертикальных элементов, расположенный между рядами, взаимно перпендикулярными друг к другу, выполнен из кольцеобразных элементов, разрезанных по окружности на длину 0,5 — 0,95 ее периметра, а их части разведены по отношению друг g к другу на угол 90 .

1110856

Зо

Изобретение относится к гидротехническому строительству и может быть использовано для устройства гидротехнических сооружений на сильнодеформируемых грунтовых основаниях при строительстве каналов на просадочных грунтах.

Известны гидротехнические сооружения из мягких оболочек (1).

Для сооружений из эластичных материалов в основном используется дефицитный материал — резиноткань и полимерные пленки, что ограничивает использование таких сооружений на сильнодеформируемых . основаниях. Большинство этих гидротехнических сооружений делается с гладким покрытием водопроводящих элементов, что снижает эффективность гашения избыточной энергии водного потока. В большинстве применяемых покрытий из эластичных материалов устройчивость обеспечивается за счет собственных гравитационных сил, веса обсыпки, гидростатического давления воды или анкерных приспособлений. При использовании легких эластичных материалов в покрытии трудно обеспечить надежную его работу, так как не всегда целесообразно увеличивать вес (толщину) обсыпки, а величина гидростатического давления воды невелика, или периодически действующая, или вообще отсутствует, и анкеровка полотнищ покрытия технически сложна или экономически нецелесообразна.

Известно также покрытие для предохранения откосов от размыва, включающее кольцеобразные элементы в виде утилизованных резиновых шин с бетонными заполнителем, уложенных в горизонтальном положении на основании откоса и соединенных между собой (2) .

Недостатком такого покрытия является то, что при больших скоростях водного потока возможно нарушение устойчивости покрытия и его смещение вдоль направления движения основной массы воды вблизи покрытия.

Целью изобретения является повышение устойчивости покрытия в продольном и поперечном направлениях.

Указанная цель достигается тем, что к кольцеообразным элементам, расположенным линейно, прикреплены дополнительные кольцеобразные элементы, расположенные рядами вертикально и закрепленные в основании, причем вертикальные элементы выполнены рядами с различной ориентацией каждого ряда по отношению один к другому.

Кроме того, ряд вертикальных элементов, расположенный между рядами, взаимно перпендикулярными друг к другу, выполнен из кольцеобразных. элементов, разрезанных по окружности на длину 0,5 — 0,95 ее периметра, а их части разведены по отношению друг к другу на угол 90 .

На фиг. 1 изображено предлагаемое покрытие, план; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Покрытие для предохранения откосов состоит из утилизованных резиновых шин 1, связанных между собой соединительными элементами 2, пробок 3 между резиновыми шинами 1 и пробок 4 внутри резиновых шин, кольцеобразных элементов 5 — резиновых шин, закрепленных в основании вертикально поперек направлению движения потока воды, кольцеобразных элементов 6 — резиновых шин, закрепленных в основании вертикально вдоль потока воды, резиновых шин 7, разрезанных по окружности на 0,5—

0,95 ее длины, половинки их разведены на угол 90 и закреплены в основании в виде перевернутых Г-образных блоков. Резиновые шины 1, 5, 6, 7 соединяются элементами 8. Шины 5 и 6 закрепляются обратной засыпкой 9 грунта, а шины 7 — обратной засыпкой 10 грунта.

Покрытие собирается и работает следующим образом.

По площади откоса устраиваются траншеи и в них устанавливаются резиновые шины 5, 6 или 7 и засыпаются грунтом до поверхности откоса. Устанавливаются соединительные элементы 8. Затем раскладывают резиновые шины 1, прикрепляют их элементами 8, стыкуют между собой и скрепляют элементами 2. В свободном пространство между резиновыми шинами и внутри их устанавливают пробки 3 и 4. При попадании потока на покрытие поток поступает в полости шин, изменяет направление и скорость, следствием чего является снижение энергии потока.

При развитии деформаций в основании резиновые шины за счет своей эластичности

f полностью воспринимают все перемещения поверхности откоса (вертикальные и горизонтальные), а так как резиновые шины соединены между собой, то перемещения компенсируются и перераспределяются между соседними шинами. Кроме улучшения устойчивости покрытия, улучшается и противоползневая устойчивость откоса, так как армируется сеткой из резиновых шин, закрепленных в его теле и соединенных между собой. Предлагаемое покрытие может быть использовано на крутых откосах.

Утилизованные шины общедоступны и дешевы, что делает их применение особенно эффективными.

11l0856

С оста в и тель P. На горн ая

Редактор Н. Швыдкая Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 5942/24 Тираж 643 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород,. ул. Проектная, 4