Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, установленный между упорным и подпружиненным нажимным дисками, и промежуточный диск, расположенный со стоSIL 1110957 А a9)J 3

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиЕ. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3604465/25-27 (22) 10.06.83 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) М. П. Шишкарев (53) 621.825.54 (088.8) (56) 1. Поляков В. С., Барбаш И. Д.

Ряховский О. А. Справочник по муфтам, Л., Машиностроение, 1979, с. 279, рис. У11. 26.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3475962/25-27, кл. F 16 D . 7/02, F 16 D 13/04, 1982. (54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, установленный между упорным и подпружиненным нажимным дисками, и промежуточный диск, расположенный со сто„„SU„, 1110957 A

3(5D F 16 D 702 F 16 D 1304 роны нерабочего торца нажимного диска и взаимодействующий с ним, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности срабатывания за счет снижения трения скольжения между элементами муфты, упорный диск установлен на,ведущей полумуфте посредством резьбы, нажимной диск на ступице упорного диска — посредством резьбы, резьбы выполнены несамотормозящими одинакового направления, промежуточный диск жестко закреплен на ступице упорного диска, упорный и нажимной диски подпружинены посредством тангенциально расположенных между нажимным и промежуточным дисками пружин, а на ведущей полумуфте установлен ограничитель осевого перемещения упорного и поворота нажимного дисков относительно ведущей полумуфты.

1!10957

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для предохранения от перегрузки механизмов машин.

Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом фрикционных дисков, поджатых друг к другу пружинами, и отжимное устройство, выполненное в виде помещенных между закрепленными на ведущей полумуфте и нажимном диске обоймами со скосами роликов (1).

Недостатком указанной муфты является то, что ввиду применения пружин с большим рабочим усилием точность ее срабатывания ограничена.

Известна также предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные пакетом фрикционных дисков, и отжимное устройство, выполненное в виде установленного на резъбовой втулке нажимного диска, на нерабочем торце которого выполнены кулачки, взаимодействующие с кулачками подпружиненного диска. Резьбовая втулка соединена с ведущей полумуфтой несамотормозящей резьбой, направление которой противоположно направлению резьбы между резьбовой втулкой и нажимным диском, на резьбовой втулке закреплен промежуточный диск с кулачками, взаимодействующий с кулачками подпружиненного диска (2).

Недостатком указанной муфты является то, что из-за наличия трения скольжения между кулачками резьбовой втулки и нажимного диска с кулачками подпружиненного диска точность срабатывания муфты ограничена.

Цель изобретения — повышение точности срабатывания муфты.

Указанная цель достигается тем, что в предохранительной фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, установленный между упорным и подпружиненным нажимным дисками, и промежуточный диск, расположенный со стороны нерабочего торца нажимного диска и взаимодействующий с ним, упорный диск установлен на ведущей полумуфте посредством резьбы, нажимной диск — на ступице упорного диска — посредством резьбы, резьбы выполнены несамотормозящими одинакового направления, промежуточный диск жестко закреплен на ступице упорного лиска, упорный и нажимной диски подпружинены посредством тангенциально расположенных между нажимным и промежуточным дисками пружин, а на ведущей полумуфте установлен ограничитель осевого перемещения упорного и поворота нажимного дисков относительно ведущей полумуфты.

На фиг. 1 изображена предохранительная фрикционная муфта, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Предохранительная фрикционная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты. На полумуфте 1 на резьбе правого направления смонтирован упорный диск 3, на ступице которого на резьбе правого направления смонтирован нажимной диск 4.

Резьбы выполнены несамотормозящими. Между дисками 3 и 4 установлен пакет фрикционных дисков, состоящий из ведущих 5 и ведомых 6 дисков, соединенных своими шлицами соответственно с упорным диском

3 и ведомой пролумуфтой 2. На нажимном диске 4 на пальцах 7 установлены сегменты 8. На упорном диске 3 на шпонке 9 установлен промежуточный диск 10 с бобышками, несущими винты 11, регулирующие усилие сжатия пружин 12, установленных тангенциально между бобышками промежуточного диска 10 и сегментами 8 нажимного диска. От осевого смещения диск 10 зафиксирован стопором 13. На полумуфте 1 смонтирован на шпонке 14 диск 15, являющийся ограничителем осевого перемещения упорного диска 3 и поворота нажимного диска 4 относительно полумуфты l. Диск 15 имеет бобышки, взаимодействующие с сегментами 8 (см. фиг. 2). Гайка 16, установленная на ведущей полумуфте, обеспечивает регулировку зазора между торцами диска

15 и ступицы упорного диска 3, а гайка 17 обеспечивает фиксацию гайки 16. От самопроизвольного смещения вдоль оси в направлении нажимного диска диск 15 зафиксирован выполненной на нем кольцевой канавкой, в которой помещен фиксатор 18, закрепленный в гайке 16.

Диск 15 устанавливается таким образом, чтобы между ним и упорным диском имелся зазор (см. фиг. 1), контроль которого осуществляется через специальные окна в диске 15.

Предохранительная фрикционная муфта работает следующим образом.

Пружины 12, воздействуя на сегменты 8 и бобышки диска 10, поворачивают упорный диск 3 относительно нажимного диска 4 и создают через резьбовое соединение между ними усилие сжатия пакета фрикционных дисков 5 и 6. При вращении ведущей полумуфты 1 против часовой стрелки (вид справа по фиг. 1), крутящий момент с полумуфты

1 передается через диск 15, сегменты 8, нажимной диск 4 и пакет фрикционных дисков — ведомой полумуфте 2. При этом, в передаче нагрузки принимает участие также упорный диск 3, взаимодействующий с сегментами 8, через диск 10 посредством пружин 12.

Упорный диск 3, при этом, стремится повернуться по часовой стрелке относительно полумуфты 1, однако, это не происходит, так как он подпружинен относительно полумуфты 1 через сегменты 8 и диск 15 пружинами 12, отрегулированными на передачу номинальной нагрузки. При перегрузке упорный диск 3, 1110957

9vz 2

Составитель В. Иванов

Редактор А. Долинич Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов

Заказ 5950/29 Тираж 912 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 поворачиваясь по часовой стрелке, отходит по резьбе полумуфты 1 влево, сжимая пружины 12. При этом, усилие сжатия пакета фрикционных дисков уменьшается.

При вращении ведущей полумуфты по часовой стрелке, крутящий момент с полумуфты 1 передается через упорный диск 3, пакет фрикционных дисков полумуфте 2.

При этом, в передаче нагрузки принимает участие также нажимной диск 4, поджатый к фрикционным дискам 5 и 6 пружинами 12 10 посредством резьбового соединения между упорным и нажимным дисками. В этом случае осевой зазор между упорным диском 3 и диском 15 выбирается и полумуфта работает как одно целое с упорным диском.

При перегрузке нажимной диск 4, поворачиваясь против часовой стрелки, отходит по резьбе упорного диска 3 вправо, сжимая пружины 12. При этом усилие сжатия пакета фрикционных дисков уменьшается.

Для компенсации износа фрикционных дисков осевой зазор между упорным диском

3 и диском 15 регулируется осевым перемещением последнего при помощи гайки 16.

В предложенной муфте усилие силового замыка ния фрикционных дисков создается за счет взаимодействия упорного диска с ведущей полумуфтой, а также нажимного диска с упорным диском путем подпружинивания нажимного диска относительно упорного диска. Это исключает дополнительную пару трения скольжения, и, следовательно, повышает точность срабатывания муфты. Кроме того, в данной муфте величина осевого зазора между упорным диском 3 и диском

15 мала и составляет 0,05 — 0,1 мм, что практически не сказывается на надежности муфты при эксплуатации ее в реверсивном режиме.

Указанные преимущества предложенной муфты позволяют повысить точность ее срабатывания, а также упростить ее конструкцию и уменьшить по сравнению с прототипом вес и осевые габариты.