Предохранительный клапан
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН , содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, в стенке колпака установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки, снабженные зубчатыми венцами и сообщающие полость под колпаком с выходной полостью , а на корпусе выполнена зубчатая рейка , входящая в зацепление с зубчатыми венцами упомянутых патрубков. (Л со со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3 (5D
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ
Й ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ е е
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3604500/25-08 (22) 14.06.83 (46) 30.08.84. Бюл. № 32 (72) В. А. Зверев и Н. И. Макаров (53) 621.646 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 402708, кл. F 16 К 17/04, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР № 367780, кл. F 16 K 17/04, 1968 (протоTHAI) . (54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН, содержащий снабженный входным.„Я0„„1110979 А и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, в стенке колпака установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки, снабженные зубчатыми венцами и сообщающие полость под колпаком с выходной полостью, а на корпусе выполнена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатыми венцами упомянутых патрубков.
1110979
Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для защиты технологических систем от повышения в них давления сверх допустимого.
Известен предохранительный клапан, содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган (1).
Недостатком этого клапана является относительно низкая скорость подъема запорного органа.
Наиболее близким к изобретению по технической сушности является предохрани. тельный клапан, содержащий снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размешен контактируюший с седлом запорный орган с подъемным колпаком 12).
Недостатком клапана такого типа является то, что остановка запорного органа в крайних положениях происходит с ударом, что снижает надежность его .работы.
Цель изобретения — повышение надежности работы клапана.
Указанная цель достигается тем, что в предохранительном клапане, содержащем снабженный входным и выходным патрубками корпус, в полости которого размещен контактирующий с седлом запорный орган с подъемным колпаком, в стенке колпака установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки, снабженные зубчатыми венцами и сообщающие полость под колпаком с выходной полостью, а на корпусе выполнена зубчатая рейка, входящая в зацепление с зубчатыми венцами упомянутых патрубков.
На фиг. 1 изображен клапан в крайних положениях, поперечный разрез; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.
Предохранительный клапан состоит из корпуса 1, содержашего входной 2 и выходной 3 патрубки, запорного органа 4 со штоком 5, снабженного подъемным колпаком 6 с охватываюшей запорный орган 4 и седло
7 корпуса 1 стенкой 8. В стенке 8 колпака
6 установлены радиально его оси с возможностью вращения угловые патрубки 9. Горизонтальные части 10 патрубков снабжены зубчатыми венцами 11, находящимися в зацеплении с зубчатой рейкой 12, выполненной в корпусе 1 клапана. Герметичность угловых патрубков 9 на начальных участках хода запорного органа 4 обеспечивается шариковым клапаном 13 и уплотнительным кольцом 14., Предохранительный клапан работает следуюшим образом.
50 (55
При снижении давления в патрубке 2 подвижные детали начинают движение вниз.
Патрубки 9 начинают вращение в противоположную сторону и при выходе зубчатых венцов 11 из зацепления с рейкой 12 занимают положение выходным отверстием вниз, при этом шариковый клапан 13 занимает герметичность патрубка 9. По мере дальнейшего движения подвижных деталей клапана вниз в полости подъемного колпака 6 создается повышение давления из-за образования кольцевого зазора между цилиндрическими поверхностями внутреннего диаметра стенки 8 и наружной поверхностью седла 7, вследствие чего возникает статическое
При повышении давления во входном патрубке 2 сверх допустимого запорный орган 4 вместе с другими деталями начинает движение вверх. В это время выходное отверстие углового патрубка 9 направлено вниз, шарик 13 герметично перекрывает это отверстие, а зубчатые венцы 11 не имеют контакта с зубьями рейки 12 (фиг. 3). Поверхность внутреннего цилиндрического отверстия в стенке 8 колпака 6 и соответствующая ей наружная цилиндрическая поверхность седла 7 образуют кольцевой зазор небольшой площади, постоянной до тех пор, пока зубчатые венцы 11 не войдут в зацепление с зубьями рейки 12. Вследствие движения подъемного колпака 6 вверх зубчатые венцы 11 входят в зацепление с зубьями рейки 12, и начинается поворот угловых патрубков 9 вокруг оси их горизонтальных частей 10, При определенном угле поворота патрубков 9 и перепаде давлений на шарик 13 последний перемещается и открывает внутренний проход в патрубке 9, и рабочая среда из внутренней полости подъемного колпака 6 начинает выходить в полость корпуса 1. При полном ходе подьемного колпака 6 и других подвижных деталей угловые патрубки 9 совершают поворот на 180 и выходные их отверстия имеют направление вверх. В этом положении или близком к нему поток рабочей среды, вытекаюший из отверстий угловых патрубков, . направлен вверх и при правильном выборе суммарной площади их сечения создает определенноее реа ктивное ус ил ие, напр авл ение которого противоположно направлению статических и гидродинамических сил, развиваемых потоком рабочей среды и действующих на запорный орган 4 и стенку 8 подьемного колпака 6 снизу вверх. Испытывая действие реактивных усилий, величина которых постепенно увеличивается в зависимости от угла поворота угловых патрубков
4О 9, подвижные детали клапана (запорный орган 4, подъемный колпак 6 и т. д,). приходит в крайнее верхнее положение без удара.
1! 10979 (Побернуто) ЮО2. У
Составитель Л. Фокин
Реда кто р А. Гул ь ко Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Заказ 5951/30 Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г : Ужгород, ул. Проектная, 4 усилие, действующее на колпак 6 и запорный орган 4 и направленное снизу вверх, противоположно направлению движения их к седлу. Вследствие этого запорный орган
4.садится на седло 7 без удара.
Таким образом, обеспечение остановки запорного органа клапана в крайних положениях без удара позволяет уменьшить силы взаимодействия подвижных частей и. повысить надежность работы клапана.