Гидрозатвор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ГИДРОЗАТВОР, содержащий водовыпускной цилиндрический корпус, внутри которого установлены седло и размещенный над км запорный орган, соединенный с механизмом подъема, и уплотнительные кольца отличающийся тем, что, с целью упрощения гидрозатвора и повышения его эксплуатационной надежности, он содержит опорное кольцо, на наружной поверхности которого выполнен фланец, а на внутренней поверхности - проточка , ножевое кольцо и прижимное , кольцо, соединенное через уплотнительное кольцо с верхним торцом запорного органа, выполненного в виде цилиндрической втулки, на наружных поверхностях фланца опорного коль ца установлены уплотнительные кольца, контактно связанные с нижним торцом цилиндрической втулки и с ножевым кольцом, причем опорное кольцо жестко подсоединено по периметру проточки к нижнему торцу цилиндрической втулки и к ножевому колвцу, размещенному на седле, 2.Гидрозатвор по п. 1, о т л ичающийся тем, что цилиндрическая втулка соединена с механизмом i подъема через муфту/ закрепленную на прижимном кольце и соединенную (Л через резьбовое соединение со штоком привода механизма подъема. 3.Гидрозатвор по п. 1, о т л И чающийся тем, что, седло выполнено в виде заглушенной с одного торца втулки; на боковой поверхности которой размещены сбросные каналы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(59 G 0 5 D 0 0

ld

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3506211/18-24 (22) 25.10.82 (46) 30.08.84. Бюл. 9 32 (72) В.Л.Белышев (53) 621.646(088.8) (56) 1. Губина Ф. и др. Гидроэлектрические станцин. Иэд-во "Гидроэлектрические машины", И., "Энергия", 1972, с. 154., рис. 5-24.

2. Денерт Г. Шлюзы и судоподъемник M., "Речной транспорт", 1961, с. 166, рис. 153(прототип1 (54)(57) 1. ГИДРОЗАТВОР, содержащий водовыпускной цилиндрический корпус, внутри которого установлены седло и размещенный над ним эапорный орган, соединенный с механизмом подъема, и уплотнительные кольца, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения гидрозатвора и повышения его эксплуатационной надежности, он содержит опорное кольцо, на наружной поверхности которого выполнен фланец, а на внутренней поверхности — проточка, ножевое кольцо и прижимное, кольцо, соединенное через уплотнительное кольцо с верхним торцом запорного органа, выполненного в виде цилиндрической втулки, на наружных поверхностях фланца опорного кольца установлены уплотнительные кольца, контактно связанные с нижним торцом цилиндрической втулки и с ножевым кольцом, причем опорное кольцо жестко подсоединено по периметру проточки к нижнему торцу цилиндрической втулки и к ножевому колвцу, размещенному на седле.

2. Гидрозатвор по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что цилиндрическая втулка соединена с механизмом подъема через муфту, закрепленную Я на прижимном кольце и соединенную через резьбовое соединение .со штоком привода механизма подъема.

3. Гидроэатвор по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что,. седло выполнено в виде заглушенной с одного Я торца втулки; на боковой поверхности которой размещены сбросные каналы.

1111137 что в гидрозатворе, содержащем водовыпускной цилиндрический корпус, внутри которого установлено седло и размещенный над ним запорный орган, соединенный с механизмом подъема,и уплотнительные кольца, дополнительно содержится опорное кольцо, на наруж60

Изобретение относится к запорным устройствам и предназначено для регулирования расхода воды, поступающей s водовод гидроэлектростанции.

Известны гидрозатворы водоприемников гидроэлектростанций, состоящие обычно из цилиндрического корпуса, внутри которого размещен эапорный орган, снабженный механическим или .электрическим приводом, причем запорный орган уплотнен относительно fO корпуса уплотнительными кольцами (:il

Однако известные гидроэатворы довольно сложны по конструкции из-за большого числа конструктивных элементов Кроме того, в данных гидро- )5 затворах на напорном водоводе поми-. мо основного (рабочего) затвора необходимо устанавливать еще и дополнительный .(аварийно-ремонтный) затвор.

20 Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является гидрозатвор, содержащий колокол-верхний цилиндр, закрытый сверху кожухом шаровой формы и закрепленный в кладке при помощи пересеканшихся балок.

В колокол вставлен нижний цилиндр, внутри которого расположен затвор (эапорный орган). Колокол, нижний цилиндр и затвор уплотнены друг относительно друга уплотнениями. Для открытия и закрытия запорного органа гидрозатвор снабжен электромеханическим приводом <21.

Однако этот гидроэатвор очень сложен по конструкции, поскольку сосТоит из большого числа конструктивных элементов (колокола, нижнего цилиндра, затвора, уплотнителей и т.д.1; имеет многоэвенный электромеханический привод; требует установки на во- 40 доводе до себя аварийно-ремонтного гидроэатвора.

Надежность данного гидрозатвора недостаточно высока, так как конструктивное решение его рабочих по- 45 верхностей (поверхностей, по которым взаимодействует между собой колокол, нижний цилиндр, затвор и уплотнители) таково, что они не защищены от оседания на них грязи и не способны самоочищаться. Кроме того, при производстве ремонтных работ (при замене уплотнителей (необходимы демонтаж и полная разборка этого гидроэатвора.

Целью изобретения является упрощение гидроэатвора и повышение эксплуатационной надежности и долговечности, Поставленная цель достигается тем, ной поверхности которого выполнен фланец, а на внутренней поверхностипроточка, ножевое кольцо и прижимное кольцо, соединенное через уплотнительное кольцо с верхним торцом запорного органа, выполненного в виде цилиндрической втулки, на наружных поверхностях фланца опорного кольца установлены уплотнйтельные кольца, контактно связанные с нижним торцом цилиндрической втулки и с ножевым кольцом, причем опорное кольцо жестко соединено по периметру проточки к нижнему торцу цилиндрической втул-. ки и к ножевому кольцу, размещенному на седле.

Цилиндрическая втулка соединена с механизмом подъема через муфту, закрепленную на прижимном кольце и соединенную через резьбовое соединение со штоком привода механизма подъема.

Седз(о выполнено в виде заглушенной с одного торца втулки, на боковой поверхности которой размещены сбросные каналы.

На фиг.. 1 показан гидрозатвор, разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - узел II на фиг. 1; на фиг. 4 - кольцевой узел, увеличенный масштаб.

Гидроэатвор, содержит водовыпускной цилиндрический корпус 1, внутри которого размещен запорный орган, тонкостенная цилиндрическая втулка

2, снабженная поясом 3 для установки ремонтной решетки. Втулка 2 в верхйей части имеет уплотнительное кольцо 4 с тарельчатой пружиной, закрепленное в ее кольцевой проточке при помощи прижимного кольца 5.

К,торцу цилиндрической втулки 2 жестко прикреплена муфта 6, с которой через посредство резьбового соединения связан шток 7, причем шток

7 подвижно закреплен на кронштейне

8 к боковой стенке корпуса 1 и снабжен приводом 9 подъемного механизма (не указан).

Корпус 1 сверху загерметизирован крышкой 10, в которой предусмотрен люк 11. Входное отверстие корпуса 1 перекрыто сеткой 12.

Цилиндрическая втулка 2 в нижней части содержит опорное кольцо 13, уплотнительные кольца 14 и 15 и йожевое кольцо 16. Опорное кольцо 13 имеет ограничители 17 и при помощи винтов 18 связано с цилиндрической втулкой 2.

Седло 19 корпуса 1 снабжено решеткой 20 и сбросными каналами 21, соединяющими кольцевую проточку 22 с выходным отверстием корпуса 1.

Опорное кольцо 13 выполнено с проточкой 23 на его внутренней поверх-ности и с фланцем 24 на наружной поверхности. Ограничители 17 и винты

1111137

18 установлены в проточке 23 опорного кольца 13.

Ридрозатвор работает следующи«1 образом. .Открывается крышка люка 11, штурвал привода.9 снимается с верхнего 5 конца штока 7 и одевается своим квадратом на четырехгранник штока 7.

При вращении штурвала привода 9 по часовой стрелке муфта 6 наворачивается на шток 7 и поднимает цилиндри-!О ческую втулку 2 вверх, открывая проход для воды через седло 19.

При высоте подъема цилиндрической втулки 2 относительно входного отверстия корпуса 1 можно судить о количестве воды, проходящей через седло 19,гидроэатвора.

При вращении штурвала привода 9 против часовой стрелки муфта 6 сворачивается со штока 7 и опускает втул". ку 2 вниз. При посадке втулки 2 на седло 19 ножевое кольцо 16 срезает грязь с боковых поверхностей седла

19 в кольцевую проточку 22 и только после этого ножевое кольцо 16 опускается на торец седла 19. При этом уплотнительиое кольцо 15 сжимается ,ножевым кольцом 16 и прижимается по всему периметру к боковым стенкам седла 19, уплотняя тем самым зазор . между боковыми стенками опорного кольца 13 и седла 19.

Ф

Уплотнительное кольцо 14 в этот момент не работает, т.е. оно не касается стенок корпуса 1. 35

Гидрозатвор закрыт и полностью загерметизирован.

Для замены изношенного (рабочего) уплотнительного кольца 15 цилиндрическая втУлка 2 приподнимается ввеРХ 4р так, чтобы уплотнительное кольцо 14

1 было ниже нижней кромки входного отверстия корпуса 1 на 10-15 мм. Затем ограничители 17 выворачиваются (освобождаются1, а винтами 18 прнтяги- 45 вают опорное кольцо 13 к втулке 2.

Уплотнительное кольцо 14 при этом сжимается и прижимается по всему периметру к боковым стенкам корпуса

1, уплотняя тем самым зазор между стенками втулки 2 и корпуса 1. После этого ножевое кольцо 16 с уплотнительным кольцом 15 снимаются с кольца 13 и опускаются на седло 19.

Рабочее уплотнительное кольцо 15 заменяется на новое и затем вместе с ножевым кольцом 16 притягивается винтами к опорному кольцу 13.

После этого. винты 18 выворачивают и освобождают опорное кольцо 13 до тех пор, пока уплотнительное кольцо

14 не перестанет касаться стенок корпуса 1. Затем опорное кольцо 13 фиксируется ограничителями 17 в таком положении, когда вода. не поступает через зазоры между втулкой 2, опорным кольцом 13 и уплотнительным кольцом 14, а уплотнительное кольцо

14 стенок корпуса 1 .не касается °

Для ремонта (замены1 уплотнительного кольца 4 втулка 2 поднимается вверх до крайнего своего положения.

Крышка 10 снимается с корпуса 1 и емонтная решетка устанавливается на ояс 3. Затем проводят ремонт уплот нительного кольца 4.

После окончания ремонтных работ ремонтная решетка извлекается, а корпус 1 герметизируется крышкой 10.

Предлагаемый гидроэатвор по сравнению с известными проще llo конструкции, поскольку состоит иэ минимального числа конструктивных элементов, обладает более высокой надежностью в эксплуатации, так как конструктивное решение седла и размещение уплотнительных колец у него такого, что они надежно защищены от оседания на них грязи и они способны самоочищаться. Кроме того, предлагаемый гидрозатвор более удобен в эксплуатации поскольку при производстве ремонтнопрофилактических работ он не требует полной разборки.

1111137

gF

17

Составитель Т.Задворная

Редактор M.Ïåòðoâà Техред Л.Мартяшова КорректоР М.Максимишинец

Заказ 6309/38 Тираж 841 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПНП"Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4