Привод регулирующего стержня ядерного реактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э G 21 С 7/14

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3549468/25 (22) 08.02.83 (46) 23.06.93. Бюл. Q 23 (72) В.А,Баев, С.В.Митрофанов, B.À.Íîâîва и А.П,Саяпин (56) Авторское свидетельство СССР

hh 875981, кл. G 21 С 7/12, опублик. 1980.

Емельянов И.Я. и др. Научно-технические основы управления ядерными реакторами. — M., Энергоиздат, 1981, с.234, рис.6.18.

Изобретение относится к атомной энергетике, конкретнее к механизмам ядерных реакторов.

Целью изобретения является повышение качества регулирования ядерного реактора путем обеспечения постоянной скорости изменения реактивности.

На фиг.1 показан предлагаемый привод, общий вид (первый вариант выполнения); на фиг.2 — узел! на фиг.1; на фиг.3— сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 — вариант выполнения телескопического регулирующего стержня; на фиг.5 — узел И на фиг.1 (установка стержня в диске); на фиг.6- предлагаемый привод, общий вид (второй вари ант выполнения).

Первый вариант включает установленные на бетонном перекрытии 1 в корпусе 2 электродвигатель 3 с выходным валом 4. На концах выходного вала установлены шестерни 5 и 6, зацепляющиеся с шестернями

7 и 8 передач 9 и 10, соответственно. Шестерня 11 одной иэ передач установлена на валу 12. Барабан 13 представляет собой диски 14,, 15 с зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с выходными шестернями передач 9 и 10. Вблизи зубчатых венцов дис д. На вал 12 насажен также стопор

23, имеющий некоторую свободу поворота вокруг оси вала 12, По окружности диска 15 выполнены отверстия 24 с фасками 25, при этом фаски перекрываются фасками смежных отверстий.

На фиг.6 показан второй вариант привыода регулирующего стержня ядерного реактора. Этот привод содержит электродвигатель 3, барабан 13, трос 19, аналогич3

1111604 ные указанным в первом Варианте. Ос-гзльныа элементы, абеспсчивз4ащие paGGTocno саб140сть aTOro Варйа14тз, Ioryr быть такими же, как и в первом Бариа11те, 1.412 крома того, этО! БЗЕ)из14т содержит дополнительный барабан 21>, жестка кинемзтически связанный с Винтам 27, Взаимодейству1ащим с гайкой

28, соединенной с регулируюlцим стержнем, Привод регулирующега стержня ядерного реактора (см. первый Вариант) снабжен кареткой 29, образу1ощей Винтаву1а пару с

Взлом 30, связанным с зубчатыми Веl(Цэми барабана через передачи 31 и 32. Через каретку 29 пропущен трос 19, CTep>I ни 17

Быпалнень1 иэ Вставл8нных Одна Б другу10 частей 33 и 34, между которыми установлены пружины 35, Канавка длл укладки троса образована ребордами 36 и 37, между Втулками 18 установле11ы пружины 38. Втулки 18 устзнОВлены llà стержнях так, чта Оаразуют

Винтовую линию. Дастигзетсл это тем, чта расстояния между остальными Втулками одинаковые, Стопор 23 имеет ка11ический фиксатор 39.

Работает привод регулиру1ащега стержня ядерного реактора (первый вариант) следующим образом.

В зависимости от установки onècL,ааемого привода над апредел(.иной ячейкой акт"IBHOA ЗОны ocуществляетсл pef улиравка

Взаимного распола>(ения дискаь 14, 15. Длл этого включзетсл электромагнит 21, якорь

22 Втл гиваетсЯ Внутрь 118 го на 148личи!4у Ь > д, шестерн14 11 БыхаДит из "-Зс!Цепле1411Я с другими шестернями передачи 10 и зубчаTblM ВВНЦОМ ДИСКЗ 15, CToliop 23 СВОИМ Kof411ческим фиксаторам скользит па фзске 25, попадает 8 QTBepcтие 24 и стопа >ит диск 15 ат проворота. Попадание фиксатора стопора 23 В отверстие обеспсчиваетсл перекрытием фзсак рядаРI расположенных

0TiB8pcTèÉ и Вазмо>к:1остью пoeopoTa стопора вокруг оси вана 12. Так передача 10 аказываетсл расцепленной, а диск 15— зафиксированным ат проворота.

Включается двигатель 3, через передачу

9 Вращает диСк 14, при этом форма барабана в результате проворота одного диск- огнасительна другого и наклона стержней 17 становится гиперболической. Стержни 17 при этом удлиняютсл аа счет телескопичности. Поскольку дифференциальнал xapa (Теристикз центральных стержней имеет более выпуклый характер, чем перифарийных, та и бзрзбз11 ц814трзльlloro паиВОДЗ Должен иметь бальшу1о Вогнутость, чем периферийного. Поэтому диск 14 центрального привода поворачивается на больший угол, чем периферийного привода, При выполнении этой операции (если регулиру10Щий стер>кень введен при этом в зону) натяжение троса 19 ослаблено, чтобы исключить случайное поддержание регулиру1ащего стержня. После поворота диска двигатель 3

ocTaнаВлиБзют, Па завершении атой операции якорь 22

Вазвращаетсл обратно на величину Л(обратным ходом электромагнита или под дей"О ствием пружины, которую можно установить между якорем и стопором электромагнита), шестерня 11 входит в зацепление с сопряженной шестерней и зубчатым

БенЦОМ Диска 15, сТопор 23 асваба>кДзет диск 15.

Процесс относительного закручивания дисков может быть осуществлен и без устройства размыкания передач, а именно

Вручную, перед монтажам описываемого привода на ядерном реакторо. При этом кривизна поверхности барабана выставляетсл саотве ICT8844110 дифференциальной характеристике регулирующего стер>кня, который при од должен перемещать.

При перемеецении регулирующего стержнл, напримep при выводе из зоны, переме111ение его происходит с неравномерной скоростью. На торцах стержня, где его физический Ееес ми14ималее1, скорость максимальна, TQI(как трос наматываетсл на участок барабана с большим диаметрам. В ц814тре стержня наоборот. Таким образом скорость измененил реактивности остаетсл практически постоянной на всей длине хода

35 ст е р>4(11a

При этом каретка 29 г1оступательнo перемещаетсл па винтовой поверхности вала

4, укладывает трос 19 по Бинтовой линии, образуемой Втулками 18 между ребардами

38 и 37, Эта обеспечиваетсл согласованием вага Винтовой поверхности по Балу 4 с шагам Би11тавой линии Ila барабане. Согласование достигается геаметричаским

I2ac 18ToM. 1 > При этом втулки могут поворачиваться относительно стержня при его наклоне пад действием натяж814ия Троса 42 полостях, пра ходящих Вдаль оси стсржня.

Использование предложенной канст5 рукции позволит повысить надежность регулираванил ядерного реактора за счет обеспечения постоянной скорости измерения реактивности на всей длине хода стержня. Эта также позволит уменьшить Времл

Г4-, -4- Вывода стержня из зоны при пуске реактора за счет отказа ат длительных остановок на середине хада стержня (поскольку cl(opocть изм8нения реактив14асти, следовательно период измененил мощности, будут постоянными Ifa каждом участке хода стержня, и контроль эа этими параметрами будет облегчен). Последнее обстоятельство (более быстрый вывод реактора на мощность) поэволит получать экономический эффект в эксплуатации, Фиг. / ф иЕ

1 111604

Фиг. 6

Составитель

Техред М,Моргентал Корректор И.Шмакова

Редактор Л.Письман

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2376., Тираж Подписное

ВНИИПИ ГосУдарственного комитета по иЗобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5