Замок для двери автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗЛМОК ДЛЯ ДВЕРИ. АВТОМОБИЛЯ, содержащий опорную пластину с седлом для запора, шарнирно установленные с обеих сторон седла и подпружиненные между собой захваты, каждый из которых имеет выемку для запора и две впадины ,средство фиксации, включающее подпружиненный стопорный элемент, установленный на опорной пластине с возможностью перемещения в направлении к седлу опорной пластины и связанный с поворотным управляющим рычагом механизма отпирания, и замковый механизм, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запирания, средство фиксации включает установленный перпендикулярно стопорному элементу блокирующий элемент , один конец которого связан с замковым механизмом, а стопорный элемент связан с управляющим рычагом посредством штифта, закрепленного на другом конце блокирующего элемента, и имеет щель, в которой размещен g щтифт, при этом управляющий рычаг имеет плечо для контакта со штифтом, СУ) а концевая часть блокирующего элемента со штифтом расположена с зазором по отношению к плечу управляющего рычага .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(51) Е 05 В 65/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И flATEHTV
CA
С: (21) 2929948/28-12 (22) 25 ° 03.80 (31) 67618-А/79 (32) 26.03.79 (33) Италия (46) 30.08.84. Бюл. Р 32 (72) Витторио Грасси (Италия) (71) Сетек С.п.А (Италия) (53) 683.33(088.8) (56) 1. Патент Франции К - 2117045, кл. Е 05 В 65/00, 1972. (54) (57) ЗАМОК ДЛЯ ДВЕРИ. АВТОМОБИЛЯ, содержащий опорную пластину с седлом для запора, шарнирно установленные с обеих сторон седла и подпружиненные между собой захваты, каждый из которых имес т выемку для запора и две впадины, средство фиксации, включающее подпружиненный стопорный элемент, установленный на опорной пластине с возможностью перемещения в направлении к седлу опорной пластины и связанный с поворотным управляющим рычагом механизма отпирания, и замковый механизм, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности запирания, средство фиксации включает установленный перпендикулярно стопорному элементу блокирующий элемент, один конец которого связан с замковым механизмом, а стопорный элемент связан с управляющим рычагом посредством штифта, закрепленного на другом конце блокирующего элемента, и имеет щель, в которой размещен штифт, при этом управляющий рычаг имеет плечо для контакта со штифтом, а концевая часть блокирующего элемента со штифтом расположена с зазором по отношению к плечу управляющего рычага.
1111689
Изобретение относится к запирающим устройствам, преимущественно к замкам для двери автомобиля.
Известен замок для автомобиля, содержащий опорную пластину с седлом для запора, шарнирно установленные с обеих сторон седла и подпружиненные между собой захваты, каждый из которых имеет выемку для запора и две впадины, средство фиксации, включаю- 10 щее подпружиненный стопорный элемент, установленный на опорной пластине с возможностью перемещения в направлении к седлу опорной пластины и связанный с поворотным управляющим рыча- 15 гом механизма отпирания, и-замковый механизм CI2.
Известный замок обладает следующими недостатками. Конструкция запирающего средства, включающего захва- 20 ты, установленные на опорной пластине, такова, что при деформировании частей, из которых состоит замок, возможно преднамеренное открывание замка. Конструкция стопорного эле- 25 мента требует большой точности изготовления его стенок, контактирующих с впадинами захватов. Кроме тога, стопорный элемент может не войти в контакт одновременно с обоими захватами. 30
Все это приводит к снижению,надежности при запирании замка.
Целью изобретения является повышение надежности запирания.
Поставленная цель достигается тем.з5 что в замке для двери автомобиля, содержащем опорную пластину с седлом для запора, шарнирно установленные с обеих сторон седла и подпружиненные между собой захваты, каждый из кото40 рых имеет выемку для запора и две впадины, средство фиксации, включающее подпружиненный стопорный элемент, установленный на опорной пластине с возможностью перемещения в направлении к седлу опорной пластины и связанный с поворотным управляющим рычагом механизма отпирания, и замковый механизм, средство фиксации включает установленный перпендикуляр-50 но стопорному элементу блокирующий элемент, один конец которого связан с замковым механизмом, а стапорный элемент связан с управляющим рычагам посредством штифта, закрепленного на другом конце блокирующего элемента, и имеет щель, в которой размещен штифт, при этом управляющий рычаг имеет плечо для контакта со штифтом, а концевая часть блокирующего элемента со штифтом расположена с зазором по, отношению к плечу управляющего рычага.
На фиг. 1 представлен замок, общий вид, на фиг. 2 — узел, связанный с управляющим органом, на фиг. 3 — упор двери, предназначенный для взаимодействия с замком.
Замок содержит опорную металлическую пластину 1, снабженную двумя выступами 2 и 3, выполненными в плоскости, перпендикулярной плоскости пластины 1.
Корпус 4 замка выполнен из ппастического материала и прикреплен к металлической пластине 1, которая крепится на двери автомобиля. В пластине
1 выполнено седло 5 для приема в нее запора б, закрепленного на неподвижной конструкции автомобиля. Пластина и запор 6 установлены таким образом, что при закрывании двери автомобиля запор 6 оказывается внутри седла 5, причем ось его перпендикулярна плоскости пластины 1
Два захвата 7 и 8 шарнирно закреплены посредством осей 9 и 10 на пластине 1 с обеих сторон седла 5 для контактирования с запором 6. В зависимости от того, закрывается дверь частично или полностью, захваты 7 и 8 могут перемещаться из их открытого положения либо в первое, либо ва второе закрытое положение, при этом в любом из закрытых положений захваты 7 и 8 взаимодействуют с запором 6 таким образом, чтобы удерживать дверь в определенном положении. Таким образом, замок может определять открытое состояние, частично закрытое состояние или полностью закрытое состояние в соответствии с положением двери автомобиля.
Захваты 7 и 8 имеют соответствующие выемки 11 и 12 для взаимодействия с запором б в любом закрытом положении замка. Захваты подпружинены между собой пружиной 13, которая спирально намотана на оси 9 и 10, а концы .ее жестко прикреплены к захватам 7 и 8. Пружина 13 действует таким образом, чтобы захваты вращались в противоположных, направлениях в сторону их открытого положения, в котором их выемки 11 и 12 обращены во внешнее пространство замка.
Замок содержит средство фиксации, включающее cTolropHhll- элемент 14, 111168 установленный на опорной пластине с возможностью перемещения в направлении к седлу опорной пластины и поцпружиненныч пружиной 15.
Каждый из захватов 7 и 8 снабжен парой v -образных впадин 16 и 17, в которые входит стопорный элемент
14 для того, чтобы зафиксировать положения захватов, соответствующие !О двум состояниям закрытия замка. Когда элемент 14 входит в выемки 17, захваты 7 и 8 удерживаются в противовес действию пружины 13 в их первом закрытом положении, соответствующем частично запертому состоянию замка, аналогичным образом при размещении элемента 14 в выемках 16 захваты удерживаются в положении, соответствующем полностью закрытому состоянию замка.
Замок содержит управляющий рычаг
18, снабженный коромыслами 19-21.
Свободный конец коромысла 19 служит для соединения с помощью механическихд тяг известного типа с ручкой, расположенной на внешней стороне двери автомобиля. Управляющий рычаг установлен поворотно на пластине 1 посредством оси 22, перпендикулярной пластине 1. Коромысло 21 рычага 18 установлено таким образом, чтобы контактировать со штифтом 23, размещенным с возможностью скользящего перемещения в щели 24, выполненной в стопор35 ном элементе 14. !Цель 24 выполнена перпендикулярно направлению перемещения элемента 14. В результате при вращении управляющего рычага 18 в направлении, обеспечивающем прижим коромысла 21 к штифту 23, происходит смещение штифта 23 в направлении, параллельном направлению перемещения элемента 14, что приводит к соответствующему смещению самого элемента 14.
Управляющий рычаг 18 подпружинен пружиной 25, установленной таким образом, чтобы препятствовать прижиманию коромысла 21 к штифту 23. Штифт
23 жестко закреплен на одном конце блокирующего элемента 26, установленного перпендикулярно стопорному элементу 14 и связанного другим концом с замковым механизмом, включающим рычаг 27. Рычаг 27 вращается на пластине 1 вокруг оси 28, перпендикулярной этой пластине. В промежутке между рычагом 27 и пластиной 1.разме9 4 щается волосковая пружина 29, которая, воздействуя через элементы 26 и 27 на штифт ?3, стремится удержать его прижатым к одному или к другому концу щели 24. Конец 30 рычага 27 присоединен с помощью механических тяг известного типа к поворотному замковому цилиндру, расположенному на внешней стороне двери автомобиля и приводимому в действие ключом. Конец рычага, противоположный концу 30, соединяется с помощью передаточного рычага 31, установленного с возможностью вращения на выступе 3, с механической тягой, связанной с нажимной кнопкой, размещенной на стороне двери, обращенной во внутреннее пространство автомобиля, Коромысло 20 рычага 18 расположено таким образом, что его свободный конец находится в контакте с коромыслом 32 рычага 33. Рычаг 33 установлен с возможностью вращения на выступе 2 и имеет второе коромысло 34, которое соединено с помощью механической связки известного типа с ручкой для открывания двери, расположенной внутри автомобиля.
Захваты 7 и 8 и управляющий рычаг 18 закреплены с воэможностью вращения на пластине 1 с помощью полых цилиндрических втулок 35, через которые могут быть пропущены крепежные винты для того, чтобы прикрепить всю конструкцию к двери автомобиля, Три точки вращения, связанные с захватами 7 и 8 и управляющим рычагом 18, совпадают, таким образом, с тремя точками крепления конструкции на двери автомобиля." .
Запор 6 двери замка выполнен в виде цилиндрической шпильки, которая содержит внутреннюю металлическую ,втулку 36, обеспечивающую соосный монтаж кольцеобразного элемента 37, выполненного из эластомерного материала. Кольцеобразный элемент 37 охватывается упругим элементом 38, выполненным в виде искривленной рессоры, вставленной, например, за счет продольной щели в кольцеобразном элементе по одной из его образующих. В недеформированном состоянии упругий элемент 38 занимает в поперечном сечении большую площадь, чем та, которая определена двумя выемками 11 и 12 в закрытом положении захватов 7 и 8.
В результате запор 6 жестко удерживается между захватами 7 и 8 в их эакры1111689 том положении. Для придания механической прочности конструкции запор
6 размещается между двумя параллельными пластинами 39 и 40, между которыми также размещается вторая втулка 41. 5
Во втулках 36 и 41 предусмотрены поперечные отверстия, через которые проходят крепежные винты, предназначенные для крепления запора 6 на неподвижной конструкции двери.
На захватах 7 и 8 вблизи от впадины 7 предусмотрены кулачковые поверхности 42 и 43 соответственно, выполненные таким образом, чтобы на,правлять стопорный элемент 14 в сторону его положения, в котором он контактирует со впадиной 17 в ходе перемещения захватов 7 и 8 в направлении их закрытого положения.
Замок работает следующим образом. 20
Когда при закрывании дверей автомобиля запор входит в .контакт с выемками 11 и 12 захватов 7 и 8, последние поворачиваются вокруг своих осей вращения против направления действия 25 пружины 13 и смещаются в направлении . своего первого закрытого положения.
В этом состоянии стопорный элемент .14 удерживается в контакте с кулачковыми поверхностями 42 и 43 за- 30 хватов 7 и 8 с помощью спиральной пружины 15. Как только ч -образные впадины 17 захватов установятся таким образом, что они окажутся обращенными к элементу 14, спиральная пружина 15 обеспечит защелкивание элемента 14 в этих выемках. В таком состоянии замка стопорный элемент 14 препятствует возвращению захватов 7 и 8 в направлении их открытого поло- 40 жения под действием пружины 13.
При продолжении перемещения запора 6 в седло 5 опорной пластины 1, в результате чего дверь оказывается
45 полностью закрытой,.стопорный элемент
14 защелкивается в Ч -образные впадины 16 захватов 7 и 8 и удерживает ! эти элементы во втором их закрытом положении, соответствующем полностью
50 запертому состоянию замка.
Открывание двери автомобиля может быть осуществлено одной из дверных ручек, расположенных снаружи и внутри автомобиля. В обоих случаях в результате воздействия, прикладываемого соответственно на коромысла 19 и 20 управляющего рычага 18, этот рычаг вынужден поворачиваться относительно центра его вращения на опорной пластине 1 (направление вращения по часовой стрелке, см. фиг. 1). Такое вращение обеспечивает прижим коромысла 21 рычага 18 к штифту 23, жестко закрепленному на блокирующем элементе 26. В результате штифт 23 смещается в направлении, строго параллельном направлению скольжения стопорного элемента 14, так что при последующем перемещении штифта 23 до упора в стенки элемента 14 стопорный элемент 14 под действием штифта
23 выходит из контакта с М -образными впадинами в захватах 7 и 8. Как только элемент 14 выйдет из контакта впадиной 16 или 17, захваты 7 и 8 вернутся под воздействием пружины 13 в их открытые положения, в которых обеспечивается открывание двери.
Запирание и отпирание замка обеспечивается либо воздействием на конец 30 рычага 27 при срабатывании внешнего вращающегося замкового цилиндра, либо воздействием на противоположный конец рычага 27 при срабатывании нажимной кнопки, расположенной внутри автомобиля. В обоих случаях рычаг 27 вращается вокруг своей оси 28. Если рычаг 27 находится в положении, представленном на фиг. 1 (незапертое положение замка), то запирание замка осуществляется рычагом
27, который поворачивается в таком направлении, чтобы сдвинуть штифт 23 из его положения в одном конце щели
24 и привести его в контакт с противоположным концом щели 24. В этом положении штифт 23 оказывается вне пределов досягаемости коромысла 21 управляющего рычага 18, который, таким образом, не может воздействовать на штифт 23 так, чтобы смещать стопорный элемент 14, в результате управляющий рычаг 18 не оказывает никакого воздействия, когда его поворачивают.
Чтобы отомкнуть замок, рычаг 27 поворачивается в противоположном на-. правлении и передвигает штифт 23 назад к концу щели 24, где он может прийти в контакт с коромыслом 21.
Хотя на фиг ° 1 показано, что стопорный элемент 14 установлен с возможностью скольжения в направляющих, выполненных эа одно целое с пластиной 1, эти направляющие могут быть выполнены и в корпусе 4, изготовленном из пластического материала. Сто1111689 порный элемент 14 тогда устанавливается внутри направляющих с некоторым зазором в поперечном направлении.
Наличие этого зазора обеспечивает автоматическое центрирование двух захватов 7 и 8 относительно элемента
14 в тех случаях, когда эти захваты оказываются несколько вьппедшими иэ заданных положений в связи с неточностями при их изготовлении.
Такая конструкции делает невозможным отпирание замка путем применения силы.
1111б89
1111689
Редактор M.Öèòêèíà
Тираж 451 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6338/45
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
И
ЧО
Составитель И.Тригуб
Техред Л.Коцюбняк Корректор М.Шароши