Многоопорное транспортное средство с бортовым поворотом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МНОГО.ОПОРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С БОРТОВЫМ ПОВОРОТОМ, содержащее HeaaBHCHNbie электромеханические приводы перемещения опор, выполненные в виде тяговых электродвигателей , соединенных с источником rf. питания, и двухступенчатых коробок передач с электромагнитным управлением , и блок управления, отличающееся тем, что, с целью уменьшения энергозатрат на повороте, один вывод электромагнита каждой коробки передач соединен с одним полюсом источника питания, а другой снабжен управляег 1м контактным переключателем в виде одноконтактного реле для связи вывода с противоположным полюсом источника питания, причем органы управления контактными переключателями крайних колес сблокированы и выполнены с ртдельным i вводом в блок управления для отключения питания средних колес в режи (Л ме поворота.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ Х

РЕС! 1УБЛИН (19) (lll

3(511 В б-, Ъ 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H A8TOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ ме поворота.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2I) 3588187/27-11 (22) 06.05.83 (46) 07.09.84. Бюл. N 33 (72) А. П. Гладцын, И. Ф. Кажукало, М.И.Маленков и М.М. Кузьмин (53) 629. 113.028(088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство

СССР Ф 127144,,кл. В 62 D 7/14, 1969.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 329044, кл. В 60 К 7/00, !972 (прототип). (54)(57) МНОГООПОРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО С БОРТОВЪ|М ПОВОРОТОМ, содержащее независимые электромеханические приводы перемещения опор, выполненные в виде тяговых электродвигателей, соединенных с источником питания, и двухступенчатых коробок передач с электромагнитным управлением, и блок управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения энергозатрат на повороте, один вывод электромагнита каждой коробки передач соединен с одним полюсом источника питания, а другой снабжен управляемым контактным переключателем в виде одноконтактного реле для связи вывода с противоположным полюсом источника питания, причем органы управления контактными переключателями крайних колес сблокированы и выполнены с отдельным вводом в блок управления для отключения питания средних колес в режи1111926

Изобретение относится к многоопорным транспортным средствам, конкретнее к транспортным средствам с бор— товым поворотом.

Из вест но тр ан спорт ное ср едст во с бортовым поворотом, обеспечиваемым путем разнонаправленного вращения колес противоположных бортов после предварительного разворота крайних колес по касательной к траектории их движения при повороте 1).

Недостатками такого транспортного средства являются конструктивная сложность механиз мов, о беспечив ающих разворот колес, и увеличение продолжительности поворота.

Известно транспортное средство, Содерж-ш ее нез ависимые электромеханические приводы перемещения опор, выполненные в виде тяговых электро— двигателей, соединенных с источникЬм питания, и двухступенчатых коробок передач с электромагнитным управ лением, и блок управления i23.

Однако в режиме бортового поворота известного транспортного средства в силу особенностей взаимодействия колес с грунтом при одинаковой скорости вращения всех колес борта крайние колеса оказываются недогружен

ЗО нымй, т.е. не используются их потенциальные тягово-сцепные свойства, при э гом значительно увеличивается сопротивление повороту машины, что приводит к увеличению энергозатрат на поворот и уменьшению скорости поворота.

Цел ь из обретения — уменьшение энергозатрат на повороте.

Цель достигается тем, что многоопорное транспортное средство с бортовым поворотом, содержащее независимые электромеханические приводы перемещения опор, выполненные в виде тяговых электродвигателей, соединенных с источником питания, и двухступенчатых коробок передач с электромагнитным управлением, и блок управления, один вывод электромагни- та каждой коробки йередач соединен с одним полюсом источника питания, а другой снабжен управляемым контактным переключателем в виде одноконтактного реле для связи вывода с про 5> тивоположным полюсом источника питания, причем органы управления контактными переключателями крайних колес сблокированы и выполнены с отдельным вводом в блок управления для отключения питания средних колес в режиме поворота.

На фиг. 1 изображена схема транспортного средства; на фиг. 2 — кинематическая схема привода колеса; на фиг. 3 — принципиальная схема транспортного средства.

Многоопорное транспортное средство фиг.15 содержит раму 1, на которой укреплены крайние 2 и средние

3 колеса с установленными в них приводами, блок 4 управления и источник

5 питания. Тяговый привод (фиг.2) содержит тяговый электродвигатель 6 и коробку передач, состоящую из планетарного ряда, солнечная шестерня 7 которого соединена с валом двигателя „водило 8 соединено через редуктор 9 со ступицей 1О колеса, коронная шестерня 11 установлена поворотно на валу солнечной шестерни 7 и связана с фрикционными дисками 12, которые с помощью электромагнита 13 и пружин 14 сжатия попеременно связывают коронную шестерню 11 с корпусом 15 и водилом 8, Выводы каждого тягового электродвигателя 6 через блок 4 управления могут соединяться с соответствующими полюсо1ч источника 5 питания фиг.31.

Выводы А электромагнитов 13 каждой коробки передач соединены с одним полюсом источника питания, а вторые выводы Б через замыкающие контакты 16 одноконтактных реле 17 соединены с противоположным полюсом источника питания. Управление одноконтактными реле 17 для крайних опор 2 выполнено раздельно от средних 3.

Тр анспортное средство работает следующим образом.

Ilpv прямолинейном движении транспортного средства скорость его пере— движения определяется положением зал кающих контактов одноконтактного реле. Если реле 17 обесточены, контакты !6 разомкнуты, а электромагниты 13 коробки передач обесточены. При этом коронная шестерня ll с помощью пружины 14 и фрикционного диска 12 блокируется с корпусом

15. При этом вращение вала электродвигателя 6 через планетарный ряд, звенья 7, 11 и 8 и редуктор 9 пе— редаются на ступицу 10 колеса. При подаче питания на реле 17 контакты 16 замыкаются и включаются электромагill!926

30

12 ff

7,7 1Х

7 874 ниты !3, которые, преодолевая сопротивление пружины .14 с помощью фрикционного диска 12 соединяют коронную шестерню 11 с валом солнечной шестерни 7, при этом планетарный ряд, звенья 7, 8 и 11, оказывается сблокированным, т.е. передаточное отношение его становится равным единице, что обеспечивает ускоренное вращение ступицы кблеса, а значит и скорости передвижения транспортного средства.

Для осущес!вления бортового поворота на месте подается питание на реле 17 крайних колес и отключается питание от реле 17 средних колес.

Электродвигатели 6 разноименных бортов вращаются в противоположные стороны. При этом крайние колеса вращаются с большей скоростью, чем средние.

Допустим, что режим бортового поворота осуществляется, когда колеса вращаются разнонаправленно, но с одинаковыми скоростями. При этом, средние колеса (фиг. 1), имея некоторую окружную скорость проскальзывания буксов ания 1 Qg реализуют окружное усилие Р . Крайние колеса 2, вследствие наличия бокового юза g имеют абсолютную скорость скольжения V колес по грунту, линия действия которой не совпадает г плоскостью вращения колеса, в результате чего и результирующая сила сцепления Р > колеса с грунтом будет отклонена от плоскости вращения колеса Hd угол, . Эта сила для крайних колес создает окружное усилие Рy cos Я, которое всегда .меньше, чем для средних колес, и бо10 ковую силу Р ° Sin сопротивления по вор от у .

В спучае, если крайние копеса вращаются с большей скоростью, чем средние, угол „ для крайних колес умень.шается, что приводит к увеличению окружной силы Р ооср и уменьшению боковой силы Р„si р сопротивления повороту . Одновременное дей ст вие обоих факторов приводит к уменьшению

Zp э нер гоз атр ат на поворот и ув еличению скорости поворота.

Экспериментальные исследования восьмиколесного шасси, у которого повышенная скорость в 1,4 раза выше пониженной, показали, что на сухом кварцевом песке, по сравнению с поворотом при вращении колес на пониженной скорости, при реализации поворота предлагаемого транспортного средствà, энергозатраты уменьша. ются на 197, а скорость поворота на 40Ж.

11119?6

Составитель В,Мамедов

Редактор Н.Джуган Техред Т.Маточка

Корректор С. Черни

Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4

Заказ á385/12 Тираж 625

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5