Коробка передач для трансмиссии транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входной и выходной валы и два дифференциальных механизма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с входным валом, одно звено второго - с выходным валом коробки передач, а два других звена обоих дифференциальных механизмов кинематически связаны межд.у собой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционн то муфту, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем расширения диапазона передач, второй дифференциальный механизм снабжен дополнительны-- звеном, связаннь м с одним из тормозов, другой тормоз установлен на разъединяемой кинематической связи з}зеньев дифференциальных механизмов , а вторая фрикционная муфта установлена между двумя звеньями первого дифференциального меха ни зь а.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕ(НИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТШИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3589118/27 — 11 (22) 10. 05. 83 (46) 07.09.84. Бюл. У- 33 (72) В.М.Антонов, М.Н.Гусев, П.В.Крот и Н.M.Ïåòpoâ (53) 629.113-585.1(088.8) (56) 1. Планетарные передачи. Справочник под ред. В.H.Êóäðÿâöåâà и

И.Н.Кирдяшева. Л., "Машиностроение", 1977, с ° 420, схема КП 3244-4.

2. Авторское свидетельство СССР

Ф 456938, кл. > 16 Н 3/44, 1965. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ТРАНСИИССИИ ТРАЧСПОРТНОГО СРЕДСТВА, соцержащая входной и выходной валы и два дифференциальных механизма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с входным валом, одно звено второго — с выходным валом коробки передач, а два дру; SU,.„1 l l 2162 2А бр Р 16 Н 3/44, В 60 К 17/08 гих звена обоих дифференциальных механизмов кинематически связаны между с об ой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая— разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционную муфту, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности путем расширения диапазона передач, второй дифференциальный механизм снабжен дополнительным звеном, связанньи с одним из тормозов, другой тормоз установлен на разъединяемой кинематической связи звеньев дифференциальных механизмов, а вторая фрикционная муфта установлена между двумя звеньями ": åðâîãî дифференциального механизма.

1112

Изобретение относит:я к транспортному машино. троению, а именно к коробкам передач, нрименяемьпг преимущественно в трансмиссиях самоходных наземных транспортных средств, преимущественно гусеничI .IIx, как тягачи, транспортеры, тракторы и т.д. Предлагаемая коробка передач может также использоваться в транспортных средствах колесного типа.

Известна коробка передач трансмиссии транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, два дифференциальных механизма планетарного типа, управляемые два тормоза и две фрикционные муфты.

Одно звено первого дифференциального механизма (эпицикл) связано с входным валом. Выходной вал связан

2а с вторым звеном (водилом) этого дифференциального механизма и с одним из звеньев второго (эпициклом).

Второе звено (солнечная шестерня) второго дифференциального механизма

25 кинематически связано через одну фрикционную муфту с третьим звеном (солнечной шестерней) первого дифференциального механизма и через äðóгую фрикционную муфту с входным валом. На этой связи установлен тормоз. Второй тормоз связан с третьим звеном (водилом) второго дифференциального механизма. Коробка передач дает возможность получить нять режимов путем включения различных 35 сочетаний двух фрикционных элементов управления (муфт и тормозов) из имеющихся четырех 1.13.

Однако в ука.занной коробке передач не может быть получен большой диапазон передач потому, что это вызовет, во-первых, увеличение разрывов между передачами,во -вторых,ухудшение конг труктивньгх параметров диф Р феppHIIHQJThHbIx механизмов плаггетарнс 0 - типа (под конструктивным ггараметром понимается отношение числа зубьев большего центрального колеса к числу зубьев меньшего).

Известна также коробка передач -O для трансмиссии транспортного средства, соцержащая входной и выходной валы и два дифференциальных механизма планетарного типа, причем одно звено первого механизма связано с 55 входным валом, одно звено второго с выходным ва:IoM коробки передач., а два других звена обоих дифференци62 а альных механизмов кинематически связаны меджу собой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая — разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционную муфту i23.

Недостатком известной коробки передач является ее небольшой диапазон при рациональных конструктивных параметрах дифференциальных механизмов. Это делает невозможным ее применение в трансмиссиях многоцелевых транспортных MGIIIHH. В таких машинах необходимо в аличие первой передачи с большим передаточным чиспом для выцолнения работ на специальных режимах, При этом общий диапазон должен быть достаточно большим. Вместе с тем следует обеспечить нормальную работу в рабочем диапазоне движения, т. е. разрывы между передачами (исключая разрыв между первой и второй передачами) должен быть достаточно малым. Увеличение передаточного числа первой передачи ь известной коробке возможно только за счет увеличения конструктивного параметра первого дифференциального механизма и уменьшения конструктивного параметра второго.

При этом кон струк тивный I",араме тр второго дифференциального механизма c IàHîâèòñÿ недопустимо мал.

Кроме того, нарушается равномерность разбивки передач в рабочем диагазоне.

Недостатком известной коробки передач является также невозможность получения режима остановки выходного вала. Наличие такого режима позволило бы улучшить функциональные характеристики машины, а име IHo производить торможение за счет коробки передач, разгрузив остановочные тормоза.

11елью изобретения является повьгшение эффективности путем расширения диапазона передач.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач трансмиссии транспортного средства, содержащей входной и вьгходной валы и два дифференциальных механизма планетарного типа, причем оцно звено первого механизма связано с входным валом,, одно звено второго — с выходным валами коробки нерецач, а два других звена обоих

1112!62 4!

Коробка передач транспортной машины содержит входной 1 и выходной 2 валы, установленные в карте- 25 ре 3, а также дна дифференциальных механизма планетарного типа. Одно звена (салнечная шестерня) 4 первого дифференциального механизма соединено с входным валом 1, а одно звено Зр (водило) 5 второго дифференциального механизма — с выходным валам 2. Два других звена, водило 6 и эпицикл 7 первого дифференциального механизма кинематически через редукторы 8 и 9 3g связаны с двумя звеньями (солнечной шестерней) .10 и эпициклом 11 второго дифференциального механизма. При этом первая из указанных связей выполнена постоянной, а другая — разь- 4р единяемай за счет управляемой фрикционной муфты 12. Перечисленные звенья дифференциальных механизмов взаимодействуют между собой через сателлиты 13 у первого механизма и 45 сателлиты 14 v второго. Оси сателлитов закреплены соответственно на водилах 5 и 6. Коробка передач содержит также два управляемых тормоза 15 и 16 и управляемую фрикционную муфту 17. Тормоз 16 связан с одной из шестерен редуктора 9, а фрикционная муфта 17 соединяет два звена 7 и 4 первого дифференциального механизма.

Отличительной особенностью предлагаемой коробки передач является наличие второго дифференциального механизма

У дополнительного звена (солнечной шес3 дифференциальных механизмов кинематически связаны между собой, при этом одна из связей выполнена постоянной, а другая — разъединяемой благодаря первой управляемой фрикционной муфте, два управляемых тормоза и вторую фрикционную муфту, второй дифференциальный механизм снабжен дополнительным звеном, связанным с одним из упомянутых тормозов, другой тормоз установлен на разъединяемой кинематической связи звеньев дифференциальных механизмов; а вторая фрикционная муфта установлена между двумя звеньями первого дифференциального механизма.

На чертеже представлена кинематическая схема коробки передач транспортной машины с ориентировочным соблюдением взаимного расположения ее составных частей. терни) 18, связанного с тормозом 15.

При этом данное звено взаимодействует с другими звеньями данного дифференциального механизма через сателлит 19, находящийся в зацеплении с сателлитом 14 и с осью вращения, закрепленной на водиле 5.

Коробка передач работает следующим образом.

Для получения первой передачи включают фрикцианный тормоз 16 и муфту 12. При этом останавливаются эпициклы 7 и 11 обоих дифференциальных механизмов . Крутящий момент и вращение передаются с входного вала 1 на солнечную шестерню 4 первого дифференциального механизма, затем через сателлит 13 на водила 6 и далее через редуктор 8 на солнечную шестерню 10 второго дифференциального механизма, через сателлит 14 на водило 5 и с него на выходной нал 2.

На .второй передаче включают тормоз 15 и фрикцианную муфту 12. Крутящий.момент и вращение передаются с входного нала 1 на солнечную шестерню 4 первого дифференциального механизма, ерез сателлит 13 на эпицикп 7 и водило 6, далее через репуKTopf, 8 и 9 на солнечную шестерню 10 и эпицикл 11 второго дифференциального механизма и затем через сателлиты 14 и 19 на водило

5 и с нега на выходной вал 2.

Для получения третьей передачи включают тормоз 16 и фрикционную муфту 17. Крутящий момент и вращение передаются с входного нала 1 на солнечную шестерню 4 первого дифференциального механизма, через фрикционную муфту 17 на эпицикл 7, далее через сателлит 13 на водило 6 и через редуктор 8 на солнечную шестерню 10 второго дифференциального механизма. Затем крутящий момент через сателлит 14 и водило 5 передается на выходной вал 2.

На четвертой передаче вместо тормоза 16 нключают тормоз 15. Крутящий момент и вращение передаются па тай же кинематическай цепочке, что и на третьей передаче, да солнечной шестерни 10, затем момент и вращение передаются через сателлиты 14 и 19 на водило 5 и далее на выходной на.-. 2.

На пятой передаче включают абе фрикционные муфты 12 и 17. Крутящий момент и вращение передаются от входI (o а 3 с! в i o „

Редактор В.Иванова Техр-,;, :..!< ..;-.; =-.-IeB I т(ат!ОЕКтаа } ° У"-тя Га

Заказ 6432/24 Тира.-. 3;.... Подписное

ВНИИПИ Государе..-ве.;;;ага ком -(зета С"CР по делам изобретен(}й и откр;:-,"Hй

113035, Иоск(3а, Ж--l!. "яушская ;,;,б„. ц. 4/5

Филиал ППП "Па"-! нт"т . Ужгород ул. Праек!ная, 4 ного вала 1 на солнечную шее сер}п

4 первого дифференциального ме;:;;::..-::.я-- ма и на фрикцианную муфту 1/.; апее через сателлит 13 и эпицикл i:, .(ут.=-= щий момент и вращение передают(я двумя потоками через фрикциан I;.!::, му.;,-ту 12 и водило 6, через рецу(. Оры

8 и 9 на солнечную шестерню 10 эпицикл 11 второго дифференциального механизма. Суммируясь, оба потока через сателлит 14 передаются на водило 5 и с него на выходной вал 2„

На режиме остановки выходнагo ва- ла включают оба тормоза 15 и 16., Прн: этом затормаживаются шестерни постоянного зацепления редуктора 9, эпицикл 11, связанный с вь(ходной (!:: терней редуктора, и солнечная ш"còåpня 18 второго дифференциального ме: ханизма, связанная с тормозам 5.

Таким образом, останавливаются псе звенья второго дифференциально: .; ханизма в том числе и вопило 5. связанное с выходн6(м валом 2.

По отношению к известной предля}га- - - емая коробка передач позволяет получить диапазон передаточнь(х чисел T,.-::ный десяти при достаточна маль}х раз-рывах между передачами в рабочем апазоне (вторая — пятая пер",г.:ачи) 30 при оторванной первой. Это дает =-.0»можность применять ее в машинах p=.з" ноцелевага назначения, включая тя-гачи и инженерные машины, так как первая передача обеспечивает достаточно большие тяговые усилия íà 3;=,ò}щих колесах и малую скорость,.

В известной коробке передач в сигу увеличения разрывов между одними н уменьшения между другими переда в!ами, .,1(. т.е. изменения равномерности разбивки передач, уменьшения рябзчега ди:пазана и ухудшения параметров дифференциальнь(х механизмов, общий диапазон не может быть больп:з 4,5.

Таки}м образом, предлагаемая короб:B передач., имея одинаковое с извест;: —;Ой 3}:,С. -= .=в«МЕНтаВ УПРаВЛЕНИЯ (ДВа

«(3«3(4;т;ИO!,.:.ЫХ -Оp(аээа .т Г;ВB фрн.;((«(Ос(в

-,.;т«л-. !- т) тт тт (ф((3е вснп},яЛ}; (ЫХ (ттЕХ а-низма» (,, (на), с>беси:-. чи«3ает 1«ас(сирее»

НаЛИ=ИЕ 0ЕжИМа. ОСтаиазхса ВЫХОДНОГО вяля г сзвалит у,;уч.и:-:-ь:о,: —:. :с:-;-.>}(альные .: IT}:= -Tòepèo I I»êÁ I аю -.(., я }(ме(3:.}0

}!„!0}(ЗВО;=:ИТЬ та !Ма><Е}«ИE PB 3BT«V3HB оста (Oвачнбк тсрмаза.

Ы (за»ая вальна-планетарная двух"ò-;-е.пенняя коробка передач имеет два ,;I}(фференциальных механизма. четыре

IIÅРЕ««(аЧН Tl PcñГтНЕ T 0 ХОДЯ 0 ДиапаЗОНОМ ра(п(ым пят;.=, и ря(знамерную разбивку

ИЕ РЕДс}Ч,,!ЛЯ ЯКЛЮЧ(3!IИЯ -,ЕРЕ«цаЧ«и

ГЗК((шт}автСЯ ОДИН ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ уппя(зления. Обший див;.:язон коробки

ПЕ»}с«, -; -а ч «ттт} (Tpт(,(т(Е(я ст » к к, н:-фип - ;:"..ванной на машинах разиor о ! (».-т(» —.тà —,.! —,т;}вй дт ЕН}тя 0».рутат(»;т«т БЕЖИМ .; : Q (ODКН В6(хадНОГО Вс«па -. ПрЕд .(ьзгаема:(коробка левела::ри адинаксB6;. Ч}та,: (Х Э т(ЕМЕ„"-« тон У . !. «r« (ч ять(ре, и дисЬферен Tèîë(»B}«(«(рядов

», Дт(ва } П;,.;ЕЕ " Гвтт (-«ЕРЕДа ° П,.;(рета ЧЕ— т6(г!ех и диапазон в два раза больший, че.;:: в б "=:OBOì обьекте. 1траме того, }(М(3Етая(рЕжИМ ОСтBTIOIÇE(1 вЫхÎBHOI 0

-.3B =},2 -0 нельзя п3лучить в двухст Зпе(:,}(«;(х коробках передач, включая