Терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий корпус с кана лом подвода охлаждающей жидкости от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие органы, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя свяаана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности терморегулятора, он содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе две полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через первый регулирующий орган с полостью (Л канала отвода охлаяодающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю. 2. Терморегулятор по п.1, о т ю личающийся тем, что в переDO 4 пускном канале установлен клапан. 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (1И (И) А
З(1Н С 05 D 23/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3512490/24-24 .(22) 09. 11.82 (46) 07.09.84. Вюп. М - 33 (72) В.. М.Пожидаев (71) Центральный научно-исследовательский дизельный институт (53) 621.550.3 (088.8) (56): 1. Авторское свидетельство СССР
У 345478, кл. G 05 D 23/08, 1970.
2. Патент .ФРГ В 2755463, кл. Р 01 P 7/16, опублик. 31. 10.80 (прототип). (54)(57) 1. ТЕРМОРЕГУЛЯТОР СИСТЕМЫ
ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ, содержащий корпус с кана лом подвода охлаждающей жидкости от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теппообменнику, с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие органы, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, отличающийся тем, что, с целью упроЩения и повышения надежности терморегулятора, он содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе цве полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через I первый регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй Ф
Э ° регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю.
2, Терморегулятор по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что в перепускном канале установлен клапан.
1112348
Изобретение относится к приборостроению, в частности к терморегуляторам систем жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС)„
Известен терморегулятор для оптимизации температурного режима дизельных двигателей, содержащий трехпроходный корпус с двумя входными патрубками и клапан, закрепленный на гильзе термосилового элемента, 1О установленного в камере, полость которой связана с полостями входных патрубков (1) .
Недостатками данного терморегулятора являются механическая связан15 ность термодатчиков и управляющих клапанов, что снижает надежность устройства, кроме того, канал перепуска выполнен нерегулируемым, что способствует его засорению твердыми
20 час ти цами.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является терморегулятор для системы жидкостного
25 охлаждения ДВС, содержащий корпус с четырьмя патрубками, два из которых предназначены для подвода жидкости (соответственно от двигателя и от теплообменника) и два отводящих патрубка (соответственно к насосу
30 и к теплообменнику), два управляющих клапана, меха нич ес ки с вязанные между собой через термочувствительный элемент, систему подпружиненных штанг и кольцевой канал с фиксированным проходным сечением (2) .
Недостатками известного терморегулятора являются его конструктивная сложность, так как термочувствительный элемент (датчик температуры) выполнен единым на два клапана, и . перемещение одного из клапанов осуществляется от штока чувствительного элемента через сложную конструкцию траверсы, состоящую из трех штанг (толкателей) с соответствующими пру.— жинами и тарелками а также ненадежЭ ность его работы,. связанная с тем, что перепускной кольцевой канал имеет малое проходное сечение, засорение которого твердыми частицами загрязнения или частицами накипеобразования приводит к выходу из строя регуля-. тора в целом.
Целью изобретения является упрощение конструкции терморегулятора и повышение его надежности.
Поставленная цель достигается тем, чтс терморегулятор системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий коргус с каналом подвода охлаждающей жидкооти от двигателя и каналом отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, с каналом подвода охлаждающей жидкости от теплообменника и каналом отвода охлаждающей жидкости к двигателю и установленные в корпусе регулирующие ор. аны, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана перепускным каналом с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю, и первый термочувствительный элемент, содержит второй термочувствительный элемент и перегородку, образующую в корпусе две полости, в первой из которых установлен первый регулирующий орган, связанный с первым термочувствительным элементом, а во второй полости установлен второй регулирующий орган, связанный со вторым термочувствительным элементом, причем полость канала подвода охлаждающей жидкости от двигателя связана через первый регулируюший орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику, а полость канала подвода охлаждающей жидкости от теплообменника связана через второй регулирующий орган с полостью канала отвода охлаждающей жидкости к двигателю.
В перепускном канале установлен клапан.
На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого терморегулятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Терморегулятор системы охлаждения (ДВС) содержит корпус 1 с четырьмя каналами 2-5 подвода и отвода охлаждающей жидкости от двигателя к теплообменнику, а также к двигателю и от теплообменника, первую 6, вторую 7 полости корпуса 1, первый
1 регулирующий орган 8, первый термочувствительный элемент 9, второй регулирующий орган 10, второй термочувствительный элемент i 1, перегородку 12, перепускной канал 13, клапан 14, пружины 15 и 16, упоры
17 и 18 peã ëèðóâùèõ органов 8 и 10 и упоры 19 и 20 термочувствительных элементов 9 и 11. з
Работа терморегулятора заключается в следующем.
При работе непрогретого ДВС охлаждающая жидкость из двигателя через канал поступает в первую полость 6 корпуса 1, смывает первый термочувствительный элемент 9 и через перепускной канал 13 заполняет полость
7, омывает второй термочувствительный элемент 11 и через канал 4 отво- 10 дится к водяному насосу и опять в двигатель. При этом в связи с низкой температурой охлаждающей жидкости регулирующие органы 8 и 10 закрыты и циркуляция осуществляется толь- 15 ко по малому контуру, т.е. по системе: двигатель — регулятор — насос двигатель.
По мере нагрева охлаждающей жидкости в двигателе до определенной рб температуры наполнитель термочувствительных элементов 9 и 11 начинает расширяться и открывает сечение регулирующих органов 8 и 10 для доступа жидкости из полости 6 к каналу 3 и далее к теплообменнику для охлаждения и для доступа жидкости, возвращающейся из теплообменника через канал 5 в полость 7, и далее через канал 4 к насосу двигателя.
Открытие проходных сечений уменьшает гидравлические сопротивления и увеличивает расход охлаждающей
8 У 20 77
2348 жидкости по большому контуру, т.е, по системе двигатель — регулятор теплообменник-регулятор — насос двигатель. Это приводит к автоматической стабилизации температур в системе охлаждения ДВС. При этом с помощью клапана 14. можно производить регулирование степени перепуска жидкости с учетом необходимого времени прогрева двигателя и надежной работы системы.
Технико-экономический эффект от использования предлагаемого терморегулятора состоит в упрошении конструкции за счет исключения сложного привода клапанов, что позволяет снизить металлоемкость и повысить надежность работы терморегулятора при обеспечении экономичной работы
ДВС независимо от изменения его режима работы и внешних условий.
Кроме того, использование в пред-. лагаемом терморегуляторе регулируемого перепускного канала практически исключает возможность заклинивания датчиков температуры, а следовательно, и клапанов в процессе эксплуатации и повышает надежность работы системы охлаждения двигателя независимо от качества очистки охлаждающей жидкости и характера накипеобразования.
1 N r8 v 70
ВНИИПИ Заказ 6458/33 Тираж 841 Подписное
Филиал ППП "Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4