Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий корпус, обмотку, составной магнитопровод,состоящий нз внешней и внутренней частей, последняя из которых выполнена из пакета граненных по наружной поверхности .стальных пластин. отличающийся тем, что, с целью повышения КПД путем снижения нагрева при увйпичении прочности скрепления пакета пластин со спинкой, внешняя часть магнитопровода выполнена в виде имеющих по торцам выемки секторов из гофрированной вдоль продольной оси статора стальной ленты , по торцам магнитопровода установлены алюминиевые кольца с выступами, входящими в выемки секторов, а между гранями пакета пластин и секторами расположены продольные стержни, соединяющие магнитопровод и кольца, при этом последние примыкают к корпусу и через изоляционные прокладки к лобовым частям обмотки.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ае ам.

359 Н 02 112

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3449900/24-07 (22) 10.06. 82 (46) 07.09.84. Бюл. № 33 (72) H. А. П а влуцки и и A. И. Яковлев (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (53) 621.313.04 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

% 942203, кл. Н 02 К 1/00, 1979. (54) (57) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус, обмотку, составной магнитопровод,состоящий из внешней и внутренней частей, последняя из которых выполнена из пакета граненных по наружной поверхности стальных пластин, отличающийся тем, что, с целью повышения

КПД путем снижения нагрева при увеличении прочности скрепления пакета пластин со спинкой, внешняя часть магиитопровода выполнена в виде имеющих по торцам выемки секторов из гофрированной вдоль продольной оси статора стальной ленты„ по торцам магнитопровода установлены алюминиевые кольца с выступами, входящими в выемки секторов, а между гранями пакета пластин и секторами расположены продольные стержни, соединяющие магнитопровод и кольца, при этом последние примыкают к корпусу и через изоляционные прокладки к лобовым частям обмотки.

11 12488

Йзобретение относится к электротехнике, а более конкретно — к конструкции малоот,ходного шихтованного магнитопровода статора электромашины.

Известна электрическая машина, содержащая магнитопровод статора, выполненный из граненных по наружной поверхности стальных пластин, развернутых друг относительно друга, при этом внешняя часть маг. нитопровода статора выполнена иэ прессмагнитодиэлектрика и имеет по торцам посадочные места под щиты, причем на наружных гранях пластин выполнены выемки, заполненные магнитодиэлектрнком 1 j.

Однако в ряде случаев проектировайия машины с допустимым. нагревом и высоким

КПД такое техническое решение не применимо, так как в прессованной из железного .порошка спинке выделяются повышенные в

2 — 2,5 раза по сравнению со сталью электромагнитные потери, что неизбежно приводит к дополнительному нагреву и снижению КПД электродвигателя. Кроме того, внешняя прессованная из магнитодиэлектрика спинка имеет увеличенные габариты изэа сравнительно невысокой по сравнению с электротехнической сталью магнитной проницаемостью. При этом заполненные магнитодиэлектрнком выемки на наружных гранях пластин не обеспечивают надежного скрепления пластин и спинки, а.также:уменьшают сечение спинки магнитопровода, что приводит к перерасходу ампервитков и снижает надежность двигателя, особенно при повышенных вибрационных нагрузках.

Цель изобретения — повышение КПД путем снижения нагрева при увеличении механической прочности скрепления пакета прямоугольных пластин со спинкой.

Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус, обмотку, составной магннтопровод, состоящий из внешней и внутренней частей, последняя из которых выполнена из пакета граненных по наружной поверхности стальных пластин, внешняя часть магнитопровода выполнена в виде имеющих по торцам выемки секторов из гофрированной вдоль продольной оси статора стальной ленты, по торцам магнитопровода установлены алюминиевые кольца с выступами, входящими в выемки секторов, а между гранями пакета пластин и секторами расположены продольные стержни, соединяющие магнитопровод и кольца, при этом последние примыкают к корпусу и через изоляционные прокладки к лобовым частям обмотки.

На фиг. показан статор электрической машины, продольный разрез; на фнг. 2— .то же„поперечный разрез; на фиг. 3 — 5 — аксанометрическое изображение собранного с секторами и кольцами магнитопровода; на фиг. 6 и 7 — форма стальной ленты для изготовления секторов.

Магнитопровод содержит пакет 1 прямоугольных пластин с пазами 2 (фиг. 1, 2).

На внешних гранях пакета I расположены накладки, выполненные в виде шихтованных из электротехнической стали секторов 3 с выемками 4 на торцах. При этом ширина секторов 3 меньше ширины внешних граней пакета I. Пластины пакета 1 и секторы 3 скреплены двумя алюминиевыми кольцами 5, 1и, которые прижаты к торцам магнитопровода

Полоса 12 (фиг. 6) вначале разрезается по сплошной линии фигурными ножницами, затем заготовки гофрируются, спрессовываются, закрепляются на гранях и протягиваются под точный размер (пунктир, фиг. 6).

Количество секторов, дающее воэможность уменьшить отходы электротехнической стали свыше 30 /р, равно четырем (фиг.4)

Для магнитопровода с двумя секторами (фиг. 5), последние изготавливаются из штамповочных отходов электротехнической стали по схеме, изображенной на фиг. 7.

Для этого варианта секторы 3 (фиг.. 5) изготавливают нэ боковых кромок 15 (фиг. 7, 4р кромки заштрихованы) путем их гофрирования и опрессовки. При этом экономится около 20О/р электротехнической стали.

Предлагаемое изобретение позволяет увеличить механическую прочность скрепления составного магнитопровода и повысить КПД электродвигателя и в силу более высокой магнитной проницаемости электротехнической стали по сравнению с прессованными из железного порошка накладными

45 элементами уменьшить радиальные габариты магнитопровода при значительной эко номии стали. При этом улучшилось тепловое состояние машин за счет того, что скрепляющие магннтопровод алюминиевые кольца плотно прижаты к обмоткам и обдуваемому корпусу и обеспечивают хорошую теплопередачу, в результате чего нагрев дви гателя уменьшается на 18 — 25 С.

Предлагаемая конструкция магнитопровода не ухудшает достигнутых энерге50

55 и своими выступами 6 входят в выемки 4 секторов 3. Кольца 5 связаны между собой и магнитопроводом продольными стержнями 7, расположенными в щелях 8 между внешними плоскими гранями пакета 1 пластин и секторами 3, которые имеют меньшую ширину по сравнению с шириной граней (фиг. I — 4). Кольца 5 своими наружными поверхностями плотно прижаты к внутренней поверхности корпуса 9 н через изоляционные прокладки 10 — к лобовым частям II обмотки статора.

Секторы 3 изготавливают из ленты 12 (фиг. 6) путем практически безотходного раскроя ее на две заготовки !3 н 14, каж. дая нз которых гофрирована в плоскости, 25 перпендикулярной продольной оси статора и спрессована вдоль этой оси (фиг. 4), 1112488

3 3 тических и других характеристик двигателей.

Это объясняется тем, что некоторое снижение магнитных качеств магнитопровода вследствие наличия микроэазоров между листами и сегментными элементами компенсируется более благоприятной текстурой сегментных элементов, выштампованных вдоль проката полосы. 1! 12488

Составитель Ф. Подольская

Редактор Н. Данкулич Техред И. Верес Корректор О. Луговая

Заказ 6072/40 Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4