Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ,содержащий массивный сердечник. / / / / 7 // С. ЧЧ / / / /X /7 / / / / ///ТХх 7 / / // / / / / у / / / у / / / / / / /у . л. 4 ч V чххчхч у iC r WsiiAil If iiTEBTK. .;., TPJfHIfiWa lS. ИвМ«ТШ{: обмотку возбуждения с лобовыми частями, баи.|1ажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке баидажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая - в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника , отличающийся тем, что, с целью повышения надежиости работы, поверхности сопряжения бандажного кольца и шпонки выполнены коническими с большим основанием конуса, обращенным к сердечнику. ({77 Фи. 1 7/J

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1112493 А

3 1 0 Н 02 К 3 51

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К ABTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

8Þ вггг

1ФУУ Ф 77УР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 3598976/24-07 (22) 02.06.83 (46) 07.09.84. Бюл. № 33 (72) Ю. И. Азбукин, В. Ю. Аврух, Ю. А. Тарасюк и А. П. Козлов (71) Центральное конструкторское бюро

Главэнергоремонта (53) 621.313.713(088.8) (56) I. Справочник по ремонту турбогенераторов, Под ред. П. И. Устинова, М., «Энергия», 1976, с. 93, рис. 2 — 20в.

2. Булаткин В. А. и др. Ремонт роторных бандажей турбогенераторов. М., «Энергия», 1973, с. 37, рис. 15. (54) (57) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий массивный сердечник, А обмотку возбуждения с лобовыми частями, бандажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке бандажного кольца, сопрягаясь с ним по nosepxности тела вращения, а другая — в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка пр» монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, поверхности сопряжения бандажного кольца и шпонки выполнены коническими с большим основанием конуса, обращенным к сердечнику.

1112493

Изобретение относится к электромашиностроенню, а конкретнее — к устройству крупных электрических машин, например, турбогенераторов.

Известен ротор электрической машины, содержащий сердечник, обмотку возбуждения,лобовые части которой удерживаются от перемещения посредством баидажного кольца, насаженного на сердечник ротора. Предотвращение осевого смещения бандажа обеспечиваетси в конструкции с помощью гайки, навернутой на наружную поверхность бандажного кольца (1J ..

Недостатком данной конструкции является высокая степень концентрации напряжений в бандажном кольце и гайке из-за наличия резьбы, а также трудность нарезания резьбы на значительном диаметре банда жного кольца и особенно тонкостенной гайки.

Наиболее близким к изобретению является ротор электрической машины, содер- 20 жащий массивный сердечник, обмотку возбуждения с лобовыми частями, бандажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смешения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке бандажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая — в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника !2).

Отжим кольцевой шпонки для снятия бандажного кольца осуществляется через радиальные отверстия в его теле. Указанные отверстия бандажного кольца, работающего при очень высоких уровнях напряже- З5 ний, близких к пределу текучести материала бандажа, являются местами концентраторов напряжений н резко снижают его прочность.

Кроме того, при такой конструкции воэ40 можен ожог внутреннеи поверхности носика бандажного кольца уравнительными токами, протекающими в поверхностных слоях торцовой зоны сердечника ротора при переходных режимах работы электрической ма шины. 45

Цель изобретения — повышение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем массивный сердечник, обмотку возбуждения с лобовыми частями, бандажное кольцо, насаженное на сердечник и обхватывающее лобовые части, закрепленное от аксиального смещения кольцевой разрезной пружинной шпонкой, часть которой установлена в кольцевой канавке бандажного кольца, сопрягаясь с ним по поверхности тела вращения, а другая — в кольцевой канавке сердечника, причем шпонка при монтаже и демонтаже имеет возможность перемещения в кольцевую канавку сердечника, поверхности со пряжения бандажного кольца и шпонки вы полнены коническими с большим основанием конуса„обрац енным к сердечнику.

На фиг. I показан предлагаемый ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — — разрез А — А на фиг. I; на фиг. 3 — ротор в процессе демонтажа бандажного кольца, продольный разрез.

Ротор 1 содержит обмотку 2 возбуждения с лобовыми частями 3. Лобовые части обмотки удерживаются с помощью бандажного кольца 4, насаженного с помощью горячей посадки на заточку сердечника 5 ротора через изоляционную прокладку 6.

На стороне 7 бандажного кольца 4, обращенной к сердечнику 5, выполнена кольцевая канавка 8 сечением в виде прямоуголь. ного треугольника с катетом, обращенным в сторону сердечника ротора.

В сердечнике ротора напротив канавки 8 в бандажном кольце 4 выполнена кольцевая канавка 9 прямоугольного сечения.

Бандажное кольцо 4 удерживается от сдвига в аксиальном направлении с помощщью кольцевой разрезной шпонки 10 сечением в виде прямоугольной трапеции. Бандажное кольцо и шпонка сопрягаются по конической поверхности. Высота шпонки 10 выполняется меньшей глубины шпоночной канавки 9. На наружной поверхности шпонки 10 выполнены пазы 1! для удержания шпонки в утопленном состоянии с помощью планок 12.

Бандажное кольцо в тыльной части насажено на упорное кольцо 13. Между упорным кольцом и торцом лобовых частей 3 обмотки установлены изоляционные планки 14 и диск 15, выполненный иэ стали. Расстояние между торцом упорного кольца 13 и торцом диска 15 выполнено большим ширины шпонки 10. Обмотка 2 возбуждения удерживается в пазах. ротора с помощью клиньев l6. Расстояние между торцами концевых клиньев 16 и торцом бандажного кольца 7 также превышает ширину шпонки.

Торец лобовых частей 3 обмотки зажат в аксиальном направлении с помощью упорных винтов 1?.

Устройство работает следующим образом.

Для съема бандажного кольца 4 упорные винты 1? вывинчиваются для создания возможности сдвига бандажного кольца в сторон у сердеч н и ка ротора .

Бандажное кольцо нагревается и сдвигается в аксиальном направлении в сторону сердечника ротора до упора внутреннего торца упорного кольца 13 в торец лобовых частей 3 обмотки возбуждения.

При этом наклонная конусная поверхность кольцевой шпоночной канавки 8 стороны бандажного кольца отожмет японку 10 в ее крайнее нижнее положение, утопив ее в кольцевую канавку 9. Затем через пазы

11!2493

А — А

10ß 7Е 77

4L(8. 2

1Е 12

Составитель Л. Карцева

Техред И. Верес Ко рре кто р А. Об ру ч ар

Тираж 666 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор И. Даикулич

Заказ 6П72/40 шпонки 10 устанавливаются планки 12, удер живающие шпонку в утопленном состоянии, после чего бандажное кольцо 4 снимается штатным приспособлением:

При. надевании бандажного кольца 4 шпонка 10 предварительно устанавливается в канавку 9 в утопленное положение, фиксируясь в нем планками 12. Затем нагретое до необходимой температуры бандажное кольцо 4 надевается на сердечник ротора l, на котором предварительно установлена изоляционная прокладка 6. Планки 12 удаляются н шпонка 10 под действием упругости занимает рабочее положение, удерживая бандажное кольцо от осевого сдвига..

Экономический эффект от использования

- устройства образуется за счет повышении надежности путем сокращения сроков простоя турбогенераторов в ремонте, а также за с«ет экономии стоимости поковок, необ ходимых для замены бандажных колец.