Способ изготовления стержня якорной обмотки,охлаждаемой жидкостью

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТЕРЖНЯ ЯКОРНОЙ ОБМОТКИ, ОХЛАЖДАЕМОЙ ЖИДКОСТЬЮ, заключающийся в нарезке заготовок проводников, пакетировании их с образованием полого стержня , установке внутрь стержня трубки для о.члаждающей жидкости, транспозиции проводников путем поворота концов стержня I itfCi flOJi m f вокруг оси в разные стороны, отличающийся тем, что, с целью расширения те.чнологических возможностей путем использования трубок для охлаждающей жидкости различной формы поперечного сечения, перед транспозицией внутрь полого стержня устанавливают технологическую оправку, а после транспозиции удаляют оправку и устанавливают трубку для охлаждающей жидкости, затем обжимают стержень до получения заданной формы и размеров. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что на оправку перед установкой ее внутрь полого стержня наматывают фторопластовую ленту и закрепляют ее на концах оправки с помощью отрезков эластичной трубки. 3.Способ по п 1, отличающийся тем, что перед .вводом трубки для охлаждающей жидкости внутрь полого стержня на конец (Л ее надевают Направляющий наконечник. ю 4i CD Фмг./

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1112497 за) Н 02 К 15/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

4(".Вг", ЦфЯФ » g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 13, ;. „„" „ .;:",. ".:

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТБУ

Я Я»»ф т@,, (21) 3604321/24-07 (22) 15.06.83 (46) 07.09.84. Бюл. № 33 (72) Г, Г. П а влов (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (53) 621.313.04 (088.8) (56) 1. Титов В. В. и др. Турбогенераторы.

Расчет и конструкция. Л., <<Энергия», 1967, с. 153 — 154.

2. Авторское свидетельство СССР № 743122, кл. Н 02 К 1504, ° 1978.: (54) (57) 1. СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

СТЕРЖНЯ ЯКОРНОИ ОБМОТКИ, ОХЛАЖДАЕМОЛ ЖИДКОСТЪ О, заключающийся в нарезке заготовок проводников, пакетировании их с образованием полого стержня, установке внутрь стержня трубки для охлаждающей жидкости, транспозиции проводников путем поворота концов стержня вокруг оси в разные стороны. отгичающиися тем, что, с целью расширения технологи ческих возможностей путем использования трубок для охлаждающей жидкости различной формы поперечного сечения, перед транспозицией внутрь полого стержня устанавливают технологическую оправку, а после транспозиции удаляют оправку и устанавливают трубку для охлаждающей жидкости, затем обжимают стержень до получения заданной формы и размеров.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на оправку перед установкой ее внутрь полого стержня наматывают фторопластовую ленту и закрепляют ее на концах оправки с помощью отрезков эластичной трубки.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем," что перед. вводом трубки для охлаждающей Е жидкости внутрь полого стержня на конец . ее надевают г»аправляющий наконечник..

1 I 1 I 2497

Изобретение относится к технологии изготовления обмоток электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Известен способ изготовления стержня якорной обмотки, при использовании которого транспозицию проводников прямоугольного сечения осуществляют пут< м выгиба их на широкое ребро в двух или более местах (1)

Однако этот способ для изготовления стержней, состоящих из множества проводников круглого сечения, расположенных вокруг трубки для охлаждающей жидкости, является крайне трудоемким.

Известен также способ изготовления стержня якорной обмотки, охлаждаемой жид- 15 костью, заключающийся в нарезке заготовок проводников, пакетировании их с образованием полого . стержня, установке внутрь стержня трубки для охлаждакнцей жидкости, транспозиции проводников путем поворота концов стержня вокруг оси в разные стороны (2).

Недостатком известного способа являются ограниченные технологические возможнос ти, так как этот способ для изготовления стержней, состоящих из множества проводников круглого сечения, расположенных вокруг трубки для охлаждающей жидкости, имеющей например прямоугольное или квадратное сечение, неприемлем.

Цель изобретения — расширение технологических воэможностей путем использования трубок для охлаждающей жидкости различной формы поперечного сечения.

Поставленная цель достигается тем, что согл ас но способу изготовления стерж н я якорной обмотки, охлаждаемой жидкостью. заключающемуся в нарезке заготовок проводников, пакетировании их с образованием полого стержня, установке внутрь стержня трубки для охлаждающей жидкости, транспозиции проводников путем поворота концов стержня вокруг оси в разные стороны, 40 перед транспозицией внутрь полого стержня устанавливают технологическую оправку, а после транспоэиции удаляют оправку и устанавливак1т трубку для охлаждающей жидкости, затем обжимают стержень до получения заданной формы и размеров.

Кроме того, на оправку перед установкой ее внутрь полого стержня наматывают фторопластовую ленту и закрепляют ее на концах оправки с помощью отрезков эластичной трубки. 50

Перед вводом трубки для охлаждающей жидкости внутрь полого стержня на конец ее надевают направляющий наконечник.

На фиг. 1 показан образованный иэ проводников полый стержень с введенной в него технологической оправкой; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3 --- полый стер>Kens г введенной в него трубкой nJln nxaavдающей жидкости в процессе обжатия; на фиг. 4 --- вид Б на фиг. 3.

Способ изготовления стержня якорной обмотки, охлаждаемой жидкостью, осуществляется следующим образом.

Нарезанные заготовки проводников пакетирук>т, образуя полый стержень !. Концы стержня I закрепляют в разъемных технологических наконечниках 2, а внутрь полого стержня вставляют технологическую оправку 3, имеющую расчетный диаметр.

Затем стержень устанавливают в приспособление 4. Один из наконечников жестко фиксируют в приспособлении, а другой, используя сьемные рукоятки 5, поворачивают вокруг оси стержня, осуществляя тем самым транспозицию его проводников.

Плетеный стержень вынимают из приспособления 4, освобождают от наконечников 2 и удаляют технологическую оправку 3.

В отверстие плетеного полого стержня 1 вместе технологической оправки 3 вводят трубку для охлаждающей жидкости 6, имеющую круглое, квадратное или прямоугольное поперечное сечение. Затем плетеный стержень 1 устанавливак>т в приспособление 7 и обжимают пакет проводников для получения заданной формы и размеров поперечного сечения, заворачивая болты 8.

Для облегчения удаления технологической оправки иэ пакета проводников на него

I наматывается фторопластовая лента в один слой по спирали с последующим закреплением ленты на концах технологической оправки с помощью отрезков эластичной трубки.

При выемке 1ехнологической оправки из пакета проводников трубки, закрепляющие фторопластовую ленту, удаляются, а лента выдергивается одновременно с выемкой технологической оправки, которая скользит по слок ленты.

Для обеспечения ввода охлаждающих трубок в отверстие внутри пакета проводников после удаления технологической оправки конец трубки, который вводится в пакет, снабжается направляющим наконечником, вставляемым в отверстие трубки. Свободный конец наконечника имеет форму кругового конуса.

После ввода трубки в пакет наконечник удаляется, а пакет проводников обжимается в специальной оправке с целью выборки зазоров между проводниками пакета и трубкой и для получения сечения стержня, имеющего окончательнук> форму и размеры. Для предотвращения деформации стенок охлаждающей трубки отверстие трубки до обжимания пакета стержня заполняется песком.

Изобрегение позволяет расширить технол н н геские воэможности способа изготовления стержней якорных обмоток, охлаждаемых жидкостью.

Фиг.2

Релактор II. !николич

Заказ БМ 2/40 г:оставитель В. Воскобойников

Тек р«д И. Верес Корректор В. Бутяга

Тираж ббб Подписное

RHÈÈÏÈ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

I 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 111111 еПатеитэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4