Познавательная игра трахтенберга и.м.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Познавательная игра, содержащая корпус с по меньшей мере, одной игровой панелью и игровыми элементами, расположенными на ней, и контрольный элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения занимательности, каждая игровая панель выполнена в виде рамки с разделительными параллельными между собой перегородками , имеющими центральные вырезы и образуюнхими направляющие для игровых элементов , и с визуальным указателем с метками , контрольный элемент представл-яет собой гребенку, а игровые элементы выполнены в виде ползунов, взаимодействующих с зубьями гребенки и имеющих на внещней стороне игровые индексы, а на внутренней стороне - поперечные вырезы, образующие с центральными вырезами разделительных перегородок при их совмещении направляющие для гребенки. 2. Игра по п. I, отличающаяся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей , корпус выполнен в виде много гранника, а игровые панели установлены на его гранях. посредством замковых элементов с возможностью съема. Ч (Л с

COI03 СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„A з Ю А 63 F 918

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3590073/28-12 (22) 18.03.83 (46) 15.09.84. Ъюл. № 34 (72) И. М. Трахтенберг (53) 685.81/82 (088.8) (56) !. Авторское свидетельство СССР № 76995, кл. А 63 F 9/18, 1948. (54) ПОЗНАВАТЕЛЪНАЯ ИГРА ТРАХТЕНБЕРГА И. M. (57) l. Познавательная игра, содержащая корпус с по меньшей мере, одной игровой панелью и игровыми элементами, расположенными на ней, и контрольный элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения занимательности, каждая игровая панель выполнена в виде рамки с разделительными па раллел ьны ми между собой перегородками, имеющими центральные вырезы и образующими направляющие для игровых элементов, и с визуальным указателем с метками, контрольный элемент представляет собой гребенку, а игровые элементы выполнены в виде ползунов, взаимодействующих с зубьями гребенки и имеющих на внешней стороне игровые индексы, а на внутренней стороне — поперечные вырезы, образующие с центральными вырезами разделительных перегородок при их совмещении направляющие для гребенки.

2. Игра по п, 1, отличающаяся тем, что, с целью расширения дидактических воз. можностей, корпус выполнен в виде много гранника, а игровые панели установлены на его гранях. посредством замковых элементов с возможностьк> съема.

1113141 (0

30

Изобретение относится к познавательным играм и может быть использовано для по. эна вател ьно-развлекательных целей.

В устной речи часто распространены ошибки, связанные с неправильной постановкой ударений в словах. В русском языке ударение подвижное, не связанное с определенным слогом в слове, как.например, во французском языке, где ударение всегда падаЕт на последний слог, или в польском, где ударение всегда падает на предпоследний слог слова. Правильность ударения одно из основных условий правильности устной речи.

В русском языке можно насчитать сотни слов, являющихся трудными с точки зрения правильности постановки ударений, Известна познавательная игра, содержащая корпус с по меньшей мере, одной игровой панелью н игровыми элементами, расположенными на ней, и контрольный элемент j I ) .

Недостатком известной познавательной игры является невысокая занимательность, Цель изобретения — повышение у играющих культуры речи, в частности в области ударения, а также достижения высокой степени познавательности и занимательности, расширение дидактических воэможностей.

Указанная цель достигается тем, что в познавательной игре, содержащей корпус по меньшей мере одной игровой панелью и игровыми элементами, расположенными на ней, и контрольный элемент, каждая игровая панель выполнена в виде рамки с разделительными параллельными между собой перегородками, имеющими центральные вырезы и образующими направляющие для и гровых элементов, и с визуальным указателем с метками, контрольный элемент представляет собой гребенку, а игровые элементы выполнены в виде ползунов, взаимодействующих с зубьями гребенки и имеющих на внешней стороне игровые индексы, а на внутренней стороне — поперечные вырезы, образующие с централь ными вырезами разделительных перегородок при их совмещении направляющие для г ребе н к и.

С целью расширения дидактических воэможностей. корпус выполнен в виде многогранника, а игровые панели установлены на его гранях посредством замковых элементов с воэможностью съема.

На фиг. 1 изображена познавательная игра в виде панели; на фиг. 2 — сечение

А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. I; на фиг. 4 — познавательная игра в виде куба; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 4 (в горизонтальной плоскости;); на фиг. 6 — сечение Г-Г на фиг, 5; «а фиг, 7— сечение Д-Д на фиг: 5; »а фиг. 8 — узел ! на фиг. 4, закрытое положение замкового элемента; на фиг. 9 — то же, открытое положенне замкового элемента; на фиг. 10 —, разрез Е-Е на фиг. 8; на фиг. !1 — разрез

Ж-Ж на фиг. 9.

Познавательная игра содержит корпус

1 с панелью в виде рамки с разделительными параллельными перегородками 2, имеющими центральные вырезы 3 и образующими направляющие 4 для игровых элементов, и с визуальным указателем 5 с метками 6. Контрольный элемент представляет собой гребенку 7 с зубьями 8. Игровые элементы выполнены в виде ползунов 9, на внешней стороне которых имеются игровые индексы 10, например, трудные с точки зрения правильности постановки ударения игровые слова 11 и пояснительные слова

l2 русского языка, широко употребляемые в устной речи. Игровые 11 и пояснительные

12 слова нанесены разными цветами (на фиг. 1 пояснительные слова взяты в скобки).

Пояснительные слова облегчают прочтение

ИГРОВ61Х СЛОВ.

Один из многих наборов слов, являющихся трудными с точки зрения правильности постановки ударения, следующий:

Феномен (не феномен), Обеспечение (не обеспечение)

Квартал (не квартал}

Бредовые (не бредовые, бредовые)

Развитые (страны) (не развитые)

Заржаветь (не запжаветь)

Алфавйт (не алфавит)

Каталог (не каталог)

Толйка (не толика)

Занятые (люди) (не занятые) (Работа) Спорйтся (не спорится) (оси) Снмметрйи (не симметрии) Ползуны 9 имеют верхнюю 13 и нижнюю

14 прорези, в которые входят верхняя направляющая 15 и нижняя направляющая

l6 пластины, закрепленные в корпусе l.

Верхняя направляющая пластина 15 соединена с разделительными перегородками

2, отделяющими один ползун от другого. Для удобства перемещения ползуны 9 выполнены с рукоятками 17.

На внутренней стороне ползунов 9 выпол иены поперечные вь1рез ы 18, р а спол оженные напротив ударных гласных игровых слов li, и продольные пазы 19, в которые входят зубья 8 гребенки 7, установленной в отверстиях 20 корпуса 1 н в центральных выреза 3 разделительных перегородок 2 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном направлению перемещения ползунов 9. На концевой части гребенки 7 изготовлена Г-образная прорезь 21, в которую входит съемное кольцо

22. Выходная часть Г-образной прорези

21 В исходном закрытом положении гребенки 7 скрыта внутри корпуса в его отверстии 20, а другой конец гребенки 7 выполнен с ограничительным выст> пом 23.! 113141

Действие игры заключается в следую- чатой запираемой частью замкового элемента (узел I), запиран>щая часть которогс

Играющий, перемещая ползуны 9 по расположена в проушине 37 ребра 38 куба верхней и нижней направляющим пласти- Запираемая часть замкового элемента нам . 15 и 16 устанавливает их таким обра- имеет две ступени: большую 39 и малую ь зом, чтобы гласная каждого игрового сло- 40. Запирающая часть имеет отверстие 41 ва, на которую, как он считает, падает уда- и примыкающую к нему прорезь 42, вьшолрение, расположилась между метками 6 ненные в проушине 37 ребра 38 куба. визуального указателя 5; В отверстие 41 запира>ощей части замВ случае правильной постановки ударе- 10 кового элемента в исходном, запертом по ния в каждом игровом слове места пересе- ложении гребенки 32 входит большая сту чений поперечных вырезов 18 и продоль- пень 39 запираемой части. На большой стуных пазов 19 ползунов 9 расположатся пени 39 имеется рукоятка 43 для перемещенапротив зубьев 8 гребенки 7 и так как ния гребенки 32. ширина и высота поперечных пазов 18 со- Каждый ползун 28, направляющими коответственно больше ширины и высоты зу- торого являются разделительные перегород15 бьев 8 гребенки 7, то продольные пазы 19 ки 27, имеет выступы 44 и 45, .;" входящие не будут препятствовать перемещению гре- в зазоры 46, образованные дном 47 рамки бенки 7, и она легким усилием играющего, 26 и нижними кромками разделительных будет выдвинута из корпуса 1 на величину перегородок 27. Выступы 44 и 45 предотхода, обусловленную расстоянием между gp вращают выпадение ползунов 28 через верхупором 24 и ограничительным выступом 23 нюю открытую часть рамки 26. На внутгребенки 7, при этом выходная часть Г-об- ренней стороне ползунов 28 имеются прораэной прорези 21 выйдет из корпуса 1 и дольные пазы 48, в которые входят зубья съемное кольцо 22 легко снимается, в чем 33 гребенки 32, установленной в центральи заключается задача играющего. ных- вырезах 49 разделительных перегороВ случае, если хотя бы в одном слове док 27.

25 ударение будет поставлено неправильно, Зубья 33 гребенки 32 имеют ширину, то поперечный вырез 18 данного ползуна меньшую ширины разделительных перего9 не будет установлен напротив зуба 8 гре- родок 27, и поэтому не препятствуют пробенки 7, входящего в продольный паэ 19, дольному перемещению ползунов 28. Высои последний будет препятствовать переме- 3 та тела гребенки 32 меньше велич

32 меньше величины эашению гребенки 7, при этом выходная часть зоров 46 и поэтому также не препятствует

Г-образной прорези 21 не сможет выйти перемещению полэунов 28. из отверстия 20 корпуса и,следовательно, кольцо 22 снять будет невозможно. перегородок 27 и параллельных им стенок

Таким образом, при правильной поста- рамки 26 нанесены отрезки параллельных новке ударения во всех игровых словах, 35 меток 50, напротив которых играющим устасъемное кольцо 22 снимется, а при непра- навливаются ударные гласные слов 29. вильной хотя бы в одном игровом слове— Один из многих возможных наборов слов, нанесенных на однои грани куба и

Корпус познавательной игры может быть являющихся трудными с точки зрения правыполнен в виде многогранника, например вильности постановки ударения, следуюкуба, имеюгцего шесть съемных игровых шии: панелей 25, установленных на кубе с по- Премирование (не премирование) мощью замковых элементов (узел l ) . Каж- Созыв (не созыв) дая нз съемных панелей 25 содержит рам- Некролог (не некролог) ку 26 с разделительными перегородками 27, Судей (не судей) между которыми установлены игровые эле- 4 Завинтишь (не завинтишь) менты в виде ползунов 28 с нанесенными В стенах (в стенах) на их внешней стороне игровыми индек- Нормирбванны" (р ро бванный (не но мйрованныЙ сами (словами) 29 и рукоятками 30 для Иконопись (ие иконопись) продольного перемещения ползунов 28. Окислйть (не окйслить)

На внутренней стороне каждого ползу- . Прогйб (не прогиб) на 28 имеется поперечныи вырез 31, распо- 5О Действие игры заключается в следук> ложенный напротив ударной гласной слова шем.

29, нанесенного на данном ползуне 28. Играющий,с помощью рукояток пе

Перпендикулярно ползунам 28 установ- ремещая полэуны 28.данной рамки 26, уста лена гребенка 32 с зубьями 33, концы ко- )авливает их таким образом, чтобы глас торой расположены в отверстиях рамки 26 ная каждого слова, на которую, как он счи и выступают из нее. тает падает ударение, расположилась на

Один конец гребенки 32 входит в отверс- против меток 50. гие 34 проушины 35, расположенной на ребре кчба, а второй выполнен с двухступен- ния в каждом слове данной рамки 26 по

f l 13141

17 9 rs и-- а

1 19

Zl мрачные, вырезы 31 всех ее ползунов 28 расположатся на одной линии с гребенкой

32, т.е. займут положение напротив ее зубьев 33, которые беспрепятственно смогут войти в поперечные вырезы 31 и тем самым позволитьгребенке 32 переместиться вдоль своей оси (по стрелке а) легким усилием играющего с помощью рукоятки 43, благо-. даря чему большая ступень 39 запирае мой части замкового элемента выйдет из отверстия 41, а второй конец гребенки 32 выйдет из отверсгця 34 проушины 35 ребра

36 куба.

При продольном перемещении гребенки

32 большая ступень 39 выйдет из отверстия 41, а малая ступень 40 выйдет в это отверстие (фиг. 9) и благодаря тому, что ширина малой ступени 40 меньше ширины прорези 42 запирающей части замкового элемента, то малая ступень 40 свободно выйдет через прорезь 42 в поперечном направлении (по стрелке б) и тем самым дает возмож ность играющему снять рам ку 26 с куба, В том случае, если хотя бы в одном слове данной рамки 26 ударение будет поставлено неправильно, то зуб 33 гребенки

32, расположенный за ползуном 28 по ходу его продольного движения (по стрелке а), не займет положение напротив его поперечного выреза 31, а будет продолжать оставаться в зацеплении с ползуном 28 и тем самым будет препятствовать продольному перемещению гребенки 32 и, следовательно, открытию замкового устройства (узел !).

Таким образом, только правильная постановка ударения во всех словах данной рамки 26 позволит играющему снйть ее с куба.

Правилььо поставив ударение в словах каждой рамки 26, играющий сможет последовательно снять с куба все шесть рамок

26, т.е. разобрать кубик, что и является задачей играющего.

Поз навательность и занимательность игры обусловлены тем, что в ней собраны широко употребляемые слова, являющиеся в то же время наиболее трудными с точки зрения правильности постановки ударения, усвоение которых посредством игры будет наиболее прочным.

Занимательность игры основана на том, что если играющий не знает, где в 1 анном слове надо ставить ударение, то он методом подбора вариантов ударения может добиться снятия кольца с панели илн разборки куба и тем самым узнает правильное место ударения в этих словах. риг.2 7

Б — Б 9 18 16 15 2Ф

lll3!4) ss з

Фка.

27 я и vz zo

28 У1 +8 Риg,.5

М 28 У1,70

28

1 I l3 I 4 I М 27

У2 Ф

Фиг. 7

Составитель С. Кравцов

Техред И. Верее Корректор И. Муска

Тираж 409 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

I 13035, Москва. Ж--35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор T. Колб

Заказ 6173/7