Автооператор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АВТООПЕРАТОР, содержащий двухзахватный рычаг, расположенный на поворотном и подвижном в осевом направлении валу со свободно установленными на нем двумя зубчатыми колесами, сцепй ленными с рейками, и цилиндр осевого перемещения вала, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности работы, вал выполнен составным из двух частей, одна из которых снабжена дополнительно введенным в устройство пальцем, установленным с возможностью взаимодействия с призматическими пазами, которые выполнены в торцах ступиц зубчатых колес, а другая часть вала выполнена в виде полого щтока цилиндра осевого пперемещения вала, при этом обе части вала установлены с возможностью взаимодействия одна с другой . 00 to О9 titi
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1113234 з15п В 23 7/04//В 23 Q 3/155
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1»„—
Рис.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3569443/25-08 (22) 31.03.83 (46) 15.0984. Бюл. № 34 (72) А. Н. Мамаев (53) 621.9-114.229.29 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 854676, кл. В 23 g 3/155 1979 (прототип). (54) (57) АВТООП ЕРАТОР, содержащий двухзахватный рычаг, расположенный на поворотном и подвижном в осевом направлении валу со свободно установленными на нем двумя зубчатыми колесами, сцепленными с реиками, и цилиндр осевого перемещения вала, отличающийся тем, что, с . целью повышения надежности работы, вал выполнен составным из двух частей, одна нз которых снабжена дополнительно введенным в устройство пальцем, установленным с возможностью взаимодействия с призматическими пазами, которые выполнены в торцах ступиц. зубчатых колес, а другая часть вала выполнена в виде полого штока цилиндра осевого пперемещения вала, прн этом обе части вала установлены с возможностью взаимодействия одна с другой.
11 13234
Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению, и может быть применено в многооперационных станках типа «обрабатывающий центр».
Известен автооператор, используемый в устройстве для автом атической смены инструментов, содержа ший двухзахватный рычаг, расположенный на поворотном и подвижном в осевом направлении валу со свободно установленными на нем двумя зубчатыми колесами, сцепленными с рейками, и цилиндр осевого перемещения вала.
Каждое зубчатое колесо имеет шлицевую нарезку и установлено с возможностью периодического взаимодействия со шлицевым участком вала (1j
Однако известное устройство из-за износа шлицевых соединений вследствие их подвижности обладает недостаточной надежностью. Увеличение люфта в соединении ведет к потери точности работы автооператора.
Целью изобретения является повышение надежности работы.
Поставленная цель достигается тем, что в автооператоре, содержащем двухзахватны и рычаг, расположенный на поворотном и подвижном в осевом направлении валу со свободно установленными на нем двумя зубчатыми колесами, сцепленными с рейками, и цилиндр осевого перемещения вала,, 30 вал выполнен составным из двух частей, одна из которых снабжен а допол ни тел ьно введенным в устройство пальцем,.установленным с возможностью взаимодействия с призматическими пазами, которые выполнены в торцах ступнц зубчатых колес, а 35 другая часть вала выполнена в виде полого штока цилиндра осевого перемещения вала, при этом обе части вала установлены с возможностью взаимодействия одна с другой.
На фиг. 1 показан предложенный автооператор; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. I.
Автооператор состоит из корпуса 1, в котором свободно установлены поворотный и подвижный в осевом направлении вал, 45 составленный из двух частей 2 и 3, цилиндра 4 осевого перемещения вала. На части 2 вала установлены зубчатые колеса 5 и б с воэможностью свободно вращаться на нем, в ступицах шестерен выполнены призматические пазы а. От осевого перемещения шестерни удерживаются стенками корпуса I.
Между зубчатыми колесами в часть 2 вала запрессован палец ? на конце этой части вала неподвижно в осевом направлении закреплена шайба 8.
Зубчатые колеса 5 и б соединены с помощью реек 9 и 10 с приводами поступательного движения 11 и 12; движение реек, а следовательно, и приводов ограничивается регулировочными винтами 13. Составные части 2 и 3 вала соединены между собой подвижно в осевом направлении при помощи, например, шпоночного соединения, нанижнем конце части 3 вала закреплен неподвижно рабочий орган 14, например двухзахватный рычаг механизма автоматической смены инструментов. Часть 3 вала имеет верхний и нижний опорные торцы 15.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии цилиндр 4 (фиг. 1) через верхний торец 15 части 3 вала н торец
16 части 2 вала прижимает палец 7 в призматический паз а зубчатого колеса 6, т. е. соединяет рабочий орган 14 через части
2 и 3 вала жестко в окружном направлении с зубчатым колесом 6.
Приводом поступательного движения
12 через рейку 10 вращают зубчатое колесо 6 вместе .с рабочим органом через составные части вала, например, против часовой стрелки (при виде сверху) при движении привода 12 справа налево до такого положения, когда ось пальца 7 будет параллельна оси паза а зубчатого колеса 5, т. е. на 90 . Положение совпадения осей пальца и паза регулируется винтами 13— происходит цикл захвата оправок с инструментами в шпинделе н гнезде магазина.
Далее привод опускает рабочий орган
l4 вместе с частью 3 вала на всю длину хода, требуемого для смены инструментов, а в конце хода внутренний торец 15 части вала 3, упираясь в торец 16 шайбы 8, опускает часть 2 вала на незначительную величину, достаточную для того, чтобы прижать палец 7 в призматический паз а зубчатого колеса 5, т. е. соединяет рабочий орган 14 с зубчатым колесом 5 жестко в окружном направлении. Приводом 11 вращают через рейку 9 зубчатое колесо 5, составной вал, рабочий орган 14 на 180 до такого положения, когда ось пальца 7 будет параллельна оси паза а в зубчатом колесе 6. Положение совпадения осей пальца и пазов зубчатых колес регулируется винтами 13. Происходит цикл смены местами оправок с инструментами. Цилиндром
4 поднимают часть 3 вала вместе с рабочим органом 14 вверх до крайнего верхнего положения на всю длину хода. В конце хода вверх верхний торец 15 части 3 вала упирается в торец 16 части 2 вала и поднимает его на незначительную величину, достаточную для того, чтобы прижать палец 7 в паз а зубчатого колеса 6, т. е. жестко соединить его с рабочим органом через вал. Происходит цикл установки оправок в шпиндель и гнездо магазина. Далее приводом 12 поворачивают через реечную
l!l3234
Рие. Р
ВНИИПИ Заказ 6I 95/12 Тнраж 766 Подпнсное
Фнлнал ППП «Патента. г. Ужгород, ул. Проектная, 4 передачу 10 и зубчатое колесо 6 рабочий орган в исходное положение на 90 прн движении привода слева направо.
Привод I! возвращают в исходное по ложение после выхода пальца 7 нз паза а зубчатого колеса Ь прн поднятом вверх цилиндре 4.
Ввиду того, что палец 7 входит, в призматические пазы н не имеет перемещений относительно пазов, пазы н палец практически не подвергаются износу, т. е. обеспечивают большую долговечность, не склонны к образованию люфтов, дорого сбхра няют точность работы механизма.