Опора листовой рессоры
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ОПОРА ЛИСТОВОЙ РЕССОРЫ, содержащая смонтированный на раме транспортного средства кронштейн, в чаше которого размещен упругий элемент , взаимодействующий с боковыми . поверхностями вертикального гребня сухаря, который криволинейной полкой связан с листом рессоры, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, элемент представляет собой подушку, вьтолненную со сквозным отверстием, в котором размещен гребень сухаря, смещенный относительно оси симметрии его полки и подушки, при этом сухарь установлен с образованием зазора между его гребнем и чашей кронштейна, а поперечные боковые поверхности гребня или обращенные к нему поверхности подушки вьтолнены с ребрами. 2. Опора ПОП.1, отличающаяся тем, что торцовые поверх (/) ности полки сухаря выполнены с продольными ребрами, а стенки чаши с уступами, взаимодействующими с продольными ребрами.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
С ОЦ
РЕСПУБЛИН
gag В 60 G 11/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21,) 3456824/27-11 (22) 25.06.82 (46) 15.09.84. Бюл. 11 - 34 (72) P.À. Азаматов, В.И, Барун, С.М. Воеводенко,.А.М. Горелик, В.В. Костылев и И.Г. Смирнов (71) Центральный ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 629.11.012,857.3(088.8) (56) 1. Патент США N - 24699 158, кл. 267-56, 03.05.49 (прототип), (54) (57) 1. ОПОРА ЛИСТОВОЙ РЕССОРЫ, содержащая смонтированный на раме транспортного средства кронштейн, в чаше которого размещен упругий элемент, взаимодействующий с боковыми поверхностями вертикального гребня
„SU„„1113286 А сухаря, который криволинейной полкой связан с листом рессоры, о т л и — ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности, упругий элемент представляет собой подушку, выполненную со сквозным отверстием, в котором размещен гребень сухаря, смещенный относительно оси симметрии его полки и подушки,.при этом сухарь установлен с образованием зазора между его гребнем и чашей кронштейна, а поперечные боковые поверхности гребня или обращенные к нему поверхности подушки выполнены с ребрами. .2. Опора по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что торцовые поверхности полки сухаря выполнены с продольными ребрами, а стенки чашис уступами, взаимодействующими с продольными ребрами.
4 1113
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции опор листовых рессор подвесок транспортных средств.
Известна опора листовой рессоры, содержащая смонтированный на раме транспортного средства кронштейн, в чаше которого размещен упругий элемент, .взаимодействующий с боковыми поверхностями вертикального гребня 10 сухаря, который своей криволинейной полкой связан с листом рессоры f1), Недостатком известной опоры является ее недолговечность, поскольку сухарь своим гребнем непосредственно контактирует с чашей кронштейна опора, что вызывает износ этих сопряженных деталей. При этом зона кон\ такта не защищена от попадания аб- щ разивных частиц и влаги, ускоряющих процесс износа.
Цель изобретения - повышение долговечности опоры листовой рессоры.
Указанная цель достигается тем, что в опоре листовой рессоры, содержащей смонтированный на раме транспортного средства кронштейн, в чаше которого размещен упругий элемент, взаимодействующий с боковыми поверхностями вертикального гребня сухаря, который криволинейной полкой связан с листом рессоры, упругий элемент представляет собой подушку, выполненную со сквозным отверстием, в котором размещен гребень сухаря, смещенный относительно оси симметрии его полки и подушки, при этом сухарь установлен с образованием зазора между его гребнем и чашей кронштейна, а попереч" ные боковые поверхности гребня или
40 обращенные к нему поверхности подушки выполнены с ребрами.
Кроме того, торцовые поверхности полки сухаря выполнены с продольными ребрами, а стенки чаши — с усту45 пами, взаимодействующими с продольными ребрами.
На фиг. 1 изображена опора листовой рессоры; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - упругий эле50 мент опоры; на фиг. 4 — упругий элемент и сухарь в сборе при виде сверху.
Опора листовой рессоры содержит смонтированный на раме транспортно- 5
55 го средства кронштейн 1, в чаше 2 которого размещен упругий элемент 3.
Упругий элемент взаимодействует с бо286 ковыми поверхностями вертикального гребня 4 сухаря 5, который своей криволинейной полкой 6 связан с листом рессоры. Упругий элемент 3 предо ставляет собой подушку, выполненную со сквозным отверстием 7, в котором размещен гребень 4 сухаря 5, смещенный относительно оси симметрии его полки 6 и подушки. При этом сухарь установлен с образованием зазора меж.ду его гребнем и чашей кронштейна, а поперечные боковые поверхности гребня выполнены с ребрами 8.
Кроме того, торцовые поверхности полки сухаря выполнены с продольными ребрами 9, а стенки чаши — с уступами 10, взаимодействующими с ребрами. При этом зазор между днищем чаши 2 и гребнем 4 сухаря 5 меньше, чем между уступами 10 и ребрами 8.
Для того, чтобы при вертикальной деформации упругого элемента 3 не происходило подрезание и трение матерйала упругого элемента о стенки чаши, на боковых стенках по следнего предусмотрены углубления 11.
Между катушкой и гребнем имеются карманы 12, ограниченные ребрами 8.
Опора листбвой рессоры работает следующим образом.
Вертикальная нагрузка на рессору передается через сухарь 5 и упругий элемент 3 на кронштейн 1. При больших нагрузках упругий элемент 3 деформируется настолько, что зазор между вершиной гребня 4 и днищем чаши 2 ликвидируется, и при дальнейшем росте нагрузки на рессору упругий элемент не испытывает дополнительных вертикальных деформаций, снижающих его долговечность.
Горизонтальное перемещение конца рессоры обеспечивается как перемещение сухаря 5 при деформации сдвига упругого элемента 3, так и за счет скольжения рессоры по криволинейной полке сухаря 5. . 1При движении автомобиля по хорошим дорогам хода рессоры невелики, перемещение конца рессоры обеспечивается без скольжения листа рессоры по сухарю и износ этих поверхностей отсутствует. В некоторые моменты времени при движении по дорогам не" удовлетворительного качества, проезде единичной неровности и т.д. хода рессоры настолько велики, что горизонтальное перемещение конца рессо86 тации. з 11132 ры не может осуществляться без скольжения.
Горизонтальная деформация сдвига упругого элемента 3 в этом случае ограничивается сжатием соответствующих его частей, происходящем после того, как зазор между гребнем 4 и днищем одного из карманов 12 ликвидирован. Величина горизонтального перемещения сухаря определяется указанны- 1О ми зазорами, а также жесткостью упругого элемента 3 в продольном направлении. Величина этих зазоров определяет, таким образом, максимально возможную деформацию сдвига упругого элемента и, в значительной степени, его долговечность.
Предлагаемая опора обеспечивает хорошие динамические характеристики подвески, а также отсутствие износа контактирующих поверхностей листа рессоры и полки 6 сухаря 5, поскольку скольжение в этой зоне отсутствует при наиболее характерных, часто встречающихся амплитудах деформации рессоры, а увеличение длины хорды рессоры компенсируется перемещением сухаря 5 в горизонтальной плоскости.
Особенностью работы предлагаемой рессоры является то, что необходимая величина горизонтального перемещения сухаря зависит от нагрузки на рессору. Так, например, для порожнего автомобиля эта величина должна быть в 2-3 раза больше, чем для гру35 женого. В предлагаемой конструкции это обеспечивается следующим образом. При вертикальной деформации уп,ругого элемента 3 его размер по горизонтали увеличивается, а зазоры 40 между гребнем 4 и днищем карманов 12 на внутренней поверхности отверстия 7 . упругого элемента 3 уменьшается. Таким. образом, чем больше нагрузка на рессору, тем меньше подвижность сухаря 5.
Поскольку упругий элемент 3 вы° полнен в виде подушки, прилегающей к полке 6 сухаря 5 и днищу чаши 2, то при приложении вертикальной на50 грузки упругий элемент 3 деформируется, прижимаясь к стенкам чаши 2 и сухарю 5, предохраняя поверхности возможного контакта вершины гребня 4 сухаря 5 с днищем чаши 2 от попада55 ния абразивных частиц и воды. Благодаря такой защите, а также тому, что основную вертикальную нагрузку воспринимает упругий элемент 3, износ поверхностей контакта вершины гребня 4 сухаря 5 и днища чаши 2 невелик.
При деформации рессоры точка контакта коренного листа и сухаря 5 перемещается по криволинейной полке 6, и при нагрузке, большей статической, смещается от оси упругого элемента в сторону поперечной оси рессоры. Так как гребень 4 сухаря 5 смещен в эту же сторону, точка контакта рессоры с сухарем 5 при большой нагрузке находится вблизи оси гребня 4. В этом случае при контакте вершины гребня с днищем чаши 2. большая часть излишней нагрузки на опору передается гребнем 4 на днище чаши, а упругий элемент 3 не испытывает черезмерных вертикальных деформаций, снижающих его долговечность.
В процессе длительной эксплуатации опоры возможен выход упругого элемента из строя, в результате чего вся вертикальная нагрузка на рессору будет передаваться гребнем
4 сухаря 5 на днище чаши 2. Это вызывает интенсивный износ контактирующих поверхностей, уменьшение толщины днища чаши и при дальнейшем износе этого днища может вызвать повреждение лонжерона рамы автомобиля.. Для того, чтобы предохранить эти детали от существенных повреждений предусмотрены уступы 10. В результате износа днища чаши и гребня сухаря после выхода упругого элемента из строя зазор между уступами 10 и ребрами 9 сухаря 5 уменьшается. Износ контактирующих поверхностей продолжается до тех пор, пока ребра 9 сухаря 5 не будут контактировать с уступами 10, предотвращая дальнейший износ днища чаши и гребня сухаря.
Изобретение позволяет повысить долговечность опоры - снизить износ коренных. листов рессор. Кроме того, использование резинометаллической
:опоры обеспечивает существенное улучшение динаических характеристик рессорной подвески и, благодаря этому, повышение плавности хода автомобиля. Конструкция опоры не требует технического обслуживания в эксплуа"
1113286
111328Ь
1113286
Составитель М. Марков
Редактор T. Парфенова Техред А.Бабииец Корректор А. Тяско
° Ю
Заказ 6510/14 Тираж 656 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП ™Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4