Разъемное соединение элементов бурового става
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БУРОВОГО СТАВА, включающее муфту, выполненную из концентрически расположенных наружной и внутренней частей, образующих кольцевой зазор, и ниппель, установленный в кольцевом зазоре муфты и имеющий расточку, торцовая поверхность которой сопрягается с торцовой поверхностью внутренней части муфты, отличающееся тем, что, с це.тью повыщения надежности работы соединения, оно снабжено установленной на его наружной поверхности втулкой, ниппель выполнен с проточкой , а наружная часть муфты - в виде цанги, рабочие поверхности которой взаимодействуют с проточкой ниппеля, причем торцовая поверхность расточки ниппеля в рабочем положении сопрягается с торцовой поверхностью внутренней части муфты с гарантированным натягом. (Л со ел О оо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зсмк Е 21 В 17/046
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3Я
ВНБ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3590497/22-03 (22) 13.05.83 (46) !5.09.84. Бюл. № 34 (72) О. Г. Бондаренко, А. И. Осипов, О. А. Батухтин, А. В. Бабичев и А. А. Ситников (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт золота и редких металлов (53) 622.24.05 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 348716, кл. Е 2! В 17/046, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР № 252984, кл. Е 21 В 17/04, 1966 (прототип) . (54) (57) РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ БУРОВОГО СТАВА, включающее муфту, выполненную из концентри„,Я0„„1113503 чески расположенных наружной и внутренней частей, образующих кольцевой зазор, и ниппель, установленный в кольцевом зазоре муфты и имеющий расточку, торцовая поверхность которой сопрягается с торцовой поверхностью внутренней части муфты, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы соединения, оно снабжено установленной на его наружной поВерхности втулкоч, ниппель выполнен с tlpoточкой, а наружная часть муфты — в виде цанги, рабочие поверхности которой взаимодействуют с проточкой ниппеля, причем торцовая поверхность расточки ннппеля в рабочем положении сопрягается с торцовой поверхностью внутренней части муфты с гарантированным натягом.
1113503
Со ста в нтел ь В. Жа ро в
Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Тираж 563 Подписное
ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород; ул. Проектная, 4
Редактор В. Ковтун
Заказ 6182/25
Изобретение относится к буровой техни-.
iie и мэжет быть использовано при бурении скважин, преимущественно при вибровращательном бурении.
Известно устройство для соединения буровых штанг, включающее конический хвостовик и коническую муфту, в которую входит хвостовик. Для сцепления между штангами, необходимого при извлечении бурового става из скважины, на конце хвостовика выполнена разрезная панга с наружным выступом. Конусное соединение передает вращающий момент при нагружении осевым усилием (1) .
Недостатком данного устройства является невозможность его использования для вибровращательного бурения, так как вращающий момент передается только при нагружении штанг осевым усилием. Возможно также pdccGeдинение штанг при их заклинивании в скважине.
Наиболее близким к предлагаемому является раз.ьемное соединение элементов бурового става, вклнэчающее муфту, вьиолненную из концентрически расположенных наружной и внутренней частей, образующих кольцевой зазор, и ниппель, установленный в кольцевом зазоре и имеющий расточку, торцовая поверхность которой взаимодействует с торцовой поверхностью внутренней части муфты (2).
Недостатком известного соединения является низкая надежность из-за возможности его расстройства, так как в конструкции отсутствует элемент, irpeдотвращающий самопроизвольное рассоединение.
Цель изобретения -- повышение надежности работы соединения бурового става.
Указанная цель достигается тем, что разь емное соединение элементов бурового става, включающее муфту, выполненную из концентрически расположенных наружной и внутренней частей, образующих кольцевой зазор, и ниппель, установленный в кольцевом зазоре муфты и имекнций расточку, торцовая поверхность которой сопрягается с торцовой поверхностью внутренней части муфты снабжено установленной на его наружной поверхности втулкой. ни п пель выполнен с проточкой, а наружная часть муфты — в виде цанги, рабочие поверхности которой взаимодействуют с проточкой ниппеля, причем торцовая поверхность расточки ниппеля в рабочем положении сопрягается с тор5
45 цовой поверхностью внутренней части муфты с гарантированным натягом.
На чертеже изображено соединение элементов бурового става.
Соединение состоит из муфты 1, ниппеля
2 и установленной на наружной поверхности соединения предохранительной втулки 3.
Муфта 1 имеет концентрически расположенные наружную часть, выполненную в виде разрезной цанги 4 с утолщенной рабочей поверхностью 5,и внутреннюю часть с наконечником 6. Цанги 4 и наконечник 6 образуют кольцевой зазор 7, в котором расположен ниппель 2, имеющий расточку 8, торцовая поверхность которой сопрягается с торцовой поверхностью наконечника 6 с гарантированным натягом.
Для взаимодействия с рабочими поверхностями цанги 4 ниппель 2 имеет кольцевую проточку 9. Крутящий;. :)мент в соединении передается через наконе нил 6 муфты 1 ниппелю 2 одним из известных способов (шлицы, шпонка, грани и т. д.i.
Соединение работает елe .ующим образом.
Поднимают и фиксируют в верхнем положении предохранительную втулку 3. Опускают наконечник 6 муфты 1 в расточку 8 ниппеля 2. При этом разрезная цанга 4 разжимается и ее рабочая поверхность 5 скользит по наружной поверхности ниппел".2,,достигнув кольцевой проточки 9, входит в нее, и разрезная цанга 4 сжимается. Опускают предохранительную втулку 3 в нижнее положение и фиксируют ее. Г!роцесс разъелинения элементов бурового става происходит в обратном направлении.
Предохранительная втулка 3 выполняет две функции: защищает соединение от попадания шлама при бурении и предохраняет муфту 1 от размыкания при заклинивании бурового става, так как не позволяет цанге 4 разжаться.
Так как ударная нагрузка передается ниппелю 2 через торец внутренней части 6 муфты 1 с тем, чтобы исключить люфт между муфтой и ниппелем 2, создается гарантированный натяг, который достигается за счет осевого сжатия внутренней части 6 муфты
1 при соединечии элеменгов.
Технико-экономический эффект ут применения изобретения заключается в повыШЕНИИ НадЕжНОСтИ СОЕдИНЕНИя 38 сЧЕт ИСключения его самопроизвольного размыкания и увеличения КПД передачи удара.