Узел крепления рабочего колеса лопастной машины на валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЛОПАСТНОЙ МАШИНЫ НА ВАЛУ, содержащий сопряженные между собой ступицу и вал с радиальными ребрами , расположенными поочередно по окружности с зазорами относительно друг друга, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при воздействии динамических нагрузок, поверхности сопряжения ребер вала и ступицы соответственно с поверхностями ступицы и вала выполнены цилиндрическими, ступица и Ьал снабжены буртами, расположенньлми равномерно по окружности между ребрами , а вал дополнительно снабжен кольцевым выступом, закрывающим зазоры , прилегающим к ступице и имеющим заглушенное отверстие, сообщенное с зазорами, при этом последние заполнены термопластичным эластичным (Л материалом.
СООЭ GOBETCHHX
Otal
РЕСПУБЛИК ае (и) 1 592 A риац. F 04 D 29/20 В 23 Н 23 34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПЪЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ --", н автонсномч cBHQEllglhCTHY (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ РАБОЧЕГО
КОЛЕСА ЛОПАСТНОЙ MAIIIHHbl НА ВАЛУ, содержащий сопряженные между собой ступицу и вал с радиальными ребра(21) 3584927/25-06 . (22) 03.03.83 (46) 15.09.84. Бюл. II- 34 (72) Ю.П.Бердинских и Г.П.Степанов (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт нерудных строительных материалов и гидромеханиэации и Трест ",Уралсибгидромеханиэация" (53) 621,671(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Ф 345297, кл. F 04 D 29/20, 1969.
2. Авторское свидетельство СССР
11 987186, кл. F 04 D 1/00, 1981; ми, расположенными поочередно по окружности с зазорами относительно друг друга, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при воздействии динамических нагрузок, поверхности сопряжения ребер вала и ступицы соответственно с поверхностями ступицы и вала выполнены цилиндрическими, ступица и вал снабжены буртами, расположеннычи равномерно по окружности между ребрами, а вал дополнительно снабжен кольцевым выступом, закрывающим зазоры, прилегающим к ступице и имеющим заглушенное отверстие, сообщенное с зазорами, при этом последние а заполнены термопластичным эластичным материалом.
111359
Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано для крепления рабочих колес насосов, вентиляторов, турбин, гребных винтов на валу.
Известен узел крепления рабочего колеса лопастной машины на валу, содержащий ступицу и вал с радиальными ребрами, расположенными поочередно по окружности с зазором относи- Io тельно друг друга tlj.
Недостатком такого крепления является низкая надежность.
Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности узел крепления рабочего колеса лопастной машины на валу, содержащий сопряженные между собой ступицу и вал с радиальными ребрами, расположенными поочередно по окружности с зазорами относительно друг друга ?).
Недостатком известного узла крепления является низкая надежность, обусловленная тем, что при передаче крутящего момента в условиях высоких динамических нагрузок срезаются или сминаются боковые грани ребер.
Цель изобретения — повышение надежности узла крепления при воздействии динамических нагрузок.
Укаэанная цель достигается тем, что в узле. крепления рабочего колеса лопастной машины на валу, содержащем сопряженные между собой ступицу и вал с радиальными ребрами, расположенными поочередно по окружности 35 с зазорами относительно друг друга, поверхности сопряжения ребер вала и ступицы соответственно с поверхностями ступицы и вала выполнены цилиндрическими, ступица и вал снабжены 40 буртами, расположенными равномерно по окружности между ребрами, а вал дополнительно снабжен кольцевым выступом, закрывающим зазоры, прилегающим к ступице и имеющим заглушен- 4 ное отверстие, сообщенное с зазорами, при этом последние заполнены термопластичным эластичным материалом.
На фиг. 1 показан увел крепления, продольный разрез;на фиг. 2 — разрез - .
А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез
Б"Б на фиг. 1.
Узел крепления рабочего колеса лопастной машины с валом содержит сопряженные между собой ступицу l и вал 2 с радиальными ребрами 3, расположенными поочередно по окружности с зазорами 4 относительно друг друга, поверхности 5 сопряжения ребер 3 вала 2 и ступицы 1 соответственно с поверхностями ступицы 1 и вала 2 выполнены цилиндрическими, ступица
1 и вал 2 снабжены буртами 6, расположеннымп равномерно по окружности между ребрами 3, а вал дополнительно снабжен кольцевым выступом 7, закрывающим зазоры 4, прилегающим к ступице 1 и имеющим заглушенное отверстие 8, сообщенное с зазорами 4, при этом последние заполнены термопластичным эластичным материалом. Бурты ступицы расположены напротив соответствующих буртов вала в осевом направлении, причем в радиальном направлении бурты ступицы и вала не перекрывают друг друга.
Устройство работает следующим образом.
Вращение от привода передается на вал 2. Крутящий момент от вала 2 передается через ребра 3 и термопластичный эластичный материал, расположенный в зазорах 4 между ребрами 3, на рабочее колесо. В случае возникновения повышенных динамических нагрузок сжатие термопластичного элас- . тичного материала демпфирует динамические усилия и предотвращает детали узла от поломок. На рабочее колесо лопастной машины во время работы действуют значительные осевые силы.
Приложение осевой нагрузки к рабочему колесу приводит благодаря наличию буртов 6 к возникновению сдвиговых напряжений в эластичном материале, заполняющем зазоры 4. В результате предотвращается осевое смещение рабочего колеса относительно вала 2.
При монтаже узла крепления вал 2 вставляется в ступицу 1 до прилегания выступа 7 к ступице 1. Зазоры
4 между ребрами заполняются через отверстие 8 термопластичным эластич-. ным материалом. Затем отверстие заглушается.
При необходимости съема рабочего колеса с вала 2 производится нагрев узла до размягчения эластичного материала, после чего колесо свободно снимается с вала 2.
Предлагаемый узел крепления обладает высокой надежностью при воздействии динамических нагрузок.
1!13592
1113592
А-A
Фига
ВНИИХИ Заказ 6551/30 Тираж 623 Подписное
4кимаа ШШ "йатеат", г,Ужгород, ул.Проектная, 4