Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость и стенд для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ ускоренных испытаний 4629 7 613 й/г/ агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, отличающий с я тем, что, с целью повьш ения эффективности путем приближения условий испытаний к эксплуатационным И1 повьщ1ения их достоверности, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения. Ш 18 К

СОО3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11)

3(51) G 01 М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1У 1о A /7 1б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3466835/27-11 (22) 09.07.82 (46) 15.09.84. Бюп. ¹ 34 (72) В.В.Макаров и Е.А.Гаврилов (71) Горьковский конструкторскотехнологический институт (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 247576, кл. G 01 М 13/02, 1967.

2. Авторское свидетельство СССР

N- 785669, кл. С 01 М 13/02, 1978 (прототип). (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ АГРЕГАТОВ ЗУБЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ НА

УСТАЛОСТЬ И ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ И СТЕНД

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения эффективности путем приближения условий испытаний к эксплуатационным и повышения их достоверности, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения.

1113699

2. Стенд для осуществления способа по п.1, содержащий платформу для установки испьггуемого агрегата и пульс атор, кинематически с вязанный с ведущим вапом испытуемого агрегата, отличающийся тем, что он снабжен поворотным механизмом, Изобретение относится к машиностроению и может бьггь использовано при испытании на усталостную прочность и износостойкость различных агрегатов зубчатой трансмиссии.

Известен способ ускоренных испытаний на. усталость зубчатых колес, заключающийся в том, что испьггуемое колесо устанавливают в замкнутые силовые контуры с нагружающими зубчатыми колесами, число зубьев которых определяет число циклов нагружения за время одного оборота испытуемого колеса Г11.

Однако известный способ не позво- 15 ляет испытывать агрегаты трансмиссии в целом. Кроме того, при испьгганиях по известному способу накладываются дополнительные связи. на испытуемое зубчатое колесо, что искажает условия его погружения, а необходимость вращения испытуемого зубчатого колеса увеличивает затраты энергии при испьгганиях.

Наиболее близким к предлагаемому является способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата l2J .

Указанный способ осуществляют на стенде, содержащем платформу для установки испытуемого агрегата и пульсатор, кинематически связанный с ведущим валом испытуемого агрегата f23.

Недостатком известных способа и стенда является то, что нагружение пар зубьев зубчатых колес, находящихся в зацеплении, производится включающим размещенный на платформе гидроцилиндр с установленным на его штоке клиновым толкателем и рычаг, установленный на валу, кинематически соединенном с ведомым валом испытуемого агрегата с возможностью взаимодействия с клиновым толкателем. только в одной точке, при этом не воспроизводятся условия входа и выхода зубьев из зацепления, условия абразивного износа и нагрева смазки, что снижает эффективность испытаний.

Цель изобретения — повышение эффективности испытаний путем приближения условий испытаний к эксплуатационным и повышение их достоверности.

Цель достигается тем, что соглас но способу ускоренных испьгганий агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающемуся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения.

Стенд для осуществления предлагаемого способа, содержащий платформу для установки испьггуемого агрегата и пульсатор, кинематически связанный с ведущим валом испьггуемого агрегата, снабжен поворотным механизмом, вклю; чающим размещенный на платформе гидроцилиндр с установленным на его штоке клиновым топкателем и рь»чаг, установленный на валу, кинематически соединенном с ведомым валом испытуемого агрегата с возможностью взаимо-. действия с клиновым толкателем.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема стенда, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Сущность способа состоит в том, что испытуемый агрегат (коробка передач) устанавливают в замкнутый .силовой контур с ограниченным повоIudÀ

Сост авитель . Мазепов

Техред Л.Мартяшова

Корректор Е, Сирохмак

Редактор А.Гулько

Заказ 6609/35 Тираж 822 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по. делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 . 11 ротом и прикладывают нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата. При этом ведомому валу испытуемого агрегата обеспечивают знакопеременный поворот в пределах линии зацепления взаимодействующей пары зубьев шестерен.

Стенд для осуществления способа ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость содержит платформу 1 для установки испытуемого агрегата

2, пульсатор 3, связанный жесткой муфтой 4 с ведущим валом 5.

Испытуемый агрегат, в данном случае коробка передач 2, состоит иэ трех пар зубчатых колес 6, 7 и 8 и зубчатых муфт 9, 10 и 11.

Коробка передач имеет три вала: ведущий 6, промежуточный 12; ведомый 13.

Ведомый вал 13 испытуемого агрегата 2 при помощи муфты 14 соединяется с поворотным механизмом 15, выполненным в.виде гидроцилиндра 16 с установленным на штоке 17 клиновым толкателем 18, взаимодействующим через ролик 19 с рычагом 20, связанным с валом 21 промежуточной опоры

22. Вал 21 устанавливается в промежуточной опоре 22 на подшипниках 23 и 24 и при помощи жесткой муфты 14 соединяется с ведомым валом 13 испытуемого агрегата 2.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Испытуемый агрегат 2 устанавливают и закрепляют на платформе 1. Ведущий вал 5 испытуемого агрегата 2

13699 4 через жесткую муфту 4 соединяют с валом пульсатора 3, а ведомый вал

13 через жесткую муфту 14 подсоединяют к промежуточному валу 21 поворотного механизма 15.

В испытуемом агрегате посредством муфт зубчатых 9, 10 и 11 устанавливают необходимое передаточное число.

Включают пульсатор 3, который созда19 ет на ведущем валу 5 знакопеременный нагружающий момент. Через соответствующие зубчатые пары шестерен он.. передается на ведомый вал 13, а с него через жесткую муфту 14 воспринимается валом 21 поворотного механизма 15.

При включении гидроцилиндра 16 шток 17 совершает возвратно-поступательное движение.

Установленный на штоке 17 клиновый толкатель 18 воздействует через ролик 19 на рычаг 20, расположен ный на валу 21, кинематически соединенном с ведомым валом 13; При этом ведомый вал 13 поворачивается в пределах линии зацепления взаимодействующей пары шестерен, имитируя нагружение зубьев шестерен по всей линии зацепления, условия входа и выхода зубьев из зацепления, абразивного износа и нагрева смазки, что повышает точность воспроизведения эксплуатационных режимов работы агрегатов зубчатых трансмиссий.

Эффективность от использования изобретения состоит в сокращении сроков и повышении достоверности испытаний.