Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость и стенд для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. Способ ускоренных испытаний 4629 7 613 й/г/ агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, отличающий с я тем, что, с целью повьш ения эффективности путем приближения условий испытаний к эксплуатационным И1 повьщ1ения их достоверности, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения. Ш 18 К
СОО3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11)
3(51) G 01 М 13/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1У 1о A /7 1б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3466835/27-11 (22) 09.07.82 (46) 15.09.84. Бюп. ¹ 34 (72) В.В.Макаров и Е.А.Гаврилов (71) Горьковский конструкторскотехнологический институт (53) 621.833 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 247576, кл. G 01 М 13/02, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
N- 785669, кл. С 01 М 13/02, 1978 (прототип). (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ АГРЕГАТОВ ЗУБЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ НА
УСТАЛОСТЬ И ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ И СТЕНД
ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ. (57) 1. Способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения эффективности путем приближения условий испытаний к эксплуатационным и повышения их достоверности, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения.
1113699
2. Стенд для осуществления способа по п.1, содержащий платформу для установки испьггуемого агрегата и пульс атор, кинематически с вязанный с ведущим вапом испытуемого агрегата, отличающийся тем, что он снабжен поворотным механизмом, Изобретение относится к машиностроению и может бьггь использовано при испытании на усталостную прочность и износостойкость различных агрегатов зубчатой трансмиссии.
Известен способ ускоренных испытаний на. усталость зубчатых колес, заключающийся в том, что испьггуемое колесо устанавливают в замкнутые силовые контуры с нагружающими зубчатыми колесами, число зубьев которых определяет число циклов нагружения за время одного оборота испытуемого колеса Г11.
Однако известный способ не позво- 15 ляет испытывать агрегаты трансмиссии в целом. Кроме того, при испьгганиях по известному способу накладываются дополнительные связи. на испытуемое зубчатое колесо, что искажает условия его погружения, а необходимость вращения испытуемого зубчатого колеса увеличивает затраты энергии при испьгганиях.
Наиболее близким к предлагаемому является способ ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающийся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата l2J .
Указанный способ осуществляют на стенде, содержащем платформу для установки испытуемого агрегата и пульсатор, кинематически связанный с ведущим валом испытуемого агрегата f23.
Недостатком известных способа и стенда является то, что нагружение пар зубьев зубчатых колес, находящихся в зацеплении, производится включающим размещенный на платформе гидроцилиндр с установленным на его штоке клиновым толкателем и рычаг, установленный на валу, кинематически соединенном с ведомым валом испытуемого агрегата с возможностью взаимодействия с клиновым толкателем. только в одной точке, при этом не воспроизводятся условия входа и выхода зубьев из зацепления, условия абразивного износа и нагрева смазки, что снижает эффективность испытаний.
Цель изобретения — повышение эффективности испытаний путем приближения условий испытаний к эксплуатационным и повышение их достоверности.
Цель достигается тем, что соглас но способу ускоренных испьгганий агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость, заключающемуся в том, что испытуемый агрегат устанавливают в замкнутый силовой контур с ограниченным поворотом и прикладывают знакопеременный нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата, ведомый вал испытуемого агрегата поворачивают в пределах линии зацепления взаимодействующей одной пары зубьев с периодическим изменением направления вращения.
Стенд для осуществления предлагаемого способа, содержащий платформу для установки испьггуемого агрегата и пульсатор, кинематически связанный с ведущим валом испьггуемого агрегата, снабжен поворотным механизмом, вклю; чающим размещенный на платформе гидроцилиндр с установленным на его штоке клиновым топкателем и рь»чаг, установленный на валу, кинематически соединенном с ведомым валом испытуемого агрегата с возможностью взаимо-. действия с клиновым толкателем.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема стенда, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Сущность способа состоит в том, что испытуемый агрегат (коробка передач) устанавливают в замкнутый .силовой контур с ограниченным повоIudÀ
Сост авитель . Мазепов
Техред Л.Мартяшова
Корректор Е, Сирохмак
Редактор А.Гулько
Заказ 6609/35 Тираж 822 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по. делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 . 11 ротом и прикладывают нагружающий момент к ведущему валу испытуемого агрегата. При этом ведомому валу испытуемого агрегата обеспечивают знакопеременный поворот в пределах линии зацепления взаимодействующей пары зубьев шестерен.
Стенд для осуществления способа ускоренных испытаний агрегатов зубчатой трансмиссии на усталость и износостойкость содержит платформу 1 для установки испытуемого агрегата
2, пульсатор 3, связанный жесткой муфтой 4 с ведущим валом 5.
Испытуемый агрегат, в данном случае коробка передач 2, состоит иэ трех пар зубчатых колес 6, 7 и 8 и зубчатых муфт 9, 10 и 11.
Коробка передач имеет три вала: ведущий 6, промежуточный 12; ведомый 13.
Ведомый вал 13 испытуемого агрегата 2 при помощи муфты 14 соединяется с поворотным механизмом 15, выполненным в.виде гидроцилиндра 16 с установленным на штоке 17 клиновым толкателем 18, взаимодействующим через ролик 19 с рычагом 20, связанным с валом 21 промежуточной опоры
22. Вал 21 устанавливается в промежуточной опоре 22 на подшипниках 23 и 24 и при помощи жесткой муфты 14 соединяется с ведомым валом 13 испытуемого агрегата 2.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
Испытуемый агрегат 2 устанавливают и закрепляют на платформе 1. Ведущий вал 5 испытуемого агрегата 2
13699 4 через жесткую муфту 4 соединяют с валом пульсатора 3, а ведомый вал
13 через жесткую муфту 14 подсоединяют к промежуточному валу 21 поворотного механизма 15.
В испытуемом агрегате посредством муфт зубчатых 9, 10 и 11 устанавливают необходимое передаточное число.
Включают пульсатор 3, который созда19 ет на ведущем валу 5 знакопеременный нагружающий момент. Через соответствующие зубчатые пары шестерен он.. передается на ведомый вал 13, а с него через жесткую муфту 14 воспринимается валом 21 поворотного механизма 15.
При включении гидроцилиндра 16 шток 17 совершает возвратно-поступательное движение.
Установленный на штоке 17 клиновый толкатель 18 воздействует через ролик 19 на рычаг 20, расположен ный на валу 21, кинематически соединенном с ведомым валом 13; При этом ведомый вал 13 поворачивается в пределах линии зацепления взаимодействующей пары шестерен, имитируя нагружение зубьев шестерен по всей линии зацепления, условия входа и выхода зубьев из зацепления, абразивного износа и нагрева смазки, что повышает точность воспроизведения эксплуатационных режимов работы агрегатов зубчатых трансмиссий.
Эффективность от использования изобретения состоит в сокращении сроков и повышении достоверности испытаний.