Держатель буксирного троса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДЕРЖАТЕЛЬ БУКСИРНОГО ТРОСА по авт. св. N° 982964, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатации и повышения безопасности обслуживания, он снабжен педалью и кулачком, жестко закрепленными на установленной в корпусе горизонтальной поворотной оси, а также возвратной пружиной, связанной своими концами с корпусом и педалью, причем кулачок установлен с возможностью взаимодействия с шарниром самозапирающегося звена при повороте педали.
COIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) зы) В 63 В 2160
»".--».»»
:-»::а а
I.
t а . 1 »
Г„;,, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCMOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
» а ам»
° \
М»
»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 982964 (21) 3617652/27-11 (22) 11.07.83 (46) 23.09.84. Бюл. № 35 (72) В. И. Ковтун н В.. В. Смирнов (53) 629.12.0! 4.24 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 982964, кл. В 63 В 21/60, 1981 (прототип) . (54) (57) ДЕРЖАТЕЛЬ БУКСИРНОГО
ТРОСА по авт. св. № 982964, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатаций и повышения безопасности обслуживания, он снабжен педалью н кулачком, жестко закрепленными на установленной в корпусе горизонтальной поворотной оси, а также возвратной пружиной, связанной своими концамн с корпусом н педалью, причем кулачок установлен с возможностью взаимодействия с шарниром самозапнраюц(егося звена при повороте педали.
1114583
10 l5
40
Изобретение относится к судостроению, в частности к держателям буксирного троса.
По основному авт. св. № 982964 известен держатель буксирного троса, содержащий корпус, жестко установленный на палубе судна, на котором смонтированы шарнирно закрепленные лолукрюк и двухзвенник, сочлененный с самозапирающимся звеном, Г-образный двуплечий рычаг с рукояткой на большем плече и прорезью в меньшем плече, установленный посредством оси, жестко закрепленной на корпусе держателя с возможностью поворота в плоскости, параллельной .плоскости поворота полукрюка, и перемещения вдоль упомянутой оси, шип, жестко закрепленный на лолукрюке, при этом в контактирующих частях корпуса и полукрюка держателя выполнены желоба, образующие в закрытом его поло>кении гнездо но форме петли буксирного троса, а меньшее плечо Г-образного рычага выполнено с возможностью сопряжения посредством прорези с шипом, наметку с крючком на одном конце и отверстием, выполненным в другом ее конце, полуосью, жестко закрепленной на оси шарнирного соединения одного из звеньев двухзвенника с лолукрюком и дополнительным шипом, жестко закрепленным на оси шарнира са>1озапира>ощегося звена, при этом наметка одним концом посредством отверстия связана с полуосью с возможностью ! поворота, а крюк наметки выполнен с возмо>кностью сопри>кения с дополнительным ишпом !).
СГднако известный держатель буксирного троса трудно и небезопасно эксплуатиро. вать из-за того, что самозапирающееся звено окончательно досылается в запирающее положение вручную.
Цель изобретения — улучшение эксплу-. атации и повышение безопасности обслуживания держателя.
Для достижения этой цели держатель буксирного троса, содержащий корпус, жестко установленный на палубе судна, на котором смонтированы шарнирно закрепленные полукрюк и двухзвенник, сочлененный с самозапнрающимся звеном, Г-образный двуплечий рычаг с рукояткой на большом плече и прорезью в меньшем плече, установленный посредством оси, жестко закрепленной «а корпусе держателя с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости поворота полукрюка, и перемещения вдоль упомянутой оси, шип, жестко закрепленный на полукрюке, при этом в контактирующих частях корпуса и полукрюка держателя выполнены желоба, образующие в закрытом его положешп1 гнездо по форме петли буксирного троса, а меньшее плечо Г-образного рычага выполнено с возможностью сопряжения посредством прорези с шипом, наметку с крючком па одном конце и отверстием, выполненным в другом ее конце, полуосью, жестко закрепленной на оси шарнирного соединения одного из звеньев двухзвенника с . полукрюком и дополнительным шипом, жестко закрепленным на оси шарнира самозапирающегося звена, лри этом наметка одним концом посредством отверстия связана с полуосью с возможностью поворота, а крючок наметки выполнен с возможностью сопряжения с дополнительным шипом, снабжен педалью и кулачком, жестко закреплен- ными на установленной в корпусе горизонтальной поворотной оси, а также возвратной пружиной, связанной своими концами с корпусом и педалью, причем кулачок установлен с возможностью взаимодействия с шарниром самозапирающегося звена при повороте педали.
На фиг. 1 изображен держатель с закрепленным на нем тросом, вид сбоку; на фиг. 2 — часть держателя с закрепленным в нем концевым звеном цепи, вид сбоку; на фиг, 3 — сечение А в А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2.
Держатель буксирного троса содержит корпус 1, жестко установленный на палубе или другой несущей конструкции судна.
На корпусе 1 при помощи оси 2 шарнирно закреплен полукрюк 3. К верхней части дер>кателя присоединен двухзвенник 4, одно звено которого лри помощи оси 5 шарнирно связано с полукрюком 3, а второе звено шарнирно связано с корпусом 1 и имеет выступ, с которым сочленено звено 6, выполненное с возможностью самозапирания и складывания. К общему шарниру 7 этого звена присоединен толкатель 8. Ось 9 звена 6 прикреплена к приливу корпуса l. Толкатель 8 фиксируется на корпусе 1 предохранительным пальцем 10. Рукоятка 1, смонтированная на оси 12, выполнена с возможностью поворота и взаимодействия с толкателем 8 через промежуточный крюк 13, смонтированный на оси !4. Поворотная рукоятка 11 и крюк 13 имеют общий для них шарнир 15.
В контактирующих частях полукрюка 3 и корпуса 1 выполнены желоба 16 и 17, ко; торые в закрытом положении держателя образуют гнездо по профилю концевого звена цепи.
Полукрюк 3 снабжен зубом 18, выполненным с воэможностью контактирования с корпусом 1 при его повороте на определенный угол, необходимый для высвобождения петли буксирного троса 19 или концевого звена цепи 20, в зависимости от того, что в данный момент было закреплено на держателе.
Корпус 1 снабжен осью 21, расположенной параллельно оси 2 поворота полукрюка 3, на которой установлен Г-образный двуплечий рычаг 22, на конце которого в верхней части имеется рукоятка. Второй конец рычага 22 выполнен с возможностью сопряжения с шипом 23 посредством овальной
1114583 прорези 24. Шип 23 жестко закреплен одним концом на полукрюке 3. Ось 5 снабжена полуосью 25, на которой шарнирно смонтирована наметка 26, на противоположном конце которой выполнен крючок.
Шарнир 7 звена 6 снабжен дополнительным шипом 27.
В корпусе 1 установлена ось 28, которая размещена под звеном 6. На выступающем за предел корпуса 1 конце оси 28 жестко закреплена педаль 29, а в средней части, находящейся внутри корпуса, жестко закреплен кулачок 30, который выполнен. с возможностью взаимодействия с общим шарниром 7 звена 6 при повороте оси 28 педалью 29 для окончательного досылания звена 6 в запирающее положение. К корпусу 1 и педали 29 шарнирно прикреплена пружина 31 с возможностью возврата педали в положение «по-походному».
Держатель работает следующим обра- зом.
Вынимают из корпуса 1 предохранительный палец 10, после чего рукоятку 11 поворачивают: Под действием усилия рукоятки
11 крюк 13 поворачивается на оси 14 и воздействует на толкатель 8, который перемешают шарнир 7 самозапирающегося звена 6 на ось 9. После этого поворачивают рычаг 22 в сторону от полукрюка 3. Под воздействием усилия второго конца рычага 22 на шип
23 полукрюк 3, разворачиваясь на оси 2, поднимается для закладки петли троса 19 в ручей или концевого звена цепи 20 в гнездо в зависимости от того, по какому назначению предполагают использовать держатель. Удерживая полукрюк 3 в раскрытом положении при помощи рычага 22, поворачивают наметку 26 на полуоси 25 и вводят ее крючок в зацепление с шипом 27 на шарнире 7 (изображено на фиг. 1 штрих-пунктиром), чем обеспечивают стопорение полукрюка 3 в раскрытом положении на период закладки петли буксирного троса 19 или концевого звена цепи 20.
После закладки петли буксирного троса или концевого звена цепи при помощи рычага 22 загружают наметку 26 и выводят ее крючок из зацепления с шипом 27 на шарнире 7; После этого полукрюк 3 опускают, для чего рычаг 22 поворачивают в сторону полукрюка 3.
Из положения «по-походному» (изображено на фиг. 1 штрихпунктиром) поворачивают на 180 педаль 29 в сторону от полу50 для крепления толстых тросов и цепей. крюка 3. Пружина 31 при этом растягивается. Нажимают ногой на педаль 29, в результате чего ось 28 разворачивается вместе с кулачком 30, который упирается в шарнир 7, чем обеспечивается окончательное досылание звена 6 в запирающее положение.
Отпускают деталь 29, которая под воздействием пружины 3! автоматически возвращается в положение «по-походному» (изображено штрихпунктиром под углом 180 к рабочему положению). Вместе с педалью поворачивается на 180 также кулачок 30, выходя из зоны действия самозарирающегося звена 6, что исключает в дальнейшем возможность травмирования человека при отдаче буксирного троса или цепи, так как исключается взаимодействие кулачка 30 и звена 6 в момент резкого движения последнего в сторону полукрюка 3 при раскрытии держа тел я.
Запирание полукрюка 3 в закрытом по20 ложении обеспечивается при помощи звена
6 через двухзвенник 4. Для предотвращения случайного открытия держателя буксирного троса толкатель 8 фиксируют на корпусе пальцем 10.
Сдвигают рычаг 22 вдоль оси 21 на корпусе 1 до выхода его из зацепления с шипом
23 на полукрюке 3, разворачивают и укладывают конец рычага 22 с рукояткой вдоль корпуса 1. В таком положении держателя буксирного троса осуществляют буксировку судна при помощи буксирного троса или стоянку его на бочке при помощи цепи.
Для открытия держателя буксирного троса. с целью освобождения петли буксирного троса или концевого звена цепи вынимают из корпуса 1 палец 10 и поворачивают руко35 ятку 11. Под воздействием усилия рукоятки 11 промежуточный крюк 13 поворачивается на оси 14 и воздействует на толкатель 8, который перемещает шарнир 7 звена 6 на ось 9.
В дальнейшем держатель буксирного троса открывается автоматически под воздействием усилия натяжения буксирного троса или цепи.
Раскрытие полукрюка 3 на определенный угол, необходимый для освобождения петли
45 троса 19 или звена 20, ограничивается зубом
l8, полукрюк 3 упирается в корпус l.
Использование изобретения позволяет облегчить работу с держателем и повысить безопасность обслуживания, что особенно важно для держателей, предназначенных
1! 14583
Редактор Н. Пушнеикова
Заказ 6567/12
Составитель О, Лргасов
Техред И. Верес Корректор Т. Решетник
Тираж 455 Подписное
ВН ИИПИ Государственного комнтета СССР по делам изобретений и от крытнй
l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5.
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4