Опорный подшипник судового валопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА. содержащий вкладыш, установленный на постели, которая расположена в корпусе, закрытом крышкой и установленном на фундаменте. отличающийся тем. чтс. .с целью расширения диапазона регулирования жесткости и повышения надежности подшипника в работе , он снабжен по меньшей мере одной парой клиньев, направленных вершинами один к другому, установленных между постелью и корпусом с возможностью возвратно-поступательного перемещения поперек корпуса, и нажимным устройством, содержащим набор витых пружин и гаек для поджатия клиньев к постели, причем последняя сопряжена с клиньями по плоскостям ., угол наклона которых больше угла трения материалов контактирующих поверхностей постели и клиньев, а корпус снабжен направляющими для перемещения постели в вертикальном направлении. X
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зов В 63 Н 2334
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3608537/27-11 (22) 15.06.83 (46) 23.09.84. Бюл. № 35 . (72) H. В. Январев, А. С. Кельзон, А. Е. Коротаев, А. В. Смыков и Ю. П. Циманский (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С, О. Макарова . (53) 621.822.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 379455, кл..В 63 Н 23/34, 1970 (прототип) . (54) (57) ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА, содержащий вкладыш, установленный на постели, которая расположена в корпусе, закрытом крышкой и установленном на фундаменте, „„su„„» i 45s7 A отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования жесткости и повышения надежности подшипника в работе, он снабжен по меньшей мере одной парой клиньев, направленных вершинами один к другому, установленных между постелью и корпусом с воэможностью возвратно-поступательного перемещения поперек корпуса, и нажимным устройством, содержащим набор витых пружин и гаек для поджатия клиньев к постели, причем последняя сопряжена с клиньями по плоскос- тям,, угол наклона которых больше угла трения материалов контактирующих поверхностей постели и клиньев, а корпус снабжен направляющими для перемещения постели в вертикальном направлении.
1114587
Изобретение относится к судостроению.
Известен опорный подшипник судового валопровода, содержащий вкладыш, установленный на постели, которая расположена в корпусе, закрытом крышкой. и установленном на фундаменте 11j.
Недостатком известного устройства является наличие внешней гидравлической системы с гидрокомпенсатором, снижающей надежность опоры в эксплуатации, так
10 !
5 как повреждение одного эластичного элемента приводит к потере рабочей жидкости и вызывает просадку всех остальных элементов, в результате чего может возникнуть аварийное состояние валопровода. Кроме того, эта опора также имеет узкий диапазон регулирования ее жесткости, ограниченный сжимаемостью рабочей жидкости.
Целью изобретения . является расширение диапазона регулирования жесткости и повышение надежности подшипника в работе.
Поставленная цель достигается тем, что
20 опорный подшипник судового валопровода, содержащий вкладыш, установленный на постели, которая расположена в корпусе, закрытом крышкой и установленном на фундаменте, снабжен по меньшей мере, одной 25 парой клиньев, направленных вершинами один к другому, установленных между постелью и корпусом с возможностью возврат»о-поступательного перемещения поперек корпуса, и нажимным устройством, содержащим набор витых пружин и гаек для
30 поджатия клиньев к постеели, причем последняя сопряжена с клиньями по плоскостям, угол наклона которых больше угла трения во фланец 9 штока 10 клина 6, а с другой стороны — в гайку 7, установленную в корпусе 2 подшипника; направляющие 11, фиксирующие положение постели 3 в горизон- 50 тальном направлении и обеспечивающие свободу перемещения постели 3 в вертикальном направлении в пределах зазора
Ьмежду.постелью 3 и корпусом 2, крышку .12 подшипника.
Опорный подшипник работает следующим образом.
ВНИИПИ Заказ 6567/12
Филиал ППП аПатеитэ, r материалов контактирующих поверхностей постели и клиньев, а корпус снабжен направляющими для перемещения постели в вертикальном направлении.
На чертеже изображен опорный подшипник, поперечный разрез.
Опорный подшипник содержит фундамент 1, на котором размещен корпус 2 под- 40 шипника, постель 3 с вкладышем 4, на который уложена шейка валопровода 5, клинья
6 с углом наклонами, обеспечивающим возможность перемещения постели 3 относительно корпуса 2 подшипника, направленные своими вершинами друг к другу, нажимные 45 устройства, образованные гайками 7 и пружинами 8, упирающимися с одной стороны
Нагрузка -от валопровода 5, передаваемая на фундамент через вкладыш 4, постель 3, клинья 6 и корпус 2, зависит от жесткости упругой связи, . образованной гайками 7 и пружинами 8, упирающимися с одной стороны во фланец 9 штока 10, а с другой стороны — в гайку 7, рассчитываемой по формуле где,6 зазор между постелью и корпусом;
Р— нагрузка на опорный подшипник от валопровода;
Д, — угол наклона клиньев и плоскостей постели, который больше угла трения материалов клиньев и постели;
n — число пружин в упругой связи;
С s —: жест кость пружи ны.
Из формулы видно, что жесткость упругой связи зависит от числа пружин 8 и от угла с(наклона клиньев 6, изменением которых можно менять диапазон жесткости опорного подшипника.
Указанный зазор устанавливается при монтаже с помощью гаек 7 затяжкой пружин 8 до заданной расчетом валопровода величины. При движении судна на волнении корпус судна, а следовательно, и фундамент 1 с жестко прикрепленными к нему корпусом 2 опорного подшипника и крышкой 12 смещаются в пространстве, в то время как постель 3 через вкладыш 4 связана с валопроводом 5. При этом в горизонтальном направлении перемещения валопровода 5 ограничены направляющими 11 и происходят совместно с корпусом 2. В вертикальном направлении перемещения постели
3 вместе с валопроводом 5 связаны с перемещением корпуса опорного подшипника 2 через горизонтальные перемещения клиньев
6, находящихся под действием пружин 8, опирающихся на гайки 7, завернутые в корпусе опорного подшипника 2. Таким образом, образуется надежная механическая упругая связь между постелью 3 и корпусом опорного подшипника 2, что повышает надежность опорного подшипника валопровода в целом.
Предлагаемое устройство позволяет расширить диапазон регулирования жесткости опорного подшипника за счет изменения угла наклона клиньев под постелью и изменения жесткости упругой связи, а также повь1сить надежность работы подшипника путем надежной механической связи между корпусом и постелью опорного подшипника, осуществляемой клиньями и направляющими корпуса для перемещения постели в вертикальном направлении.
Тираж 455 Подписное
Ужторол, ул. Проектная, 4