Способ повышения долговечности передачи зацеплением

Иллюстрации

Способ повышения долговечности передачи зацеплением (патент 1114837)
Способ повышения долговечности передачи зацеплением (патент 1114837)
Способ повышения долговечности передачи зацеплением (патент 1114837)
Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ, состоящей из ведущего и ведомого зубчатых колес, заключающийся в том, что при достижении допустимого износа зубьев ведомое колесо выводят из зацепления с ведущим , поворачивают его и снова вводят в зацепление, отличающийся тем, что, с целью повьпшения эффективности способа для передач, нагружаемых периодическим крутящим моментом, время Т работы передачи до допустимого износа зубьев определяют по формуле га Т m + 1 где m - отношение значений максимального и минимального крутящих моментов; Тдресурс работы передачи, а поворот ведомого колеса осуществляв окружном направлении на угол ют 180 о где .1 - число циклов нагружения. за один оборот ведомого колеса. (О

СОНИ СОВЕТСКИХ

И

РЕСПУБЛИН

1, 89) (11) 315)) F 16 Н 55 17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к авторском свидктвлвству

Мер юм

1?Ð

Ю УУ 720 150 1Þ ?10 ?40 270 .ЮО,),)0,)оО Ant яооороФис 1 (21) 3542141/25-28 (22) 25.01.83 (46) 23.09.84. Бюл. 35 (72) Р,Д. Мишуровский и А.М. Ополченцев (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Ф 103008, кл. F 16 Н 55/17, 1948. (54)(57) СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧ—

НОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ, состоящей из ведущего и ведомого зубчатых колес, заключающийся в том, что при достижении допустимого износа зубьев ведомое колесо выводят из зацепления с ведущим, поворачивают его и снова вводят в зацепление, о.т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности способа для передач, нагружаемых периодическим крутящим моментом, время Т работы передачи до допустимого износа зубьев определяют по формуле

Т = To

m+ 1 где m — отношение значений максимального и минимального крутящих моментов;

Т - ресурс работы передачи, а поворот ведомого колеса осуществляют в окружном направлении на угол

180 где i — число циклов нагружения, 1 Ф за один оборот ведомого колеса.

m= ъ

< vp.таю U м

IMP. т Н,ц, где Я„, „„щ кр. rain

О д„

Т

35

55

1 111483

Изобретение относится к машиноС7роению., a именно к зубчатым передачам и редукторам, испытывающим нагружение периодическим крутящим моментом.

Известен способ повышения долговечности передачи зацеплением, состоящей из .ведущего и ведомого зубчатых колес, заключающийся в том, что при достижении допустимого износа зубьев ведомое колесо выводят из зацепления с ведущим, поворачивают его и снова вводят в зацепление, причем поворот. колеса осуществляют вокруг оси, лежащей в торцовой или параллельной ей плоскости, на угол 180 (1).

Недостатком известного способа является то, что в нем не учитывается периодический характер нагрузки на зубчатые колеса.

Целью изобретения является повышение эффективности способа для пе20 редачи, нагружаемьй периодическим крутящим моментом.

Цель достигается тем, что согласно способу повышения долговечности пере25 дачи зацеплением, состоящей из ведущего и ведомого зубчатых колес, заключающемуся в том, что при достижении допустимого износа зубьев ведомое колесо выводят из зацепления с ведущим, поворачивают его и снова вводят в зацепление, время Т работы передачи до допустимого износа зубьев определяют по формуле где m — отношение значений максимального и минимального крутящих моментов;

Т вЂ” ресурс работы передачи, 4О а поворот ведомого колеса осуществляют в окружном направлении на угол

180 где i — число циклов нагружения

45 за один оборот ведомого колеса.

На фиг. 1 изображена зависимость изменения крутящего момента М„ от угла поворота ведомого колеса; на фиг. 2 — график, показывающий износ зубьев ведомого колеса за полный ресурс работы (ось абсцисс — нумерация зубьев в порядке возрастания, ось ординат — износ этих зубьев).

Предлагаемый способ заключается в том, что через определенное время" эксплуатации пеРедачи совместить максимально иэнашиваемые зубья с

7 2 приложением минимального момента, для чего необходимо повернуть колесо

180 на угол — где i — число циклов

Ф крутящего момента за один оборот ведомого колеса. В данном случае угол поворота при переустановке колеса составляет 45 . Это позволяет сделать износ зубьев более равномерным и, как следствие, увеличить срок .службы передачи. Существенным является определение момента времени при эксплуатации передачи, когда необходимо произвести переустановку.

Для этого осуществляются следующие шаги.

Определяется соотношение — максимальный момент (для примера соответствует, примерно, 220 ); наибольший из минимальных моментов (соответствует 180 ); о скорость износа зубьев, на.руженных

М р. rage скорость износа зубьев, нагруженных 1 кр. is

М

hi

= — = 1,М, (

Допустимый износ для нормальной работы передачи

ES)it<. „+т и <.=т„о„;„+ т,u„», (}

I где Т„ — время, в течение которого передача работает в одном положении ведомого колеса (до его переустановки);

Т вЂ” время, в течение которого передача работает после переустановки ведомого колеса, Отсюда Т4 = Т, т.е. время, в течение которого передача работает до и после переустановки одно и то же.

Новый ресурс работы передачи (! Т

Т =Т + Т откуда Т. = Т = — (3) о 2

Подставляя в выражение (2) 1114837 (5) CSl Т,О„ х8

ЮЮ

t.Ý фиг 2

ЗНИИПИ Заказ 6753/24 Тираж 912 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул;Проектная, 4

1 В 11 ТЕ 1Î

f3) = — 0ше1х+ Оещ - U>+<+ 0ò1ï

%6

2 (5) (4}

Ц >Х 0 1

Если ведомое колесо не переустанавливать, то имевшийся ресурс (S3 или о

Veal

Подставляя в выражение (4)

1 2 T 0

Umw.

Т »»

ИЛИ вЂ” =2 т

О ЙИИЮ т I 1

V ynih

5 Тв

Для m = 1, 48 имеет — = 1, 2. Это

Тв означает, что ресурс передачи с переустановкой ведомого колеса увеличивается на 207, момент времени при

>0 эксплуатации передачи, когда необхо-. димо произвести переустановку, соответствует 0,5 » 1,2 Т,, т.е. выработке 607 первоначально установленного ресурса То.

Таким образом, использование изобретения позволяет повысить долговечность работы передачи.