Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор , подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирунзщего транзистора через делитель напряжения, средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с змиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом источника питания, база второго транзистора соединена с зммитером третьего транзистора, база-коллекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора , база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-змиттерный переход регулирующего транзистора шунтирован пятым резистором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введены шестой резистор и четвертый транзистор, при этом положительный вывод источника питания через щестой резистор соединен с коллектором второго транзистора и базой четвертого транзистора, коллектор которого подключен к коллектору первого транзистора, а змиттер - к коллектору регулирующего транзистора. сл эо со
СООЗ СОВЕТСНИХ
КСПУБЛИН
09l (И) з(я) Н 02 P 5/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbfTMA (21) 3629688/24-07 (22) 27.07.83 (46) 23.09.84, Бюл. У 35 (72) В.М. Кондрашов, В.Н. Колаев, Ю.А. Ильин и А.П. Новиков (53) 621.316.718.5(088.8) (56) 1. Патент Японии У 53-32846, кл. Н 02 P 5/16, 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
1f 964801, кл. Н 02 P 5/16, 1982. (54}(57} 3JlEKTPonPHBOQ rtOCTOSHHOrO
ТОКА, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора через делитель напряжения, средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с эмиттером первого транзистора и через третий реэистор с отрицательным выводом источника питания, база второго транзистора соединена с эммитером третьего транзистора, база-коллекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-эмиттерный переход регулирующего транзистора шунтирован пятым резистором, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, в него дополнительно введены шестой резистор и четвертый транзистор, при этом положительный вывод источника питания через шестой резистор соединен с коллектором второго транзистора и базой четвертого транзистора, коллектор которого подключен к коллектору первого транзистора, а эмиттер — к коллектору регулирующего транзистора.
1115189
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока, например, в автоматизированном электро- 5 приводе постоянного тока.
Известей электропривод постоянного Фока, содержащий двигатель, делитель напряжения и резистор, образующие с якорной обмоткой двигателя tÎ мостовую схему, в измерительную диагональ которой включены тиристоры, причем база одного транзистора подключена к делителю, база и коллектор . другого транзистора соединены между собой через второй резистор, а их эмиттеры связаны и через третий резистор подключены к выводу источника питания Ct3.
Однако достаточная точность регу- 2О лирования частоты вращения двигателя этого устройства обеспечивается лишь при незначительном изменении момента нагрузки и на холостом ходу.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, ЗО подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора через делитель напряжения, е средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с эмиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом источника питания, база второго транзистора соединена с эмиттером третьего транзистора, баэаколлекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база регулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-эмиттерный переход регулирую" щего транзистора шунтирован пятым резистором. Устройство обеспечивает регулирование частоты вращения двигателя после отпирания регулирующего транзистора. Для отпирания регулирующего транзистора без специальных запускающих устройств. необходимо, чтобы транзисторы усилителя . были германиевые, у которых ток утечки коллектора достаточно велик.
Этот ток утечки служит током базы регулирующего транзистора. При подключении источника питания ток утечки .коллектора усиливающего транзистора приводит к отпиранию регулирующего транзистора и к запуску двигателя 52 J.
Однако ток утечки коллектора у германиевых транзисторов имеет большой температурный коэффициент, его значение удваивается при каждом повышении температуры на tO С. Это ухудшает стабильность регулирования.
Кроме того, все мостовые схемы регулирования имеют характерные недостатки: при запуске устройства необходимо, чтобы регулирующий транзистор имел большой коэффициент усиле,ния, но.при стабилизации частоты вращения электродвигателя большой коэффициент усиления приводит к воз буждению схемы регупирования.
Целью изобретения является повышение надежности электропривода.
Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий последовательно соединенные двигатель постоянного тока, первый резистор и регулирующий транзистор, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора через делитель напряжения, средняя точка которого соединена с базой первого транзистора и через второй резистор с коллектором второго транзистора, эмиттер которого соединен с эмиттером первого транзистора и через третий резистор с отрицательным выводом ичтосника питания, база второго транзистора соединена с эмиттером третьего транзистора, база-.коллекторный переход которого шунтирован четвертым резистором, общая точка соединения двигателя и первого резистора соединена с коллектором третьего транзистора, база ре-. гулирующего транзистора соединена с коллектором первого транзистора, а база-эмиттерный переход регулирующеro транзистора шунтирован пятым резистором, дополнительно введены шестой резистор и четвертый транзистор, при этом положительный вывод источника питания через шестой резистор
3 1115 соединен с коллектором второго тран- эистора и базой четвертого транзистора, коллектор которого подключен к, коллектору первого транзистора, а эмиттер — к коллектору регулирующего транзистора.
На чертеже приведена схема электропривода постоянного тока.
Электропривод постоянного тока со- 1ц держит последовательно соединенные
Э двигатель 1 постоянного тока, резистор 2 и регулирующий транзистор 3, подключенные к источнику питания, отрицательный вывод которого соединен с коллектором регулирующего транзистора 3 через делитель 4 напряжения, средняя точка которого.соединена с базой транзистора 5 и через резистор 6 с коллектором транзистора 7,2р эмиттер которого соединен с эмиттером транзистора 5 и через резистор 8 с отрицательным выводом источника питания, база транзистора 7 соединена с эмиттером транзистора 9, база-кол- 2 лекторный переход которого шунтирован резистором 10, общая точка соединения двигателя 1 и резистора 2 соединена с коллектором транзистора
9, база регулирующего транзистора 3 соединена с коллектором транзистора
5, а база-эмиттерный переход регулирующего транзистора 3 шунтирован резистором 11. Положительный вывод источника питания через резистор 12
35 соединен с коллектором транзистора 7 и базой транзистора 13, коллектор которого подключен к коллектору транзистора 5, а эмиттер — к коллектору регулирующего транзистора 3.
189 4
Устройство работает следующим образом.
При подключении источника питания его положительный потенциал .через резистор 12 прикладывается к базе транзистора 13, а отрицательный потенциал через двигатель 1 и резистор 2 к
его эмиттеру. Транзистор 13 открывается и минус источника питания прикладывается к базе регулирующего транзистора 3, который открывается и двигатель 1 набирает обороты.
Открывается транзистор 7 и запирается транзистор 13.
После запуска электродвигателя происходит регулирование частоты вращения двигателя 1 в пределах статической ошибки системы регулирования.
Изменение момента нагрузки на ва-. лу двигателя 1 приводит к соответствующему изменению напряжения между точками с и Ь, т.е. к изменению базового тока транзистора.5. Это в свою очередь вызывает уменьшение (увеличение) напряжения на резисторе 8, открывающее (закрывающее) транзистор 7, который через резистор
8 дополнительно закрывает (открывает) транзистор 5, управляемый в режиме стабилизации регулирующим транзистором 3.
Таким образом, в режиме пуска регулирующий транзистор 3 управляется транзистором 13, а в режиме стаби- лизации — транзистором 5. Это обеспе- . чивает стабильность частоты вращения при заданном пусковом токе, что повышает надежность работы электропривода.
1115189
Составитель Ю. Воробьев
Редактор И. Николайчук Техред A.Ач Корректор А. Обручар
Заказ 6788/42
Тирам 666 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4