Переносной сверлильный станок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЕРЕНОСНОЙ СВЕРЛИЛЬНЫЙ СТАНОК , в корпусе которого размещены механизмы вращения и подачи шпинделя , выполненные в виде расположенных на приводном валу зубчатых передач, связанных с зубчатыми колесами со шпицев№1 и резьбовым отверстиями для контактирования соответственно со пшицевой и резьбовой нарезкой шпинделя, фрикционная многодисковая муфта, установленная с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом с резьбовым отверстием, толкатель, расположенный в полом приводном валу, одним концом кинематически связанный с муфтой посредством упругого элемента , a другим концом - с нажимным механизмом , выполненным в виде винта и гайки, и механизм торможения зубчатого колеса с резьбовым отверстием, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и удобства обслуживания станка, последний снабжен механизмом ограничения глубины сверления, вьтолненным в виде размещенных соосно шпинделю подпружиненной поворотной обоймы со штифтами, кинематически связанной с упомянутой гайкой, которая установлена с возможностью перемещения, и расположенного внутри обоймы подпружиненного фиксатора с отверстиями для размещения штифтов, причем механизм торможения зубчатого колеса (Л с резьбовым отверстием выполнен в виде дополнительной многодисковой фрикционной муфты, установленной соосно основной с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом с резьбовым отверстием, a толкатель выполнен подпружиненным и связан с дополнительной муфтой посредством введенного в станок дополнительного СП упругого элемента. 00 о со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
ИЦ Юй
РЕСПУБЛИК .
091 (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3467696/25-08 (22) 09.07.82 (46) 30.09.84. Бюл. М 36 (72) П.Г.Лукьяненко, Н.Л.Сердюк и В.Т.Лавченко (53) 62 1.953(088.8) (56) 1.. Авторское свидетельство СССР по заявке У 3405483, кл . В 23 В 45/00, 1982. (54) (57) ПЕРЕНОСНОЙ СВЕРЛИЛЬНЪ|Й СТАНОК, в корпусе которого размещены механизмы вращения и подачи шпинделя, выполненные в виде расположенных на приводном валу зубчатых передач, связанных с зубчатыми колесами со шлицевым и реэьбовым отверстиями для контактирования соответственно со BlfIH цевой и резьбовой нарезкой шпинделя, фрикционная многодисковая муфта, установленная с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом с резьбовым отверстием, толкатель, расположенный в полом приводном валу, одним концом кинематически связанный с муфтой посредством упругого элемента, а другим концом — с нажимным меЭШЛИ В 23 В 45/00// В 23 В 4 /04 ханизмом, выполненным в виде винта и гайки, и механизм торможения зубчатого колеса с реэьбовым отверстием, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и удобства обслуживания станка, по-. следний снабжен механизмом ограничения глубины сверления, выполненным в виде размещенных соосно шпинделю подпружиненной поворотной обоймы со штифтами, кинематически связанной с упомянутой гайкой, которая установлена с возможностью перемещения, и расположенного внутри обоймы подпружиненного фиксатора с отверстиями для размещения штифтов, причем механизм торможения зубчатого колеса с реэьбовым отверстием выполнен в виде дополнительной многодисковой фрикционной муфты, установленной соосно основной с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом с реэьбовым отверстием, а толкатель выполнен подпружиненным и связан с дополнительной муфтой посредством введенного в станок дополнительного упругого элемента.
11158б
Изобретение относится к области обработки металлов резанием, а именно к переносным сверлильным станкам для обработки отверстий в труднодоступных местах при монтаже и постройке крупногабаритного оборудова" ния.
Известен переносной сверлильный станок, в корпусе которого размещены механизмы вращения и подачи шпинделя, выполненные в виде расположенных на приводном валу зубчатых передач, связанных с зубчатыми колесами со шлицевым и реэьбовым отверстиями для контактирования соответственно со шлицевой и резьбовой нарезкой шпинделя, фрикционная многодисковая муфта, установленная с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом с резьбовым отверстием, толкатель, расположенный в полом приводном валу, одним концом кинематически связанный с муфтой посредством упругого элемента, а другим концом — с нажимным механиэ25 мом, выполненным в виде винта и гайки, и механизм торможения зубчатого колеса с реэьбовым отверстием (1 J.
К недостаткам известного станка относится неудобство в обслуживании из-за необходимости при управлении
30 манипулировать двумя рукоятками, а также необходимости проведения рабочим постоянного наблюдения за глубиной обработки отверстия и в требуемый момент изменения направления дви-35 жения шпинделя с помощью рукоятки, что вызывает повышенную утомляемость рабочего и, соответственно, снижает производительность.
Цель изобретения — повышение про- "O изводительности и удобства обслуживания станка.
Указанная цель достигается тем, что переносной сверлильный станок, в корпусе которого размещены механиз мы вращения и подачи шпинделя, выполненные в виде расположенных на приводном валу зубчатых передач, связанных с зубчатыми колесами со шлицевым и реэьбовым отверстиями для контактирования соответственно со шлицевой и резьбовой нарезкой шпинделя, фрикционная многодисковая муфта, установленная с воэможностью взаимодействия с зубчатым колесом с реэьбовым отверстием, толкатель, расположенный в полом приводном валу, одним концом кинематически связанный с муфтой посредством упругого элемента, а другим концом — с нажимным механизмом, выполненным в виде винта и гайки, и механизм торможения зубчатого колеса с резьбовым отверстием, дополнительно снабжен механизмом ограничения глубины сверления, выполненным в виде размещенных соосно шпинделю подпружиненной поворотной обоймы со штифтами, кинематически связанной с упомянутой гайкой, которая установлена с воз можностью перемещения, и расположенного внутри обоймы подпружиненного фиксатора с отверстиями для размещения штифтов, причем механизм торможения зубчатого колеса с реэьбовым отверстием выполнен в виде дополнительной многодисковой фрикционной муфты, установленной соосно основной с возможностью взаимодействия с зубчатыми колесом с реэьбовым отверстием, а толкатель выполнен подпружиненным и связан с дополнительной муфтой посредством введенного в станок дополнительного упругого элемента.
На чертеже представлена кинематнческая схема переносного сверлильного станка.
Станок состоит из корпуса 1, в ко— тором размещены на подшипниках (не обозначены) зубчатое колесо 2 со шлицевым отверстием и зубчатое колесо 3 с резьбовым отверстием. В отверстиях упомянутых колес расположен шпиндель 4, имеющий шлицы (не обозначены), на наружной поверхности которых выполнена реэьбовая левая нарезка (не обозначена) .
Зубчатое колесо 2 через промежу-. точное зубчатое колесо 5 связано с зубчатым колесом б, расположенным на приводном валу 7 планетарного четырехскоростного редуктора 8, соединенного с пневмоприводом 9. Зубчатое колесо 3 также через промежуточное колесо 10 связано с зубчатым колесом 11, барабаном 12, внутри которого размещены нижняя фрикционная муфта 13 рабочей подачи и верхняя фрикционная муфта 14 обратного хода.
Фрикционная муфта 13 рабочей подачи соединяет барабан 12 с приводным валом 7 планетарного редуктора 8, а фрикционная муфта 14 обратного хода— барабан 12 с корпусом 1 через обойму 15. з .
При в одн ой вал 7 вып олн е н п алым .
Внутри него размещена пружина 1б, взаимодействующая с толкателем 17 механизма управления муфтами 13 и 14. Толкатель 17 соединен с нажимным кольцом 18, воздействующим на муфты 13 и 14 через тарельчатые пружины 19 и 20. Толкатель 17 соединен с винтом 21 и гайкой 22. Гайка 22 закреплена подвижно в осевом направлении в 10 обойме 15, величина хода гайки 22 превьпнает величину хода тарельчатой пружины 19, обеспечивая свободное проскальзывание муфты 13. Винт 21 соединен с рукояткой 23.На обойме 15 уста-.,15 новлен барабан 24, связанный с рукояткой 25. Тяги 26 и 27 взаимодействуют с барабаном 24 и планетарным редуктором 8 для изменения частоты вращения шпинделя 4.
В верхней части корпуса 1 соосно шпинделю 4 установлен механизм фиксирования гайки 22, выполненный в виде поворотной обоймы 28 с рукояткой 29. Обойма 28 поджата в одну сторону пружиной 30 и связана тягой 31 с клиновой чекой 32, взаимодействующей с гайкой 22. Внутри обоймы 28 размещен фиксатор 33, установленный с воэможностью перемещения вдоль оси шпинделя 4 и взаимодействующий с пружиной 34. Обойма 28 снаб. — ° жена штифтами 35. Фиксатор 33 выполнен с отверстиями (не обозначены) для взаимодействия со штифтами 35
35 обоймы 28.
Для ограничения хода шпинделя 4 на верхнем его конце установлен упор 36, периодически взаимодействующий с фиксатором 33, а на нижнем
40 конце — ограничитель 37, периодичес— ки взаимодействующий с торцом зубчатого колеса 2. Для управления пневмоприводом служит рукоятка 38.
Станок работает следующим образам.45
С помощью средств силового замыкания (не показаны) станок закрепляют на обрабатываемой детали. Поворотом рукоятки 29 влево фиксируют гайку 22 в нижнем положении с помощью клина- 50 вой чеки 32, связанной с рукояткой через тягу 31 и обойму 28. При этом рукоятку 29 поворачивают до совпадения штифтов 35 с отверстиями в фиксаторе 33. Последний под действием пружины 34 поднимается вверх до упо ра в обойму 28. В зависимости от об;рабатываемого материала и диаметра
63 4 инструмента устанавливают требуемую частоту вращения шпинделя рукояткой 25, которая воздействует на планетарный редуктор 8 через барабан 24 и тяги 26 и 27.
Поворотом рукоятки 38 включают пневмопривод 9. Вращение через планетарный редуктор 8 передается на приводной вал 7, через зубчатые колеса б, 5 и 2 — на шпиндель 4.
Поворот рукоятки 23 вправо или влево от нейтрального положения определяет направление движения шпинделя 4 соответственно вниз или вверх, а величиной угла поворота регулируют усилие прижатия инструмента к обрабатываемой детали.
Непосредственное перемещение шпинделя 4 вниз (рабочая подача) осуществляется вращением зубчатого колеса 3 с частотой, большей частоты вращения шпинделя 4, а перемещение шпинделя 4 вверх (возврат шпинделя) осуществляется торможением или полной остановкой зубчатого колеса 3 при вращающемся шпинделе 4.
При повороте рукоятки 23 вправо винт 21 ввинчивается в гайку 22, перемещая толкатель 17 и связанное с ним кольцо 18 вниз, сжимая посредством тарельчатой пружины 19 дисковую фрикционную муфту 13, через которую передается вращение от приводного вала 7 на барабан 12, зубчатые колеса 11, 10 и на зубчатое колесо 3, при этом шпиндель 4 перемещается вниз до соприкосновения режущего инструмента с обрабатываемой деталью (не показана). В этот момент, рукояткой 38 пневмопривод 9 останавливают. Затем устанавливают требуемую глубину обработки.
Для этого путем перемещения упора 36 на верхнем конце шпинделя 4 устанавливается расстояние между верхней кромкой фиксатора 33 и нижней кром" кой упора 36, равное требуемой глубине обработки минус длину штифтов 35, а перемещением по шпинделю 4 ограничителя 37 устанавливается требуемая величина подъема режущего инструмента над обрабатываемой конструкцией.
Величина подъема равна расстоянию между верхним торцом ограничителя 37 и нижним торцом шлицевого зубчатого колеса 3.
Повторным запуском пневмопривода 9 производится обработка отверстия. При этом шпиндель 4 перемещает1115863 ся вниз с усилием,,пропорциональным веЛичине сжатия дисков муфты 13, а подача самоустанавливается в зависимости от обрабатываемости материала, режущих свойств инструмента, уси- лия,на шпинделе 4.
Автоматический возврат шпинделя 4 в исходное верхнее положение осуществляется следующим образом.
I0
При достижении установленный глубины обработки отверстия упор 36 нажимает на фиксатор 33, перемещая его вниз. Штифты 35, удерживающие обойму 28, освобождаются, и обойма 28 IS под действием пружины 30 поворачивается, перемещая посредством тяги 31 клиновую чеку 32, освобождая гайку 22, которая вместе с винтом 2 1, толкателем 17 и нажимным кольцом 18 20 под действием пружины 16 перемещается вверх. При этом снимается усилие сжатия нижней фрикционной муфты 13 и сжимается верхняя фрикцнонная муфта 14 осуществляя торможение зубчатого колеса 3, а так как шпиндель 4 имеет левую резьбу, то он перемещается вверх до тех пор, пока ограничи гель 37 не войдет в контакт с торцом шлицевого зубчатого колеса 2, при этом муфта 14 начинает проскальзывать.
Для повторного включения рабочего хода шпинделя 4 необходимо рукоятку 23 установить в нейтральное положение затем рукоятку 29 повернуть влево до сцепления обоймы 28 с фиксатором 33 и снова поворотом рукоятки 23 вправо установить рабочую подачу шпинделя 4 вниз.
Поворотом рукоятки 23 изменяется направление хода шпинделя 4 по желанию оператора, независимо от положения шпинделя 4 при зафиксированном положении гайки 22.
Таким образом, предложенный станок обеспечивает автоматизацию возврата шпинделя, воэможность установки требуемой глубины обработки отверстия, сокращение хода шпинделя 4 вверх, а также освобождение рабочего от наблюдения эа окончанием обработки, что повышает производительность и удобство эксплуатации.
1115863
ВЯИИПН Заказ 6824/10 Тираж 1036 Подпмсмое
Фялааа ЮШ "Иатеат" ° г.Увгород, ул.Проектааа, 4