Отопительное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.. ОТРПИТКЛЬНОЕ УСТРОПС например, транспортного средства содержащее воздушно-жидкостный теплообменник салона транспортно средства, теплообменник предпускового подогревателя двигателя т спортного средства и насос, последовательно соединенные трубопроводом с двигателем, имеющим обводной канал с краном, отличающес я тем, что, с целью повышения эффективности устройства в различных режимах, теплообменник подогревателя установлен в салане, при этом параллельно ему установлен указанный обводной канал, связанный с трубопроводом трехходовым краном, а теплообменник салона размещен в воздухопроводе с распределительной заслонкой и выпускными патрубками , один из которых сообп1ен с салоном, а другой - с наружным пространством . источнику . энергии

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) з(5)) В 60 Н 1/02. 1 10

Ч

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3596696/27-11 (22) 19.05.83 (46) 30.09.84. Бюл. У. 36 (72) В,А.Арефьев, Д.H.ÕóðòèH, В.В.Толстых, В.Н.Яшин и В.А.джунь (71) Днепропетровский инженерностроительный институт (53) 629.113.06:628.8(088.8) (56) 1. Патент США Ф 4192274, кл. 123-142,5, опублик. 1980. (54)(57) 1. ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, например, транспортного средства, содержащее воздушно-жидкостный теплообменник салона транспортного средства, теплообменник предпускового подогревателя двигателя транспортного средства и насос, последовательно соединенные трубопроводом с двигателем, имеющим обводной канал с краном, о т л и ч а ю щ е с я тем, что, с целью повышения эффективности устройства в различных режимах, теплообменНик подогревателя установлен в салоне, при этом параллельно ему установлен указанный обводной канал, связанный с трубопроводом трехходовым краном, а теплообменник салона размещен в воздухопроводе с распределительной заслонкой и выпускными патрубками, один из которых сообщен с салоном, а другой — с наружным пространством.

2. Устройство л к ч а ю щ е е с бопровод связан теплообменником, по и» l i o T я тем, что трус дополнительным выполненным в

1115927

Ниде полости, образованной крышкой картера двигателя и кожухом, герметично соединенным с крьпп- кой

Изобретение относится к эргономике, а более конкретно к устройствам для создания комфортных условий на рабочих местах транспортных средств, и может быть ис- 5 пользовано для отопления кабин самоходных машин.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является ото. пительное устройство, содержащее воздушно-жидкостный теплообменник салона транспортного средства, теп. лообменник предпускового подогревателя двигателя транспортного средства и насос, последовательно соединенные с двигателем трубопроводом, имеющим обводной канал с краном (12 .

Недостатком известного устрой"ства является относительно невысокая эффективность устройства в ре- 20 жимах отопления салона и подогрева двигателя, а также невозможность его использования для охлаждения двигателя в теплое время года.

Цель изобретения — повьппение эф- 25 фективности работы устройства в различных режимах.

Укаэанная цель достигается, тем, ч",о в отопительном устройстве, содер.жащем воздушно-жидкостный теплообменник салона транспортного средства, : теплообменник салона транспортного средства, теплообменник предпускового подогревателя двигателя транспорт-, нога средства и насос, последовательно соединенные трубопроводом

i с двигателем, имеющим обводной канал с краном, теплообменник подогревателя установлен в салоне, при. этом параллельно ему установлен ука. занный обводной канал, связанный с трубопроводом трехходовым краном, а теплообменник салона размещен в воздухопроводе с распределительной заслонкой и выпускными патрубками, один из которых сообщен с салоном, а другой — с наружным пространством

Кроме того, трубопровод связан с дополнительным теплообменником, Bhl полненным в виде полости, образованной крьппкой картера двигателя и кожухом, герметично соединенным с крышкой. .На фиг. 1 изображена схема отокительного устройства предпускового подогревателя; на фиг. 2 — сечение ,теплообменника предпускового подо,гревателя; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг. 4 — дополнительный теплообменник; на фиг. 5 — то же, вид сбоку; на фиг. 6 — то же, вид сверху.

Отопительное устройство кабины транспортного средства содержит плоский теплообменник 1 предпускового подогревателя, который имеет патрубки 2 и 3 для подвода теплоносителя и помещен на полу салона 4.

Посредством трубопровода 5 плоский теплообменник 1 соединен с воздушножидкостным теплообменником 6 салона и через насос 7 — с дополнительным теплообменником 8, установленным на картере двигателя 9. Плоский теплообменник 1 снабжен электронагревателем 10, установленным во внутренней ее полости. Вход и выход плоского теплообменника 1 закольцованы между собой обводным каналом 11 с трехходовым краном 12. Воздушно-жидкостный теплообменник 6 снабжен вен— тилятором 13 и размещен в воздуховоде 14 с выпускными патрубками

15 и 16 и воздушной заслонкой 17.

Полость 18 дополнительного теплообменника 8 образована крышкой картера 19 и кожухом 20>которые герметично соединены. Образованная та-. ким образом полость 18 разделена перегородкой 21. Дополнительный теплообменник 8 снабжен входным 22 и выходным 23 патрубками, через кото1115927 рые в полость .18 подается теплоноситель. Полость плоского теплообменника 1 с электронагревателем 10 разделена перегородками 24 для направленного движения теплоносителя в полости теплообменника 1.

Отопительное устройство транспортного средства работает следующим образом.

Когда температура окружающего воздуха низкая и необходимо запустить силовую установку, а также прогреть салон транспортного средства, нагревают теллоноситель в теплообменнике 1 электронагревателем 10, подключая его к источнику электрической энергии. Одновременно включают насос 7, вентилятор 13, а воздушную заслонку 17 ставят в положение П, при этом воздух через воздушно-жидкостный теплообменник 6 поступает в салон 4. Трехходовой кран 12 ставится в такое положение, при котором теплоноситель из теплообменника 1 по трубопроводу 5 через кран 12 поступает в воздушножидкостный теплообменник 6. Электронагреватель 10 нагревает теплоноситель, который принудительно циркулирует с помощью насоса 7 по замкнутому кольцу: плоский теплообменник f — трехходовой кран 12 — воз.душно-жидкостный теплообменник 6 дополнительный теплообменник 8 насос 7 — плоский теплообменник 1.

При этом происходит обогрев салона

4 конвективным потоком воздуха, проходящим через воздушно-жидкостный теплообменник 6 и патрубок 16.

Нижняя часть салона 4 обогревается теплообменником 1. При этом температура в салоне 4 распределяется более равномерно и не происходит переохлаждения нижних конечностей оператора. Одновременно с этим происходит .прогрев масла в картере двигателя 9 за счет циркуляции теплоносителя в дополнительном теплообменнике 8, что облегчает его запуск.

После запуска двигателя электронагреватель 10 отключается от источ10 ника электрической энергии и обогрев салона 4 осуществляется за счет отбора тепла от масла в картере с помощью дополнительного теплообменника 8. При этом происходит

15 частичное охлаждение масла в системе смазки двигателя, поэтому необходимость в масляном радиаторе, применяемом для этого, отпадает, так как эффективность охлаждения масла в этом случае выше.

В летний период, когда нет необходимости в отоплении салона 4, трехходовой кран 12 ставится в такое положение, при котором теплоно25 ситель в устройстве циркулирует по замкнутому кольцу: насос 7 трехходовой кран l2 — воздушно-жидкостный теплообменник 6 — дополнительный теплообменник 8 — насос 7, щ т.е. теплообменник 1 не обтекается теплоносителем. Воздушная заслонка 17 ставится в положение 1, при котором воздух, проходящий через воздушно-жидкостный теплообменник 6, поступает не в кабину, а выбрасывается наружу по патрубку 15. В этом случае происходит только охлаждение масла системы силовой установки.

Применение предложенного устройства позволяет повысить эффективность отопления и его мобильность.

1115927

1115927

f9

Аиа. 5

ГВ

Заказ 6838/13 Тираж 656

ВНИИПИ Государственного комитета СССР ло делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А.Мазилкин

Редактор М.Недолуженко Техред Т.Маточка Корректор С.Шекмар