Устройство для определения пространственного положения скважины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СКВАЖИНЫ, содержащее два корпуса, в одном из которых, установленном над забойным двигателем, , размещен датчик, апсидального угла,подключенный к токопроводу, а в другом чувствительный механизм, отличающееся тем, что, с целью повышения точности определения, чувствительный механизм выполнен в виде размещенного под забойным двигателем датчика кривизны скважины который имеет установленный внутри корпуса вал с. зубцами на его внешней поверхности и коаксиально. ему электромагниты, которые укреплены на корпусе, причем в зоне размещения зубцов вал выполнен более жестким, чем корпус, а электромагниты подключены к токопроводу. 2.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что, с целью использования для считывания результатов измерений прямоугольной системы координат, угол между осями электромагнитов составляет 90°. 3.Устройство по п. 1, о т л и .чающееся тем, что зубцы на валу выполнены на участке, не превышающем по величине расстояния (Л между двумяближайшими электромагнитами . с 4.Устройство по.,п. 1, отличающееся тем, что магнитопровод электромагнита имеет П-образную форму. 5.Устройство по п. 1, о т л ичающееся тем, что несколько электромагнитов выполнены с одинакоOi выми межполюсными расстояниями, а один из элемктромагнитов имеет 4i мeжпoJцocнoe расстояние большее,чем межполюсное расстояние электромагнитов на величину, равную одному зубцу вала,
„„SU.„1116147 А
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК р(д), Е 21 В 47/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
) KF.С1ЗЩоКДg
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ I-,.1 „","" -"":- д
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ йиьлд:=;( (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
СКВАЖИНЫ, содержащее два корпуса, в одном из которых, установленном над забойным двигателем, . размещен датчик апсидального угла, подключенный к токопроноду, а н другом чувствительный механизм, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения, чувствительный механизм выполнен в виде размещенного под забойным двигателем датчика кривизны скважины который имеет установленный внутри (21) 348lll5/22-03 (22) 06.08.82 (46) 30.09.84. Бюл. К- 36 (72) Н.Н. Гринченко, В. И.Ла-утин и В.Н.Гринченко
1 (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро по погружному электрооборудованию для бурения скважин и добычи нефти
Всесоюзного научно-производственного объединения "Потенциал" (53) 622.243.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 658266, кл. Е 21 В 47/02, 1977.
2. Авторское свидетельство СССР
605948, кл..Е 21 В 47/02, 1975 (прототип). корпуса вал с. зубцами на его внеш ней поверхности и коаксиально ему электромагниты, которые укреплены на корпусе, причем B зоне размещения зубцов вал выполнен более жестким, чем корпус, а электромагниты подключены к токопроводу.
2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью использования для считывания результатов измерений прямоугольной системы координат, угол между осями электромагнитов составляет 90
3. Устройство по п. 1, о т л и.ч а ю щ е е с я тем, что зубцы на валу выполнены на участке, не превышающем по величине расстояния между двумя ближайшими электромаг нитами.
4. Устройство по.,и. l, о т л ич а ю щ е е с я тем, что магнитопровод электромагнита имеет П -образную форму.
5. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что несколько электромагнитов выполнены с одинаковыми межполюсными расстояниями, а один из элемктромагнитов имеет межполюсное расстояние большее чем
l межполюсное расстояние электромагнитов на величину, равную одному зубцу вала.
1116147
Изобретение относится к нефтяной промьппленности, в частности к способам исследования скважины в процессе бурения пород произвольной магнитной восприимчивости и в условиях магнитного воздействия масс бурового инструмента.
Известно устройство для определения пространствен.юго положения скважины, содержащее гибкий корпус, кото- 10 рый копирует искривление скважины и,выполнен в виде цилиндра с крышками, внутри которого на подшипниках расположен стержень с противовесом и укрепленные на противовесах основной и дополнительный реостаты с ползунком, причем реостаты выполнены в виде дуги и размещены на концах стержня (1 j.
Недостатками этого устройства являются неточность измерений и невозможность измерять кривизну скважины.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для определения пространственного положения, содержащее токопровод, два шарнирно соединенных цилиндрических корпуса, в одном из которых, установленном над забойным двигателем, размещен датчик апсидального угла, подключенный к токопроводу, а в другом — чувствительный механизм (21.
Недостатками известного устройства являются низкая точность измерения пространственного положения ствола в скважине, а также невозможность использования для считывания результатов измерений прямоугольной системы координат.
Цель изобретения — повышение точ- 40 ности определения и возможность ис- . пользования для считывания результатов измерений прямоугольной системы координат.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для определения пространственного положения сква. жины, содержащем два корпуса, в одном из которых, установленном над забойным двигателем, размещен датчик апсидального угла, подключенный к токопроводу, а в другом — чувствительный механизм, последний выполнен в виде размещенного под забойным двигателем датчика кривизны скважи- 55 ны, который имеет установленный внутри корпуса вал с зубилами íà его внещ-, ней поверхности и коаксиально ему электромагниты, которые укреплены на корпусе, причем в зоне размещения зубцов вал выполнен более жестким, чем корпус, а электромагниты подключены к токопроводу.
Угол между осями электромагнитов составляет 90 а
Зубцы на валу выполнены на участке, не превышающем по величине расстояния между двумя ближайшими электромагнитами.
Магнитопровод электромагнита имеет П -образную форму.
Несколько электромагнитов выпол— иены с одинаковыми межполюсными расстояниями, а один из электромагнитов имеет межполюсное расстояние большее, чем межполюсное расстояние электромагнитов на величину, равную одному зубцу вала.
На фиг. I представлено размещение в устройстве датчика апсидального угла и датчика кривизны, входящих в общую компановку с электробуром; на фиг. 2 — электробур в месте установки датчика кривизны, разрез А — А на фиг. l.
Устройство состоит из электробура забойного двигателя 1, на котором установлено скважинное устройство контроля апсидального угла 2, содер— жащее герметичный контейнер 3 с датчиком апсидального угла 4, подключенным через измерительный преобразователь 5 к токопроводу 6. В нижней части электробура 1 на его валу 7 установлен ротор 8, на внешней цилиндрической поверхности которого выполнены зубцы. Вокруг ротора 8 в корпусе 9 электробура закреплены равноо мерно по окружности 1через 90 ) четыре электромагнита 10 и ll. При этом три электромагнита 10 имеют одинаковые.межполюсные расстояния, а четвер. тый электромагнит ll имеет межполюсное расстояние, большее чем межполюсное расстояние электромагнитов 10 на величину, равную одному зубцу ротора.
Магнитопроводы всех установленных электромагнитов имеют Ц -образную форму 12. Обмотки электромагнитов 10 и 11 подключены между собой параллельно и подсоединены к лобовой части 13 обмотки статора 14 электробура 1.
В зоне размещейия ротора 8 датчика кривизны вал 7 выполнен более жестким, а корпус электробура имеет более гибкий участок.
3 ll
Электромагниты 10 и il датчика кривизны расположены в корпусе 9 электробура диаметрально противоположно по координатным осям прямоугольной системы координат, центр которой лежит на продольной оси кор
,пуса 9.
Устройство работает следующим образом.
При включении электробура 1 обмотки электромагнитов 10 и 11, под-. ключенные к обмотке статора 14, создают в магнитопроводе магнитный поток с частотой силовой сети. При вращении вала 7 с ротором 8 в момент времени, когда зубцовая часть ротора проходит мимо электромагнитов в обмотке последнего наводится ЭДС с частотой, зависящей от скорости вращения и числа зубцов ротора 8.
Величина наводимой ЭДС определяется величиной зазора между зубцами ротора 8 и полюсами электромагнитов 10 и ll. Поскольку зубцовый сектор на роторе 8 выполнен только на части его поверхности, то за каждый оборот вала 7 зубцовый сектор nooseредно проходит мимо каждого иэ электромагнитов и "в токоировод 6 поступают четыре следующие друг эа другом сигнала и соответствующие ЭДС каждого электромагнита. При. этом длительность сигналов, поступающих с электромагнитов 10 имеющих одинаковое межполюсное расстояние, равны, а сигналы от электромагнита
1l отличаются от них по длительности. Это позволяет определить с
16147, 4 какого электромагнита поступил данный сивнал.
При бурении скважины беэ искривления ось вала 7 совпадает с осью корпуса, зазор между зубцами ротора
8 и полюсами всех электромагнитов и амплитуда сигналов, поступающих со всех электромагнитов, одинаковы.
В случае искривления скважины корпус 9 электробура искривляется быстрее чем вал 7, в результате чего появляется несоосность осей вала 7 и корпуса 9 электробура 1. При этом изменяется величина зазора между
15 зубцами ротора 8 и полюсами электромагнитов 10 и 11, что приводит к изменению амплитуды сигналов, поступающих от каждого электромагнита.
Для определения азимута и зенитного угла с помощью предлагаемого
20 устройства электромагнит ll ориенти" руют относительно начала отсчета датчика апсидального угла 4. При бурении скважины без искривления сигнал..с этого электромагнита поступает
25 на наземный регистратор синхронно с сигналом датчика апсидального угла.
Поскольку электромагниты расположены по окружности через 90, соответствуо ющие сигналы фиксируются регистрато-,; ром в прямоугольной системе координат.
Применение предлагаемого устройства повышает точность измерения пространственного положения скважины и эффективность геологоразведочных работ.
I l I6l47
Составитель И.Карбачинская
Редактор В.Ковтун Техред Т.Фанта Корректор И.Иуска
Заказ 6885/24 Тираж 564 Подписное
ВИИ;!ПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий
ll3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал П!П! "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4