Шарнирно-рычажный поворотный механизм пневмопривода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПНЕВМОПРИВОДА , содержащий основание, шарнирно связанный с основанием рабочий цилиндр с отверстиями для входа и выхода рабочего тела, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения порщень со щтоком и поворотный рычаг, связанный одним концом щарнирно со щтоком , а другим концом жестко с ведомым звеном, отличающийся тем, что, с целью повыщения линейности характеристики крутящего момента, связь цилиндра с основанием выполнена в виде двух тяг, расположенных симметрично относительно оси цилиндра так, что оси всех их щарниров лежат в одной плоскости с осью цилиндра, а механизм снабжен двумя также симметрично расположенными относительно оси цилиндра тягами, щарнирно связанными одними концами с поворотным рычагом, а другими - с цилиндром. СЛ О5 ГчЭ СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,„SU„„1116250
gyp F 16 Н 21/10; F 16 К 31/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3623451/25-28 (22) 15.07.83 (46) 30.09.84. Бюл. № 36 (72) В. В. Балагуров (53) 62! .828 (088.8) (56) 1. Пневмопривод типа RZY. Каталог фирмы ADAMS-ARMATUREN, ФРГ, 1979. (54) (57) ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ МЕХАНИЗМ ПНЕВМОПРИВОДА, содержащий основание, шарнирно связанный с основанием рабочий цилиндр с отверстиями для входа и выхода рабочего тела, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения поршень со штоком и поворотный рычаг, связанный одним концом шарнирно со штоком, а другим концом жестко с ведомым звеном, отличающийся тем, что, с целью повышения линейности характеристики крутящего момента, связь цилиндра с основанием выполнена в виде двух тяг, расположенных симметрично относительно оси цилиндра так, что оси всех их шарниров лежат в одной плоскости с осью цилиндра, а механизм снабжен двумя также симметрично расположенными относительно оси цилиндра тягами, шарнирно связанными одними концами с поворотным рычагом, а другими — с цилиндром.
1116250
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трубопроводостроению, и может быть использовано в узлах управления трубопроводной арматурой, а также в других областях техники, где требуются управляющие механизмы с линейной характеристикой крутящего момента.
Известен шарнирно-рычажный поворотный механизм пневмопривода, содержащий основание, шарнирно связанный с основанием рабочий цилиндр с отверстиями для входа и выхода рабочего тела, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения поршень со штоком и поворотный рычаг, одним концом шарнирно связанный со штоком, а другим концом жестко связанный с ведомым звеном. В известном механизме шарнирная связь цилиндра с основанием выполнена в виде цапф, оси которых расположены в одной плоскости с осью цилиндра (1).
Недостатком известного механизма является нелинейная характеристика его крутящего момента, хотя она и улучшена по сравнению с механизмам и пневмопри вода, имеющими неподвижный цилиндр.
Цель изобретения — повышение линейности характеристики крутящего момента на ведомом звене механизма за счет сохранения прямого угла между осью рабочего цилиндра и прямой, соединяющей ось шарнира поворотного рычага с осью поворота ведомого звена при рабочем повороте последнего.
Указанная цель достигается тем, что в шарнирно-рычажном поворотном механизме пневмопривода, содержащем основание, шарнирно связанный с основанием рабочий цилиндр с отверстиями для входа и выхода рабочего тела, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения поршень со штоком и поворотный рычаг, связанный одним концом шарнирно со штоком, а другим концом жестко с ведомым звеном, связь цилиндра с основа-. нием выполнена в виде двух тяг, расположенных симметрично относительно оси цилиндра так, что оси всех их шарниров лежат в одной плоскости с осью цилиндра, а механизм снабжен двумя также симметрично расположенными относительно оси цилиндра тягами, шарнирно связанными одними концами с поворотным рычагом, а другими— с цилиндром.
На фиг. I показано предлагаемое устройство,горизонтальный разрез; на фиг. 2— то же, вертикальный разрез.
Механизм содержит основание 1, рабочий цилиндр 2 с отверстием 3 для входа и отверстием 4 для выхода рабочего тела, размещенный в цилиндре 2 поршень 5 со
1О штоком 6, поворотный рычаг 7, связанный шарниром 8 со штоком 6 и жестко скрепленный с ведомым звеном в виде, например, рабочего вала 9, размещенного с возможностью вращения в опорах 10 основания 1.
Рабочий цилиндр 2 шарнирно связан с основанием 1 через две тяги 11 и с рычагом
7 через две тяги 12.
Механизм работает следующим образом.
Рабочее тело поступает в полость рабочего цилиндра 2 под поршень 5 через отверстие 3. Поршень 5 вместе со штоком 6 выдвигается из цилиндра 2 и через шарнир 8 передает рабочее усилие на поворотный рычаг 7, который, в свою очередь, сообщает рабочий поворот валу 9. При повороте рычага 7 тяги 12 поворачивают цилиндр 2 так, что его ось будет всегда лежать в одной плоскости с осями всех шарниров тяг
11, соединяющих цилиндр 2 с основанием 1.
Соответственно в этой же плоскости всегда будет лежать ось шарнира 8, соединяющего шток 6 с рычагом 7, а угол между осью цилиндра 2 и прямой, соединяющей оси шарнира 8 и вала 9, всегда остается прямым.
Этим условием достигается наилучшая характеристика крутящего момента на рабочем валу 9, близкая к линейной на всем протяжении его поворота от 0 до 90 .
Если рабочеее тело подать в цилиндр 2 через отверстие 4, а отверстие 3 открыть в атмосферу, то поршень 5, а с ним и все звенья привода вернутся в исходное поло40 жение. Характеристика крутящего момента при этом остается прежней.
Получение характеристики крутящего момента линейной практически на всем протяжении угла поворота ведомого звена позволяет снизить потребную мощность пневмопривода и, как следствие, расход рабочего тела и энергии при уменьшении габаритов и веса механизма.
1116250
Редактор М. Бандура
Заказ 6905/30
Составитель В. Савицкий.
Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Тираж 9i 2 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
1 l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4