Тепловая труба
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
ОСИ ЮИ
РЕСПУБЛИК
А (1% (18
3(51) Р 28 )) 15/.00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСНОМЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3597322/24-06 (22) 27.05.83 (46) 30.09.84, Бюл. Ф 36 (72) В.Л.Баранцевич, С.И.Опрышко, В.И.Орехов и С.Ю.Самарский (71) Истринское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (53) 621.565.58(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 909554, кл. Р 28 3 .15/00, 1980.
2. Низкотемпературные тепловые трубы для летательных аппаратов. Под ред. Г.И.Воронина. М., "Машиностроение", 1976, с. 134. (5Ф) (57) 1. ТЕПЛОВАЯ ТРУБА с зонами испарения, транспорта и конденсации, .содержащая корпус с капиллярно-пористой структурой на внутренней поверхности и установленную в зоне транс- . порта диафрагму с центральным отверстием, перекрываемым с помощью клапан
t на, отличающаяся тем, что, с целью снижения инерционности и повышения теплопередающей способ-. ности, клапан выполнен в виде шарика из пористого материала, установ ленного с возможностью свободного перемещения между диафрагмой и торцом зоны конденсации, причем капиллярно-пористая структура на этом торце выполнена с эффективным диаметром пор, меньшим эффективного диаметра пор.материала шарика и большим эффективного диаметра пор капиллярно-пористой структуры на остальной поверхности корпуса.
2. Труба по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что шарик выполнен из материала с переменной пористос тью в радиальном направлении, увеличивающейся к центру.
3. Труба по пп..1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что шарик выпол нен из металлорезины.
1116293
Изобретение относится к теплотехнике, в частности, к тепловым трубам, работающим в условиях знакопереиенных тепловых нагрузок.
Известна тепловая труба-диод с размещенным в зоне транспорта регулятором термического сопротивления в виде струйного резисторного диода, коктактнрующего с капиллярной структурой, причем струйный резисторный 10 диод выполнен диафрагиенного типа EU:
Недостатком такой трубы, является то, что ограниченное число циклов работы диафрагменного струйного диода снижает эксплуатационнуй надеж- 1$ кость тепловой трубы-диода в услови ях длительной эксплуатации. Кроме того, набор диафрагм создает дополнительное гидравлическое сопротивление паровому потоку, что снижает тенлопередающую способность тепловой трубы.
Известна также тепловая труба с зонами испарения, транспорта и конденсации, содержащая корпус с капил- 2 лярно-пористой структурой на внутре@ней поверхности и установленную в зоне транспорта диафрагму с центральным отверстием, перекрываеиым с помощью клапана (21.
36
Недостатком известной трубы является большая инерционность терморегулирования и сложность конструкции. Кроме того, для каждого конкретного температурного уровня работы трубы необходимы резные жидкости для заправки термобаплона, что существенно снижает область ее применения.
Цель изобретения — повышение теп"
40 лопередающей способности и снижение инерционности. укаэанная цель достигается тем, что в тепловой трубе с,зонами испарения, транспорта и конденсации, содержащей корпус с капиллярно-дористой структурой на внутренней поверхности и установленную в зоне транспорта диафрагму с центральным отвар@ткем, перекрываемым с помощью клапана., клапан выполнен в виде ша.ушка из пористого материала, уста.новленного с воэможностью свободного перемещения между диафрагмой и торцом зоны конденсации, причем капиллярно-пористая структура на этом горце выполнена с эффективным диаметром
*оу, меньшим эффективного диаметра пор материала шарика и большим эффективного диаметра пор капиллярнопористой структуры на остальной поверхности корпуса.
При этом шарик выполнен из материала с переменной пористостью .в радиальном направлении, увеличивающейся к центру, например, из металлорезины.
На фиг. 1 представлена конструкция тепловой трубы, на фиг. 2 — разрез А-Л на фиг. 1.
Г
Тепловая труба содержит частично эаполкенный теплоносителем герметичный корпус 1, выполненный из алюминиевого сплава АД1 длиной 0,5 м, диаметром 18 мм, с зонами испарения, 2 длиной 0,15 и, транспорта 3 длиной 0,3 м и конденсации 4 длиной 0 15 м.
На внутренней поверхности корпуса
1 размещена капиллярная структура 5.
В зоне транспорта 3 установлена ди- . афрагма 6 из того же алюминиевого (сплава АД1 в виде шайбы с отверстием .
7 диаметром 8 им и клапан в виде шарика 8, установленного с возможностью свободного перемещения между диафрагмой 6 и торцом 3 эоны конденсации.
Диаметр шарика близок к диаметру парового какала. Шарик выполнен из алюминиевых волокон сплава АК09 с эффективныи диаиетрои пор 0,6 ми, т.е.большим эффективного диаиетра пор капиллярной структуры 5, который составляет 0 5 мм. На торце 9 выполнена капиллярная структура тоже
as алюминиевых волокон сплава AR09, как и у шарика, но с эффективным . диаиетрои пор 0,55 мм, т.е. меньше эффективного диаметра пор шарика и больше эффективного диаметра пор ка-. пнллярной структуры на остальной поверхности корпуса.
В оптимальном варианте шарик 8 выполкен из материала переменной пористости, увеличивающейся в радиальном направлении от наружной поверхности к центру, т.е. эффективный диаметр пор увеличивается к центру и составляет в центре 0,7 им. В одном из вариантов шарик может быть выполнен as металлорезины.
Для исключения возможности закли" нивання шарика 8 в отверстии диафрагмы 6 должны быть выполнены следующие условия, прежде всего выраженные в соотношении диаметра отверстия 7 н диаметра шарика 8.; коничес1116
Л-Л
Э кая поверхность диафрагмы должна быть касательной к сферической поверхности шарика, при этом угол Ы при вершине конуса лежит в диапазоне
60 Й 2й «" 120, диаметр отверстия
7 диафрагмы 6 определяется из соотношения с о = 0,8 <ФЬЮ ЯМ aL где d - диаметр шарика. 1О
Известно, что в зоне конденсации в тепловых трубах в процессе работы скапливается вследствие перераспределения (MeHHcK заглубляется Ilo длине тепловой трубы) теплоноситель в ви- 1 де "лужи", а также вследствие частичной перезаправки. Эта "лужа" вносит существенный вклад в йолное термическое сопротивление тепловой трубы.
Роль компенсатора будет выполнять щ капнллярная структура на торце эоны конденсации и пористый шарик. А чтобы компенсационные емкости гибко реагировали на избыток жидкости в зависимости от ее количества, порис- 25 тость нх выполнена переменной, т.е. сначала заполняется капиллярная структура на торце 9, а затем (при увеличении "лужи") уже полость шарика 8, так как эффективный диаметр 30 его пор больше эффективного диаметра .пор капиллярной структуры. Кроме того такой закон изменения пористос- ти обеспечивает минимальные потери капиллярного напора при отборе жидкости из шарика и. капиллярной структуры иа торце 9.
Надежность работы клапана 8 повышается благодаря тому, что пористость его переменна в радиальном
:направлении, и так как она минимальна íà его поверхности, то и заполняются в первую очередь избытком теплоносителя поры на поверхности, т.е. шарик как бы покрывается пленкой (в общем случае слоем) жидкости и, в случае изменения эон испарения и
293 4 конденсации, "герметично",шерекрывает отверстие 7 в диафрагме 6.
Тепловая труба-диод работает следующим образом.
При подводе тепла к зоне испарения 2 теплоноситель испаряется, пар
его проходит в зону конденсации 4, смещая шарик 8 из пористого материала к торцу 9, и конденсируется на стенках icopnyca 1, далее по капиллярной структуре 5 под действием капиллярных снл теплоноситель транспортируется в зону испарения.2. Частично .конденсация происходит и на торце 3, и на поверхности шарика 8, но одновременно идет отбор теплоносителя из шарика и капиллярной структуры на торце 9 и осуществляется работа тепловой трубы по замкнутому цихлу.
При образовании и росте "лужи" весь избыток вбирается сначала порами капиллярной структуры на торце 9, а потом шариком 8, тем самым снижается термическое сопротивление в зоне конденсации 4. При смене зон испаре ния 2 и конденсации 4 теплоноситель начинает испаряться в зоне конденсации 4, и свободно перемещающийся шарик 8 увлекается потоком пара и переносится к диафрагме 6, йерекрывая. отверстие
7. Таким образом перекрывается тепловой поток в обратном направлении.
Предлагаемая конструкция эффективна в условиях отсутствия сил грави тации. Ресурс работы такого клапана практически не ограничен, надежность высокая. Таким образом, изобретение позволяет существенно снизить инерционность терморегулирования и температурный перепад по длине трубы, увеличить ресурс работы и повысить надежность как самой трубы, так и тех устройств и приборов, в которых эти трубы применяются. ВНЧЯПИ Заказ69 f 5/32
Тираж 630 Подписное филиал ППП Патент, r. ужгород, ул. Проектная, 4