Устройство для тарировки тензодатчиков устанавливаемых на центральных колесах

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТАРИРОВКИ ТЕНЗО;1АТЧИКОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОЛЕСАХ, содержащее корпус , установленное в нем центральное зубчатое колесо с внутренним зацеплением , тарировочный сателлит, зацепляющийся с ним, центральное колесо с наружным зацеплением, расположенное внутри центрального колеса с внутренним зацеплением и зацепляющееся с тарировочным сателлитом, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности тарировки, тарировочный сателлит выполнен с зубьями, размещенными на ломаной замкнутой линии с чет1,фьмя равными отрезками, пересекающимися на торцовых поверхностях сателлита , а ширина зубчатого венца теллита равна ширине зубчатого венца (Л центральных колес.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК 5ц С 01 В 7/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;, ll

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3 52 3468/2 5-28 (22) 17. 12. 82 (46) 30. 09. 84. Бюл. Ф,36 (72) Л. С. Бойко, В. Н. Власенко, И. П. Горобец и Б. С. Шепеленко (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский ин" ститут редукторостроения (53) 531.717.2.621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 652456, кл. G 01 M 13/02, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке N - 3426 184/25-28, кл. G 01 В 7/18, 1982 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТАРИРОВКИ

ТЕНЗОчАТЧИКОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА

„SU„„» 63O4 А

ЦЕНТРАЛЬНЫХ КОЛЕСАХ, содержащее корпус, установленное в нем центральное зубчатое колесо с внутренним зацеплением, тарировочный сателлит, эацепляющийся с ним, центральное колесо с наружным зацеплением, расположенное внутри центрального колеса с внутренним зацеплением и зацепляющееся с тарировочным сателлитом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности тарировки, тарировочный сателлит выполнен с зубьями, размещенными на ломаной замкнутой линии с четырьмя равными отрезками, пересекающимися на торцовых поверхностях са«Р теллита, а ширина зубчатого венца са- Е теллита равна ширине зубчатого венца центральных колес.

С::

1116304

Изобретение относится к машиностроению, а именно к контролю зубчатых колес и передач.

Известно устройство для тарировки тенэодатчиков, содержащее корпус, 5 установленные в нем центральные колеса, между которыми расположен сателлит (1 1.

Недостатком этзго устройства является то, что тарировка тензодатчиков 10 производится в статических условиях.

Наиболее близким к изобретению является устройство для тарировки тенэодатчиков, устанавливаемых на центральных колесах, содержащее корпус, 15 установленное в нем центральное зубчатое колесо с внутренним зацеплением, тарировочный сателлит, зацепляющийся с ним, центральное колесо с наружным зацеплением, расположенное 20 внутри центрального колеса с внутренним зацеплением и зацепляющееся с тарировочным сателлитом и тензодатчиками, установленными на центральных колесах (2). 25

Недостатком известного устройства является большая погрешность тарировки из-за того, что зубья тарировочного сателлита выполнены узкими.

Цель изобретения — повышение точ30 ности тарировки тензодатчиков.

Цель достигается тем, что в устройстве для тарировки тензодатчиков, устанавливаемых на центральных колесах, содержащем корпус, установленное

35 в нем центральное зубчатое колесо с внутренним зацеплением, тарировочный сателлит, зацепляющийся с ним, центральное колесо с наружным зацеплением расположенное внутри центральноФ

ro колеса с внутренним зацеплением и зацепляющееся с тарировочным сателлитом, тарировочный сателлит выполнен с зубьями, ра мещенными на ломаной замкнутой линии с четырьмя равны45 ми отрезками, пересекающимися на торцовых поверхностях сателлита, а ширина зубчатого венца сателлита равна ширине зубчатого венца центральных колес.

На фиг.1 изображено устройство для тарировки тензодатчиков; на фиг.2 — развертка тарировочного сателлита по цилиндру с диаметром впадин зубьев с ; на фиг.3 — эпюры 55 распределенных нагрузок по длине зуба центрального колеса, на фиг.4— примеры тенэограмм показаний тензодатчиков П при различных уровнях удельных нагрузок q ; на фиг.5 тарировочные эпюры показаний тензодатчиков.

Устройство для тарировки тензодат,чиков, устанавливаемых на центральных колесах, включает в себя корпус 1, установленные в нем центральное зубчатое колесо 2 с внутренним зацеплением, тарировочный сателлит 3, зацепляющийся с ним, центральное колесо

4 с наружным зацеплением, расположенное внутри центрального колеса 2 с внутренним зацеплением и зацепляющееся с тарировочным сателлитом 3, и тензодатчики 5, установленные на центральных колесах 2 и 4, а тарировочный сателлит 3 выполнен с зубьями

6, размещенными на ломаной замкнутой линии с четырьмя равными отрезками, пересекающимися на торцовых поверхностях сателлита 3, а ширина зубчатого венца сателлита 3 равна ширине зубчатого венца центральных колес 2 и 4.

Сателлит 3 установлен на сферическом подшипнике 7 и уравновешен катками 8.

Устройство работает следующим образом.

При вращении центрального колеса

4 тарировочный сателлит 3, используемый для тарировки тензодатчиков 5, зацепляется с центральными колесами

2 и 4 зубьями, имеющими одинаковую величину смещения относительно торцовых поверхностей тарировочного сателлита 3..

Таким образом, на протяжении одного оборота сателлита 3 на подшипнике

7 происходит плавное ступенчатое изменение действия нагрузок на рабочие зубья центральных колес 2 и 4 от ле— вого торца к правому, затем опять к левому. При этом действие нагрузок в зацеплениях двух центральных колес

2 и 4 в процессе работы происходит в одних плоскостях, перпендикулярных центральной оси А вращения, а значит не возникают нежелательные перекосы тарировочного сателлита 3.

Тарировка тензодатчиков проводится в следующей последовательности: включают передачу и постепенно ступенчато нагружают ее; ведут запись показаний тензодатчиков при каждой нагрузке на протяжении, обеспечивающем получение показаний П всех датчиков т при всех нагрузках: на зубьях тарировочного сателлита 3; расшифровывают

111б30 тензограммы и определяют показания

П и -го тензодатчика при контакцд те 6 -м зубом тарировочного сателл =. и=. та 3 при -м уровне нагрузки; суммируют j -е (при этом сумма ширин j -х зубьев равна ширине зуба колеса) по казания П „-„ L-го тензодатчика при определенной О -й нагрузке (для каждого j -го участка) для различных законов распределения 6 нагрузки вдоль 10 зуба центрального колеса и строят тарировочные эпюры.

Если на зубе колеса 3 нагрузка распределена по произвольному закону ф (фиг.3, пунктирная линия), то пос- !5 ле этого заменяют распределенную нагрузку 4 суммой ряда равномерно распределенных на участках „,,, у, нагрузок (ф»,С,С,Я.„. Нагружают постепенно возрастающей нагрузкой пере-20 дачу таким образом, чтобы на зубьях тарировочного колеса действовали удельные нагрузки с „,ср,с, с, Производят запись тензограмм показаний

П ъ-х тензодатчиков при их удель-25 ных нагрузках с для зацепления те 1Я с изов

4 а метрируемого зуба колеса 2 с ) зубьями тарировочиого колеса. Суммир уют показания для каждого тенэодатчика по формулам (фиг.4):

ПО=П(„ь, П4И +П(„и +П4я

П =П рф< » +Пуф + +) 12 »с

П фф кафф ф р ц 4 »

В заключении строят эпюры показаний ъ-х тензодатчиков для каждого тензо" метрируемого зуба при действии произвольно распределяемой нагрузки 6 (фиг5)

Таким, образом для приведенного случая для каждого зуба центрального колеса 2, на котором установлены тензодатчики i-=3, получают набор тарировочных эпюр для различных характеров распределения нагрузок при

31 Ч средних уровнях удельных

» "1 и 9 - » нагрузок йа тарировочном зубе.

Использование изобретения позволит производить динамические испытания передач с целью определения влияния перекосов в зацеплениях на работоспособность передачи.!

136304 Й("

J$

$p Г

11 J2 и jy

J 3z ЙЦ

„3 3 Лл.

J1 fr /гИ

l1 12 1Л

Jr 1

ВКРИЛИ Заказ 69! 6/32 Тираж 586 Подписное

Филиал ППП "Патака", r.Óèèîðîä, ул.Проектная, 4

J7

Jg .110

111

412

/7Й1 /1 1 Пью 2 ПИЦЦУ ПИЦЦ f Ó