Подпятник сейсмостойкой электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПОДПЯТНИК СЕЙСМОСТОПКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус с установленными на его нижней опоре сегментами, упорный фланец вала, опирающийся на эти сегмейты, и верхние опорные элементы, установленные в верхней опоре корпуса с возможностью их вертикального перемещения , отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения конструкции, верхние опор .ные элементы установлены с фиксированным зазором относительно упорного фланца вала, закреплены в верхней опоре причем торцы верхних опорных элементов выполнены сферическими и имеют антифрикционное покрытие.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК,.SU„ I 1 3 6496 А
З<д1 Н г2 К 5/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3501"52/24-07 (22) 15. 10. 82 (46) 30.09.84. Бюл. Р 36 (72) О.Л. Вербер, С,И. Жоров и Б.А. Розина (71) Производственное объединение
"Уралэлектротяжмаш" им. B.È. Ленина (53) 621.3 13.04(088.8) (56) 1 Нейман З.Б. Пекне В.3., Моз Л.С. Вертикальные электродвигатели переменного тока. М., "Энергия", 1974. с. 165.
2. Заявка Японии У 55-981, кл. Н Ор К 7/О8, опублик. 1973. (54 ) (5 7) ПОДПЯТНИК СЕЙСМОСТОЙКОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАЙИНЫ, содержащий корпус с установленными на его нижней опоре сегментами, упорный фланец вала, опирающийся на эти сегменты, и верхние опорные элементы, установленные в верхней опоре корпуса с возможностью их вертикального перемещения, отличающийся тем, что, с целью повьппения КПД и упрощения конструкции, верхние опорные элементы установлены с фиксированным зазором относительно упорного фланца вала, закреплены в верхней опоре, причем торцы верхних опорных элеменФ тов выполнены сферическими и имеют Ю ф ионное покрытие.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
11164
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использо вано в опорах скольжения осей и валов механизмов, подвергающихся сейсмическим воздействиям. 5
Известен подпятник вертикальной электрической машины, содержащий корпус с нижней опорой, на которой установлены опорные элементы с опирающимися на них сегментами подпятника, !О и упорный фланец вала ротора, опирающийся на эти сегменты подпятника 13.
Подпятник рассчитан на восприятие осевой нагрузки, направленной вниз. Использование этого подпятника 15
r в условиях воздействия знакопеременных сейсмических нагрузок не представляется возможным, поскольку в момент воздействия сейсмической нагрузки, направленной вверх, проис- рО ходит аксиальное перемещение ротора и отрыв его от поверхности трения сегментов подпятника..Происходящее при этом разрушение смазочного слоя снижает работоспособность подпятника 25 и надежность его в эксплуатации.
Наиболее близок по назначению и технической сущности к изобретению подпятник сейсмостойкой электричес30 кои машины, содержащии корпус с верхней и нижней опорами, сегменты, установленные на нижней опоре, упорный фланец вала, опирающийся на эти сегменты и верхние сегменты, прилегающие к упорному фланцу вала, а через опорные элементы и пружины опирающиеся на верхнюю опору (21.
Поджатие верхних сегментов подпятника к опорному фланцу вала посредством пружин обеспечивает демпфиров ание 40 . аксиальных перемещений вала и сохранение смазочного слоя на поверхностях трения при изменении направления нагрузки. Этот подпятник может быть использован при воздействии знако- 45 переменных сейсмических нагрузок. Однако недостатками его являются наличие потерь на трение в верхних сегментах в периоды, когда отсутствует сейсмическая нагрузка, направленная вверх,50 что снижает КПД,а также сложность конструкции, снижающая надежность подпятника в эксплуатации.
Цель изобретения состоит в снижении потерь на трение при работе машины и упрощении конструкции.
Указанная цель достигается тем, .что в подпятнике сейсмостойкой элек96 2 трической машины, содержащем корпус с установленными на его нижней опоре сегментами, упорный фланец вала, опирающийся на эти сегменты, и верхние опорные элементы, установленные в верхней опоре корпуса с возможностью их вертикального перемещения, последние установлены с фиксированным зазором относительно упорного фланца вала, закреплены в верхней опоре, причем торцы верхних опорных элементов выполнены сферическими и имеют антифрикционное покрытие, Р
На чертеже показан подпятник сейсмостойкой электрической машины, продольный разрез.
В корпусе 1 подпятника, заполнен ном смазкой, размещена нижняя опора
? с расположенными на ней сегментами
3 подпятника, на которые опирается упорный фланец вала 4 ротора.
Верхние опорные элементы 5 установлены в верхней опоре 6, укрепленной на корпусе 1 подпятника с фиксированным зазором 7 относительно упорного фланца вала 4. Для обеспечения возможности установки одинакового фиксированного зазора между упорным фланцем вала 4 и каждым верхним опорным элементом 5 последние установлены в верхней опоре 6 с возможностью регулировки их вертикального положения, например, посредством резьбового соединения.
Для исключения повреждения верхних опорных элементов 5 и сведения к минимуму потерь на трение онн имеют сферическую антифрикционную поверхность 8 опорного торца.
При работе подпятника вне воздействия сейсмических нагрузок упорный фланец вала 4 опирается на сегменты 3 подпятника, а наличие зазора 7 снижает общие потери на трение в подпятнике.
При воздействии сейсмических нагрузок, направленных вверх, упорный фланец вала 4 опирается на верхние опорные элементы 5, которые ограничивают его аксиальное перемещение, исключая разрушение смазочного слоя на поверхности трения подпятника, что обеспечивает его надежную работу в указанных режимах.
Использование предлагаемого подпятника в вертикальных электродвигаСоставитель В. Алфимов
Техред И.Асталош Корректор М. Шароши
Редактор М. Циткина
Заказ 6942/42 Тираж 666 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4./5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 1116496 4 телях сейсмостойкого исполнения no- tr снизить трудоемкость изготовления зволит повысить их КПД за счет сни- за счет упрощения конструкции поджения потерь на трение в подпятнике пятника.