Тренажер радиотелеграфиста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА , содержащий узел предъявления учебной информации, блок оценки ответов, первым входом соединенный с входом телеграфного ключа, блок индикации .опшбок, счетчик и головные телефоны, отличающийся тем, что, с целью повьшения эффективности тренажа, он имеет формирователь одиночньвс импульсов, триггер, звуковой генератор и блок вьделения пауз, соединенный входом с входами телеграфного ключа и звукового генератора , с первыми входами триггера и блока оценки ответов, первый вход которого соединен с первым выходом узла предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов ивыходом звукового генератора, при этом вход узла предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя одиночньк импульсов,входом подключенного к выходу триггера, вторым входом соединенного с первым выходом блока вьделения пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчикаj вторым входом соединенного с выходом блока оценки ответов, а (Л выход счетчика связан с выходом блока индикации ошибок. Ч Од 00 Ь9
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
В РИИС М
РЕСПУБЛИК з(я) G 09 В 9 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
leek
3 4.
Мии4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3600123/18-12 (22) 01.04.83 (46) 07.10.84. Бюл. В 37 (72) Н.И. Кудряшов и А.Л. Цой (53) 681.136.51 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР Р 907571, кл. G 09 В 9/00, 1982. (54) (57) 1. ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА, содержащий узел предъявления учебной информации, блок оценки ответов, первым входом соединенный с входом телеграфного ключа, блок индикации ошибок, счетчик и головные телефоны, отличающийся тем, чтo, с целью повышения эффективности тренажа, он имеет формирователь одиночных импульсов, триггер, звуковой генератор и блок выцеления пауз, соединенный входом с входами
„,Я0„„1117682 А телеграфного ключа и звукового генератора, с первыми входами триггера и блока оценки ответов, первый вход которого соединен с первым выходом узла предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов и. выходом звукового генератора, при этом вход узла предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя одиночных импульсов,входом подключенного к выходу триггера, вторым входом соединенного с первым . выходом блока выделения пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчика, вторым входом соединенного с выходом блока оценки ответов, а выход счетчика связан с выходом блока индикации ошибок.
f 117682
2 ° Тренажер по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что блок оценки ответов содержит генератор временных меток, схему И, сумматор, выходом соеди ненный с первым входом схемы И,второй вход которой связан с выходом генераТора временных меток, а выход - с вторым входом счетчика.
Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано на начальной стадии обучения радиотелеграфистов передаче на ключе при наращивании скорости передачи от 6-8 5 до 10-12 групп в минуту.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является тренажер, содержащий последовательно соединенные узел предъявления учебной информации, связанный через блок изменения тональности с головными те" лефонами, узел оценивания ответов, вторым входом подключенный к блоку воздействия на клавиатуру, эле- t5 мент ИЛИ, логический блок, другие входы которого соединены с блоком регулирования скорости предъявления информации, счетчики и блок индикации j1) . 2О
Однако известный тренажер не учитывает ошибок, допущенных обучаемым при передаче ключом, вследствие нарушения соразмерности элементарных посылок и не позволяет закрепить на- >5 выки работы в одинаковом темпе и приобрести навыки однообразной работы на ключе, что снижает эффективность тренажа.
Целью изобретения является новы- ЗО шение эффективности тренажа за счет учета ошибок, вызванных нарушением соразмерности элементарных посылок ,при передаче на ключе, обеспечение возможности приобретения навыка одно З5 образной работы и закрепления навыка работы в одинаковом темпе и ритме.
Поставленная цель достигается тем, что тренажер радиотелеграфиста, 4О содержащий узел. предъявления учебной информации, блок оценки ответов,первым входом соединенный с входом теле
3. Тренажер по пп. 1 и 2 о т л ич а ю шийся тем, что блок вьщеления пауз содержит инвертор, одновибратор, и схему И, первым входом соединенную с выходом инвертора и входом одновибратора, выход которого соединен с вторым входом схемы И, а выход схемы И соединен с первым входом счетчика . графного ключа, блок индикации оши бок, счетчик и головные телефоны имеет формирователь одиночных импульсов, триггер, звуковой генератор, блок вьщеления пауз, соединенный входом с входами телеграфного ключа и зву" кового генератора, с первыми входами триггера и блока оценки ответов, первый вход которого соединен с первым выходом узла предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов и выходом звукового генератора, при этом вход узла предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя одиночных импульсов, входом подключенного к выходу триггера, вторым входом соединеннога с первым выходом блока вьщеления пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчика, вторым входом соединенного с выходом блока оценки ответов, а выход счетчика связан с выходом блока индикации ошибок.
При этом блок оценки ответов содержит генератор временных меток, схему И, сумматор, выходом соединенный с первым входом системы И, второй вход которой связан с выходом генератора временных меток, а выход — с вторым входом счетчика.
Кроме того, блок вьщеления пауз содержит инвертор, одновибратор и схему И, первым входом соединенную с выходом инвертора и входом одновибратора, выход которого соединен с вторым входом схемы И, а выход схемы И соединен с первым входом счетчика.
На фиг.1 изображена структурная схема тренажера, на фиг. 2— временные диаграммы, поясн ющие его работу.
117682 4 а выход схемы И соединен с первым входом счетчика 9.
Тренажер работает следующим образом.
Обучаемый в соответствии с текстом передает первый знак кодом Морзе, манипулируя телеграфным ключом 6.
При формировании первого элемента знака (фиг.20) триггер 5 устанавливается в единичное состояние. Положительный
3 .1
Тренажер радиотелеграфиста содержит узел 1 предъявления учебной информации, блок 2 оценки ответов, формирователь 3 одиночных импульсов, блок 4 выделения пауз, триггер 5, телеграфный ключ 6, звуковой генератор 7, головные телефоны 8, счетчик 9 и блок 10 индикации ошибок.
Узел 1 предъявления учебной информации имеет. последовательно соединенные генератор 11 тактовых импульсов с регулируемой частотой сле.дования импульсов, блок 12 программ, на котором с помощью переключателей (не показаны) устанавливают знаки кода Морзе в соответствующей последовательности (в соответствии с текстом, выданным обучаемому), шифратор 13, преобразующий сигналы с выхода блока 12 в знаки кода Морзе, и датчик 14 кода Морзе, с выхода которого снимаются посылки с тональной частотой. Причем блок 2 оценки ответов первым входом соединен с входом телеграфного ключа
6, блок 4 выделения пауз соединен входом с входами телеграфного ключа 6 и звукового генератора 7, с первыми входами триггера 5 и блока
2 оценки ответов, первый вход которого соединен с первь м.выходом узла 1 предъявления учебной информации, вторым выходом связанного с входом головных телефонов
8 и выходом звукового генератора 7, при этом вход узла 1 предъявления учебной информации соединен с выходом формирователя 3 одиночных импульсов, входом подключенного к выходу триггера 5, вторым входом. соединенного с первым выходом блока
4 выделения пауз, вторым выходом связанного с первым входом счетчика
9, вторым входом соединенного с выходом блока 2 оценки ответов, а выход счетчика 9 связан с выходом блока 10 индикации ошибок.
Блок 2 оценки. ответов содержит сумматор 15, выходом соединенный с первым- входом схемы И 16, второй вход которой соединен с выходом генератора 1.7 временных меток, а выход — с вторым входом счетчика.
Блок 4 выделения пауз содержит
;инвертор 18, одновибратор 19 и схему И 20, первым входом соединенную ,с выходом инвертора 18 и входом одновибратора 19, выход котоРого соединен с вторым входом схемы И 20, потенциал с выхода триггера 5 (фиг-.2о) поступает на формирователь 3 одиночных импульсов, и сформированный его передним фронтом импульс (фиг.25), воздействуя на вход блока 12 программ, обеспечивает передачу с его вывода сигнала (в соответствии с установленной пррграммой), преобразуемого шифратором 13 в знак, например, кода
Морзе, т,е. ведущий сигнал, который с выхода шифратора t3 через датчик 14 поступает на головные телефоны 8 (фиг.22). Передаваемые обучаемым элементарные посылки управляют звуковым генератором 7, т.е. формируют заданный ведомый сигнал (фиг.?)), который с выхода звукового генера,— тора 7 также поступает на головные телефоны 8. Частота звукового генеЗО ратора 7 выбирается выше или ниже
100-200 Гц частоты, генерируемой датчиком 14 кода Морзе.
Если обучаемый передает знак быстрее (медленнее) (фиг. 2 I,2 II), чем передается ведущий сигнал, в головных телефонах 8 прослушиваются характерные звуки "хлопки", которые следуют за ними перед однообразным тоном, при этом если обучаемый укоротил знак, то в последнем "хлопке"
4О он слышит тон ведущего (контрольного) Сигнала (знака), а если удлинил, то в последнем "хлопке" слышит тон ведомого (Своего) сигнала (фиг.2е).
Одновременно элементарные посылки ведущего сигнала с выхода шифратора 13 поступают на первый вход сумматора 15 на второй вход которого поступает сигнал с выхода телеграфно ного ключа 6 (фиг.2 ). Если ведущий и ведомый сигналы на входах сумматора 15 не равны, на его вы-. ходе появляются импульсы (фиг.2 ), которые, воздействуя на управляющий вход элемента И 16, обеспечивают прохождение импульсов временных меток с генератора 17 на вход счетчика (фиг.2о), соединенного с блоком t0
IIWl Ъ
ЕВПВ ЧВ
ВНИИПИ Заказ 7226/35 Тираж 44б Подиисиое М
®ипнел ППП "Патент", г.У)кгород, ул.Проектная, 4, S 1 индикации. На табло блока 10 отображается величина допущенной обучаемым ошибки.
Следовательно, наряду со слуховым контролем передачи на ключе, обучаемый зрительно воспринимает величину ошибки, вызванной нарушением соразмерности элементарных посылок.
По окончании передачи первого знака текста в блоке 4 выделения пауз формируется импульс (фиг.2 y, ), который поступает на второй вход триггера 5 и вход установки в исходное состояние счетчика 9, возвращая их в исходное состояние и подготавливая тренажер для передачи следующего знака. Если же обучаемый ведет передачу (формирует
Э ведомый сигнал) в темпе и ритме, одинаковом с ведущим сигналом .(фиг. 2III) то в головных теле117682 б фонах 8 прослушивается сигнал одинаковой тональности — однообразный фон, а на выходе сумматора
15 импульсы отсутствуют.
Обучаемый на слух и зрительно воспринимает правильную передачу.
В этом случае руководитель или сам обучаемый могут повысить скорость передачи на ключе, увеличив
10 частоту подачи тактовых импульсов с генератора,.11 на блок 12 прогPRMM.
Использование изобретения в устройствах для обучения и трени15 ровки радиотелеграфистов позволяет повысить точность устройства за счет зрительного (наряду со слу" ховым) восприятия допущенных ошибок, вызванных нарушением copasMep20 ности, н улучшить качество и эффективность тренажа на начальной стадии обучения.