Устройство для управления и защиты трехфазного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ по авт. св. № 930480, отличающееся 1&U, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, в негр введены три диода, каждый из которых включен в цепь между входом трехфазного выпрямителя и фазами в цепи питания электродвигателя после силовых контактов пускателя. со 10 ЙЪ vi л О5 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ЗШ Н 02 Н 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ ;;:;

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«. »!» !! »

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 930480 (21) 3602629/24-07 (22) 10.06.83 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) В. И. Глухов (53) 621.316.925 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 930480, кл. Н 02 Н 7/08, 1982., SU„„1117764 A (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ по авт. св. № 930480, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, в него введены три диода, каждый из которых включен в цепь между входом трехфазного выпрямителя и фазами в цепи питания электродвигателя после силовых контактов пускателя.

1117764

Изобрсте0llf . относится к электротехнике, и именно к устройствам управления и защиты трехфазных электродвигателей.

По основному авт. св. № 930480 известно устройство для управления и защиты трехфазного электродвигателя, содержащее магнитный пускатель, силовые контакты которого включены в провода питающей сети, а обмотка через соединенные последовательно трехфазный однополупериодный выпрямитель, тиристор, кнопки

«Пуск» и «Стоп» включены между проводами фаз питающей сети и нулевым проводом, вход трехфазного выпрямителя подключен к проводам питающей сети между электродвигателем и силовыми контактами маг нитного пускателя, а кнопка «Пуск» выполнена с четырьмя замыкающими контактами, три из них соединяют вход трехфазного выпрямителя также с проводами питающей сети между силовыми контактами маг нитного пускателя и питающей сетью, а четвертый контакт соединяет выход трехфазного выпрямителя с управляющим выводом тиристора через резистор !1).

Указанное устройство имеет ограниченную область применения, так как при нажатии кнопки «Пуск» и до замыкания всех силовых контактов пускателя через контакты кнопки «Г!уск» протекает силовой ток электродвигателя. В случае неполнофазности сети при нажатии кнопки «Пуск» через ее контакты протекает ток перегрузки, вызванный обрывок фазы питания электродвигателя. Эти обстоятельства требуют применения пусковой кнопки, контакты которой должны быть рассчитаны на силовой ток электродвигателя.

Недостатком данного устройства является также ложный запуск электродвигателя при отсутствии, например, одной из фаз в цепи питания электродвигателя после силовых контактов пускателя на время замыкания кнопки «Пуск», так как при нажатии кнопки «Пуск» происходит включение электродвигателя и магнитного пускателя через контакты кнопки «Пуск», а затем после отпускания кнопки «Пуск» создается неполнофазность в цепи питания электродвигателя и трехфазного вьирямителя, вследствие чего обесточивается пускатель, который, в свою очередь, размыкая свои силовые контакты, полностью отключает электродвигатель.

Цель изобретения — расширение области применения и повышения эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управления и защиты трехфазного электродвигателя, содержащее магнитньш пускатель, силовые контакты которого включены в провода питающей сети, а обмотка через соединенные последовательно трехфазный однополупериодс

Я

25 0

40 ный выпрямитель, тиристор, кнопки «Пуск» и «Стоп» включены между проводами фаз питающей сети и нулевым проводом, вход трехфазного выпрямителя подключен к проводам питающей сети между электродвигателем и силовыми контактами магнитного пускателя, а кнопка «Пуск» выполнена с четырьмя замыкающими контактами, три из них соединяют вход трехфазного выпрямителя также с проводами питающей сети между силовыми контактами магнитного пускателя и питающей сетью, а четвертый контакт соединяет выход трехфазного выпрямителя с управляющим выводом тиристора через резистор, введены три диода, каждый из которых включен в цепь между входом трехфазного выпрямителя и фазами в цепи питания электродвигателя после силовых контактов пускателя.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство для управления и защиты трехфазного электродвигателя содержит электродвигатель 1, соединенный посредством силовых контактов 2 пускателя 3 с входным автоматом 4 питания, кнопку 5

«Пуск» с четырьмя замыкающими контактами 6 — 9, входы первых трех 6 — 8 из которых соединены с трехфазной сетью между автоматом 4 и силовыми контактами 2, а четвертый 9 — с цепью 10 управления тиристора 11, катод которого через кнопку 12 «Стой» соединен с пускателем 3, имеющим тепловую защиту, состоящую из тепловых реле 13 и 14 и контакта 15, а анод типистора 11 через сопротивление

16 соединен с выходом контакта 9 кнопки

5 «Пуск», три других выхода 6 — 8 которой одновременно подключены через дополнительно введенные диоды 17 — 19 к потребителю 1 после силовых контактов 2 пускателя 3 и к входу трехфазного выпрямителя

20, соединенному выходом с анодом тиристора 11.

Устройство управления и защиты трехфазного электродвигателя работает следующим образом.

При включении входного автомата 4 питания и нажатии кнопки 5 «Пуск» с помощью замкнувшихся ее контактов 6 — 8 запитывается трехфазный выпрямитель 20.

С выхода выпрямителя 20 через сопротивление !6 и замкнувшийся контакт 9 кнопки

5 с помощью цепи 10 управления открывается тиристор 11 и через замкнутые кнопку !2 «Стоп» и контакт 15 тепловой защиты включается магнитный пускатель 3, кото. рый своими силовыми контактами 2 подключает к сети трехфазный электродвигатель 1 и обеспечивает нормальное питание трехфазного выпрямителя 20 через диоды 17—

19 после отпускания кнопки 5 «Пуск» и размыкания вследствие этого ее контактов 6—

1117764

Составитель Л. Корнеева

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор Г. Решетник

Заказ 7270/39 Тираж 613 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

8. Нормальное (принудительное) отключение трехфазного электродвигателя и его системы управления и защиты осуществляется путем нажатия кнопки «Стоп» 12. В случае, например, исчезновения напряжения хотя бы одной из фаз трехфазной цепи до или после силовых контактов 2 пускателя 3 тиристор 11 получает перерыв в питании и при прохождении тока через нуль закрывается и обесточивает пускатель 3, который, размыкая свои силовые контакты 2, полностью отключает трехфазный электродвигатель 1 и его систему управления и защиты, исключая тем самым всякую возможность дальнейшего развития аварийной ситуации. 15

В случае неполнофазности сети при нажатии кнопки 5 «Пуск» нормального питания трехфазного выпрямителя не происходит, магнитный пускатель 3 не включается и через его силовые контакты 2 не происходит подключения трехфазного элек- 0 тродвигателя к сети.

При наличии всех трех фаз питающей сети, нажатии кнопки 5 «Пуск», включении магнитного пускателя 3 и отсутствии, например, одной из фаз в цепи питания трехфазного электродвигателя 1 после силовых контактов 2 пускателя 3 трехфазный электродвигатель 1 не запускается. После отпускания кнопки 5 «Пуск» и размыкании вследствие этого ее контактов 6 — 8 тиристор 11 получает перерыв в питании и при прохождении тока через .нуль закрывается и обесточивает пускатель 3, который, размыкая свои силовые контакты 2, полностью отключает трехфазныи электродвигатель 1 и его систему управления и защиты.

Таким образом, как при нормальной сети, так и при отсутствии напряжения хотя бы на одной из фаз трехфазной сети до или после силовых контактов 2 пускателя

3 через контакты кнопки 5 «Пуск» при ее нажатии силовой ток не протекает и ложного запуска электродвигателя 1 не йроисходит.

Это обстоятельство позволяет применить предлагаемое устройство для управления и защиты трехфазного электродвигателя большой мощности, чем расширяется область применения устройства и повышается его эксплуатационная надежность.