Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с взрывонепроницаемой диаметральной щелью и кольцевыми камерами в сопряжении вала с подшипниковым щитом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, взрывонепроницаемая щель выполнена ступенчатой вдоль оси вала и состоит по меньшей мере из двух ступеней, кольцевые камеры образованы цилиндрическими и смещенными в осевом направлении торцовыми поверхностями вала и подшипникового щита, при этом ширина взрывонепроницаемой щели, длина и щирина кольцевых камер связаны соотношением В , причем 0,,1, где 5(.-ширинавзрывонепроницаемой i щели; В - ширина кольцевой камеры; (Л я -длина кольцевой камеры. 00
COIO3 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
zuO Н 02 5136
Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ"
М А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
4((16 причем взрывонепроницаемой 3 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3565314/24-07 (22) 09.03.83 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) Л. А. Збарский, А И. Гескин, М. Г. Жабров, И. Г. Ширнин, Н. П. Власенко, М. В. Хорунжий и Н. Ф. Шевченко (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного оборудования (53) 621.313.17 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
¹ 523487, кл. Н 02 К 5/136, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
¹ 266030, кл. Н 02 К 5/136, 1969. (54) (57) ВЗРЪ|ВОНЕПРОНИЦАЕМЪ|й
ПОДШИПНИКОВЪ|й УЗЕЛ ЭЛЕКТРИ-.
ЧЕСКОЙ МАШИНЫ с взрывонепроницаемой диаметральной щелью и кольцевыми
„„SU.„1117780 А камерами в сопряжении вала с подшипниковым щитом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, взрывонепроницаемая щель выполнена ступенчатой вдоль .оси вала и состоит по меньшей мере из двух ступеней, кольцевые камеры образованы цилиндрическими и смещенными в осевом направлении торцовыми поверхностями вала и подшипникового щита, при этом ширина взрывонепроницаемой щели, длина и ширина кольцевых камер связаны соотношением где Sd, — ширина щели;
 — ширина кольцевой камеры; а — длина кольцевой камеры.
1117780
Изобретение относится к электротехнике, з частности к устройству взрывозащищенных электрических вращающихся машин во взрывонепроницаемой оболочке.
Известен взрывонепроницаемый узел электрической машины, в котором взрывонепроницаемая щель образована сопрягающимися поверхностями вала, подшипникового щита и поверхностями плавающих втулок (1j.
Однако это устройство имеет трущиеся части, что приводит к износу, увеличению ширины щели, а следовательно, и к снижению надежности в эксплуатационных услоВ иях.
Кроме того, устройство имеет большое количество деталей, уплотняющих подшипн и ко вы и узел.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины с взрывонепроницаемой диаметральной щелью и кольцевыми камерами в сопряжении вала с подшипниковым щитом 12).
Однако известный взрывонепроницаемый подшипниковый узел недостаточно надежен.
Цель изобретения — повышение надежности.
Цель достигается тем, что во взрывонепроницаемом подшипниковом узле электрической машины с взрывонепроницаемой диаметральной щелью и кольцевыми камерами в сопряжении вала с подшипниковым щитом взрывонепроницаемая щель выполнена ступенчатой вдоль оси вала и состоит по меньшей мере из двух ступеней, кольцевые камеры образованы цилиндрическими и смещенными в осевом направлении торцовыми поверхностями вала ц подшипникового щита, при этом ширина взрывонепроницаемой щели, длина и ширина кольцевых камер связаны соотношением
4< — <16, причем 0,7<ф<1,1, где Я, — ширина взрывонепроницаемой щели; ю — ширина кольцевой камеры, а — длина кольцевой камерм.
На фиг. 1 изображен взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины; на фиг. 2 — эскиз макета испытаний.
Электрическая машина состоит из статора 1, ротора 2 с валом 3 и подшипниковых щитов 4. На валу 3 по обе стороны ротора 2 выполнены ступени 5, которые в сопряжении с соответствующими ступенями 6 в подшипниковых щитах 4 образуют ступенчатую взрывонепроницаемую диаметральную щель, разделенную в месте сопряжения ступеней кольцевыми камерами 7, которые образованы цилиндрическими и торцовыми поверхls ностями вала 3 и подшипникового щита 4.
При воспламенении взрывоопасной смеси внутри оболочки вращающейся электрической машины (источником воспламенения могут быть обмотки статора 1 или ротора 2) пламя, а затем и продукты взрыва под действием возрастающего давления внутри электрической машины достигают щелей. При движении в щелях пламя гаснет, а продукты взрыва ийтенсивно охлаждаются в щелях и кольцевых камерах.
25 Предлагаемая конструкция позволяет увеличить взрывонепроницаемую диаметральную щель,.по сравнению с известными, что подтверждено результатами испытаний.
При испытании подшипниковый узел устанавливается на электродвигатель
ВАО315 со стороны привода.
Щели Sd< и Я в соединении фиксируются калиброванными прокладками, установленными в четырех точках по диаметру.
Щели, длина и ширина кольцевой камеры изменяются в пределах — =4 — 16 при и = в
З5 =0,7 — 1,1.
Я, Взрывоопасная смесь воспламеняется источником, установленным в различных местах двигателя (фиг. 2, точки 8 — 10).
Из результатов испытаний следует, что наибольшая взрывонепроницаемая щель имеет место при отношении 4< <16 и
0,7(в <1,1.
llf7780
0,75 0,75
0,75 0,75
Водородно- 4 0,8-1 воздушная с содержанием 6 0,8-1 водорода
37 об.Ж
8 0,8 — 1
12 О, 8-1
14 О, 8-1
16 0,8-1
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
Этилено10
8 0,8-1
12 0,8-1
14 О, 8-1
16 0,8-1
0,65 0,65
0,65 0,65
Водородновоздушная с содержанием водорода
37 об.7 воздушная с содержанием этилена
6,5 об.%
Водородновоздушная с содержанием водорода
32 об.X
4 0,8-1
6 0,8-1
8 0,8-1
8 0,8 — 1
8 0,8-1
12 О, 8-1
12 О, 8-1
12 0,8 — 1
14 О, 8-1
16 0,8-1
4 0,8-1
6 0,8-1
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,65 0,65
0,65 0,65
0,65 0,65
0,65 0,65
11177ж0
11родолжение таблицы
10
10
Этилено10 воздушная с содержанием этилена
6,5 об.%
10
Составитель С. Венгржановская
Редактор A. Козориз Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 7272/40 Тираж 666 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Водородновоздушная с содержанием водорода
32 об.X
6 0,7
14 0,7
6 1,1
14 1,1
6 0,7
14 0,7
6 1,1
14 1,1
0,65 0,65
0,65 0,65
0,65 0,65
0,65 0,65
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75
0,75 0,75