Дисковый якорь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДИСКОВЫЙ ЯКОРЬ, содержащий коммутирующие элементы и переме 00 4 Л жающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеюи1их наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы якоря, коммутирующие элементыустановлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему ди.аметру якоря.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1117784
А з(д) Н 02 К 23/54
" ° --"- -:.:.. --.. с 1 г .-, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ /" /
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1*, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3518546/24-07 (22) 08.12.82 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) И.-Б. Б. Райсин, А. И. Маковецкий и Г. В. Иванов (71) Отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (53) 621.313.13 (088.8) (56) 1. Заявка Франции № 2099500, кл. Н 02 К 3/04, 1972.
2, Патент США № 4885391, кл. 310 — 203, 1901.
3. Патент США № 3450918, кл. 310 — 207, 1970. (54) (57) ДИСКОВЫЙ ЯКОРЬ, содержащий коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы якоря, коммутирующие элементы- установлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему диаметру якоря.
1117784
10
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в электрических двигателях с плоским якорем.
Развитие техники печатного монтажа, штамповки и сварки стимулируют разнообразие конструкций двигателей с плоским якорем. Технология изготовления обмоток якоря определяет и его конструкцию.
Известен дисковый ротор с пластинчатыми проводниками, имеющий два или несколько слоев штампованных пластинчатых проводников и коллектор, состоящий из нескольких ламелей увеличенного сечения. Ламели являются продолжением проводников дискового ротора и выполняются при изготовлении указанных проводников. Два слоя ротора состоят из проводников с коллекторными ламелями и проводников без коллекторных ламелей, последние размещены между проводниками с коллекторными ламелями (1).
Данный ротор характеризуется сложнос-. тью технологической оснастки — штампов, а также необходимостью штамповки якорного слоя на двух штампах вместо одного.
Кроме того, уменьшение числа коллекторных пластин ухудшает технические характеристики электромашин.
Известна электрическая машина постоянного тока с постоянным магнитом, содержащая дисковый якорь, конструктивно представляющий собой слои одинаковых плоских секторов алюминиевых обмоток, изолированных один от другого. На наружной поверхности одного из слоев создается медная коллекторная дорожка, связанная металлургически с алюминиевой подложкой.
Предлагаются пути получения медных дорожек диффузионной сваркой, электрохимическим наращиванием, получение заготовок коллекторной секции из биметалла с последующим удалением меди с поверхности якорного слоя (кроме коллектора) избирательны м травлением (2).
Данная конструкция якоря позволяет получать обмотки с минимальной массой и высоким быстродействием. Технология изготовления такого якоря очень сложна, так как включает 20 — 25 различных операций.
При этом отмечается трудность реализации коллекторных пластин большой толщины и невозможность существенного увеличения ресурса работы торцового коллектора.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и решаемой задаЧе является дисковый якорь, содержащий коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой.
Многослойный якорь состоит из двух или более слоев, имеет один слой, выполненный из меди, а остальные слои — из алюминия. Медный слой выполняет функции коммутирующей поверхности.
Проводниковый шаблон, полученный с помощью вырубного штампа, нанесен на поверхность многослойного якоря и прикреплен к изоляционному держателю. Проводники в нем соединены посредством сварки (3).
Недостатками известной конструкции являются сложность соединения меди с алюминием и невозможность сохранения малого веса якоря при увеличении ресурса работы машины. ,Цель изобретения — повышение ресурса работы якоря при сохранении высоких технических характеристик машины:
Цель достигается тем, что в дисковом якоре, содержащем коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными .прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, коммутирующие элементы установлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему диаметру якоря.
На фиг. 1 изображен двухслойный якорь с коллекторным слоем; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Якорь состоит из проводников полусекций 1, изоляционных прокладок 2, коммутирующих элементов 3 и изоляционной прокладки 4, каждый из проводников имеет наружный вывод 5, наружную лобовую часть
6, активную часть 7, внутреннюю лобовую часть 8 и внутренний вывод 9. По внутреннему диаметру якоря два проводника полусекции 1 соединены с одним из дополнительных коммутирующих элементов 3. Наружный диаметр слоя коммутирующих элементов 3 равен наружному диаметру внутренних лобовых частей 8.
Применение изобретения позволяет повысить в 1,5 — 2 раза ресурс работы якоря для малоинерционного двигателя путем увеличения толщины коллекторного слоя и применения более износостойкого материала .для него. При этом не происходит ухудшения технических характеристик двигателя.
1117784
Составитель А. Кецарис
Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор М. Демчик
За каз 7272/40 Тираж ббб Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от.крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4