Дисковый якорь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДИСКОВЫЙ ЯКОРЬ, содержащий коммутирующие элементы и переме 00 4 Л жающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеюи1их наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы якоря, коммутирующие элементыустановлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему ди.аметру якоря.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1117784

А з(д) Н 02 К 23/54

" ° --"- -:.:.. --.. с 1 г .-, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ /" /

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1*, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3518546/24-07 (22) 08.12.82 (46) 07.10.84. Бюл. № 37 (72) И.-Б. Б. Райсин, А. И. Маковецкий и Г. В. Иванов (71) Отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (53) 621.313.13 (088.8) (56) 1. Заявка Франции № 2099500, кл. Н 02 К 3/04, 1972.

2, Патент США № 4885391, кл. 310 — 203, 1901.

3. Патент США № 3450918, кл. 310 — 207, 1970. (54) (57) ДИСКОВЫЙ ЯКОРЬ, содержащий коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, отличающийся тем, что, с целью повышения ресурса работы якоря, коммутирующие элементы- установлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему диаметру якоря.

1117784

10

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применено в электрических двигателях с плоским якорем.

Развитие техники печатного монтажа, штамповки и сварки стимулируют разнообразие конструкций двигателей с плоским якорем. Технология изготовления обмоток якоря определяет и его конструкцию.

Известен дисковый ротор с пластинчатыми проводниками, имеющий два или несколько слоев штампованных пластинчатых проводников и коллектор, состоящий из нескольких ламелей увеличенного сечения. Ламели являются продолжением проводников дискового ротора и выполняются при изготовлении указанных проводников. Два слоя ротора состоят из проводников с коллекторными ламелями и проводников без коллекторных ламелей, последние размещены между проводниками с коллекторными ламелями (1).

Данный ротор характеризуется сложнос-. тью технологической оснастки — штампов, а также необходимостью штамповки якорного слоя на двух штампах вместо одного.

Кроме того, уменьшение числа коллекторных пластин ухудшает технические характеристики электромашин.

Известна электрическая машина постоянного тока с постоянным магнитом, содержащая дисковый якорь, конструктивно представляющий собой слои одинаковых плоских секторов алюминиевых обмоток, изолированных один от другого. На наружной поверхности одного из слоев создается медная коллекторная дорожка, связанная металлургически с алюминиевой подложкой.

Предлагаются пути получения медных дорожек диффузионной сваркой, электрохимическим наращиванием, получение заготовок коллекторной секции из биметалла с последующим удалением меди с поверхности якорного слоя (кроме коллектора) избирательны м травлением (2).

Данная конструкция якоря позволяет получать обмотки с минимальной массой и высоким быстродействием. Технология изготовления такого якоря очень сложна, так как включает 20 — 25 различных операций.

При этом отмечается трудность реализации коллекторных пластин большой толщины и невозможность существенного увеличения ресурса работы торцового коллектора.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и решаемой задаЧе является дисковый якорь, содержащий коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой.

Многослойный якорь состоит из двух или более слоев, имеет один слой, выполненный из меди, а остальные слои — из алюминия. Медный слой выполняет функции коммутирующей поверхности.

Проводниковый шаблон, полученный с помощью вырубного штампа, нанесен на поверхность многослойного якоря и прикреплен к изоляционному держателю. Проводники в нем соединены посредством сварки (3).

Недостатками известной конструкции являются сложность соединения меди с алюминием и невозможность сохранения малого веса якоря при увеличении ресурса работы машины. ,Цель изобретения — повышение ресурса работы якоря при сохранении высоких технических характеристик машины:

Цель достигается тем, что в дисковом якоре, содержащем коммутирующие элементы и перемежающиеся изоляционными .прокладками якорные слои, которые представляют собой кольцевой ряд электрически изолированных один от другого проводников, имеющих наружный вывод, наружную лобовую часть, активную часть, внутреннюю лобовую часть и внутренний вывод, а выводы проводников различных слоев соединены между собой, коммутирующие элементы установлены в области внутренних лобовых частей и изолированы от наружного якорного слоя, причем каждый элемент соединен по меньшей мере с двумя выводами проводников соседних якорных слоев по внутреннему диаметру якоря.

На фиг. 1 изображен двухслойный якорь с коллекторным слоем; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Якорь состоит из проводников полусекций 1, изоляционных прокладок 2, коммутирующих элементов 3 и изоляционной прокладки 4, каждый из проводников имеет наружный вывод 5, наружную лобовую часть

6, активную часть 7, внутреннюю лобовую часть 8 и внутренний вывод 9. По внутреннему диаметру якоря два проводника полусекции 1 соединены с одним из дополнительных коммутирующих элементов 3. Наружный диаметр слоя коммутирующих элементов 3 равен наружному диаметру внутренних лобовых частей 8.

Применение изобретения позволяет повысить в 1,5 — 2 раза ресурс работы якоря для малоинерционного двигателя путем увеличения толщины коллекторного слоя и применения более износостойкого материала .для него. При этом не происходит ухудшения технических характеристик двигателя.

1117784

Составитель А. Кецарис

Редактор А. Козориз Техред И. Верес Корректор М. Демчик

За каз 7272/40 Тираж ббб Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от.крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4