Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА , преимущественно для трансмиссий транспортных средств, содержащая корпус, охватывающий соединяемые валы, закрепленный на одном из соединяемых валов упорный диск, подпружиненный к нему подвижный диск, установленный на другом валу с возможностью взаимодействия с размещенным в корпусе пакетом фрикционных дисков, а также соединительные элементы, расположенные в углублениях на торцовых поверхностях упорного и подвижного дисков, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности и расщирения эксплуатационных возможностей путем использования ее для двух ветвей трансмиссии, она снабжена водилом в виде стакана с отверстиями в дне, установленного в корпусе на -подшипниках между упорным и подвижным дисками и связанного с пакетом фрикционных дисков , а соединительные элементы выполнены в виде пальцев, размещенных в отверстиях водила с возможностью поворота в танген циальной плоскости. 77 иД 20 W 22 li 2t 23
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(5д F 16 D 43/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .
М А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3534738/25-27 (22) 07.01.83 (46) 15.10.84. Бюл. № 38 (72) В. А. Штыков (53) 621.825.5 (088.8)
56) 1. Поляков В. С. и др. Справочник по муфтам. Л., «Машиностроение», 1979, с. 264, рис. VII.12.
2. Проспект фирмы «Sundstrand Leading
Edge Actuation System for the L — 1011, Technical de Scruption», с. 8, фиг. 2, 1979. (54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, преимущественно для трансмиссий транспортных средств, содержащая корпус, охватывающий соединяемые валы, закрепленный на одном из соединяемых валов упорный диск, подпружиненный к нему подвижный
„,Я0„„1118814 A диск, установленный на другом валу с возможностью взаимодействия с размещенным в корпусе пакетом фрикционных дисков, а также соединительные элементы, расположенные в углублениях на торцовых поверхностях упорного и подвижного дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и расширения эксплуатационных возможностей путем использования ее для двух ветвей трансмиссии, она снабжена водилом в виде стакана с отверстиями в дне, установленного в корпусе на подшипниках между упорным и подвижным дисками и связанного с пакетом фрикционных дисков, а соединительные элементы выполнены в виде пальцев, размещенных в отверстиях водила с возможностью поворота в тангенциальной плоскости. 9
11188
"!l
Изобре)(. ние (л но HT(я к предохранитель ным средствам, приченяечым, например, в ветвях трансмиссий Tp;IHcпортных средств.
Известна пре, н>хрянительная чуфта, с0держащая фрикциопные пластины, установленные на соосно расположенных валах
5 и поджатые друг к друl ó с помо(пью пружин (1).
Недостатком известной ч) фть) является т0, что при использовании се в трансмиссии транспортных средств llpocKBльзывание 10 фрикционных пластин ве (ет к появлению рассогласования в положении вст))си трансмиссии.
Наиболес близкой к изобретению по Тсхнической cvi)(ности является муфта, содер15 ж а щ я я K 0 p t I x (., 0 x B B T hl B d K) l l l и и с 0 с д и н я с м ы с валы, зякрспленнь)й на одном из соединяеxIhlx валов упс>рный диск, подпружиненный к нему подвижный диск, хст()новленный ня друГ 0 М В С 13 0 3 . I 0 Ж (К) С Т Ь К) (3 3 а И М 0;1(. и С Т Б И Я с рязчсп)снпым в hopitxc пакетом фрикцион- 20
Hhlx;(HcK0B, прн эточ в углублениях, выполненных ня обр;)щс нных друг к ..(ругу торцах упорного 11 I Одвижного дисков, расположены соединительные элеченты в видс шаро(3 (2), р5
l 1 (.) 0 ñ т а т к а м и v K <);3 (I и н 0 Й хl ><фт ы я В;1 я ютCH Н(Обхо.(И М ОСТЬ (. (. X CTB(IOBKH t) KBiK.)OH ветви I р<)Hñчнссии, а также Оольшие габаригы и неx..(овлет()оритсх)ьная надежH0(. I ь, 0(i(c, 1013.1(. ни ы() кр > п погяояритной пружиной, хсилис поджатие которой обес- 30 пе швяет псрсдачу B Ветви трансмиссии мо >(С H Т Я, Р <3 ?? ?? 01 0 110. 1 o ?? ?? l i (??>1 <3 ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ???????? ????(i 3 c t h ?? 0 ??>1 0 М с Н Т я П р И (3 О. (<3 .
11ель(о изобрегс ния является !Н)вышение надежнос ги и рясп!прение эксплуатационных возможн(>стсй пуT(>xt использ:)вяния ес
:lг)Я,(В > ." (3с1 в(>Й 1 PI HOOH и.
Указанная ll(xп> 100òè!"Iе гся т(."1, lт() lip(.—
:i0X Pa (l ИТ(. . (Ь i!;iS»XI > (()ТЯ, СО, (BPЖ и Пiан K;>P— пус, охватывающий cос.(иняемые валы, 3» к р с и л е и н ы и I I < 0;(I I O 1(t из (Ое;(и и я е х! ы х валов 40 упорный .(Нск, по (пружиненный к нему подBHiK1ihlH диск, установленный на другом валу с возх)ожностьк> взаимодействия с разчсII(c)I)t))xi в корпусе пякеточ фрикционных дисков, а такжс соединительные элементы, расположенные в хглублениях на торцовых пов px tloc THx у l lop Hot и подви ж ного дискOB. снабжс ня ьч)дилом в ви. (е с гякана с
От(3(рстиях) и В дне, устяновленно)о в корIIx (íI I I 0, 1 ) I (. l l k >l В 13 H Д С I I <3 .>! Ь Ц С (3, Р Я 3 М Е Ц((. l i-!! (>l X В ОТВС РСТИ и Х ВО.(ИЛ Я С BO 3 МОЖ НОСТЬIО
I I (! (3 o l) 0T ) I o H I I. 1 o c K o (T H .
1lя фиг. 1 представлена конструктивная хечя муфты; на фиг. 2 разрез Л Л l!B фиг. 1; ня фи). 3 разрез о (> на фиг. 1.
Пре (О;рянитсльняя муфга содержит корIlkc 1. В(утри котop010 p(cf)0ëoæåíû ня
14 подшипниках 2 и 3 соосные валы 4 и 5.
На валу 4 установлен на шлицах 6 подвижный диск 7, а на другом валу 5 жестко укреплен на шлицах 8 с помощью штифта 9 опорный диск 10. Упомянутый подвижный диск 7 поджат пружиной 11 к опорному диску 10. B корпусе 1 размещен также пакет фрикционных дисков, подвижные фрикционные диски 12 которого установлены в ступице 13 корпуса 1 на шлицах 14, а между ними расположены подвижные ответные фрикционные диски 15, на корпусе 1 закреплена упорная шайба 16 для упора в нег(> фрикционных дисков 12 и 15. Соединительные элементы в виде пальцев 17 расположены в углублениях 18 и 19, выполненных ня торцовых поверхностях опорного
10 и подвижного 7 дисков. Углубления 18 и 19 и пальцы 17 имеют прямоугольную форчу со скругленными углами.
Водило 20 выполнено в виде стакана, в
;)He K0Topol0 имеются сквозные отверстия 21
Водило 20 установлено в корпусе 1 на поди)ипниках 22 и 23 между дисками 7 и 10.
Оно кинсматически связано с дополнительным вращаю)цимся валом 24, например с валом приводя, посредством зубчатого зацепления. В сквозных отверстиях 21 водила
20 размещены три пальцы 17.
Подвижные ответные фрикционные диски ! 5 установлены на шлицах 25 водила 20.
Пре.lохранительная муфта работает следук)!цим образом.
М фтч приВодят В действие от дополнительного вращающегося вала 24 привода кинемятически, например с помо(цью зубчатой передачи, связанного с водилом 20.
При нормальной р )силе трансмиссии, т.е. при рявс нстве моче(гсов в ветBsix трансмиссии, во.(ило 20 через пяльцы 17, установленпыс в его сквозных отверстиях 21, передает вращательное (виженис. вала 24 г)ривода на диски 7 и 10 и на валы 4 и 5, связанные с
Вствями (рансмиссии.
l1pH выполнении на торцовых поверхностях опорного 10 и подвижног0 7 дисков углублений 18 и 19 прямоугольной форчы исклк)чается возможность срабатывания предохранительной муфты при увеличении абсолютной величины передаваемого муфтой момента.
11ри возникновении разности моментов в
Ветвях трансмиссии, превышаю)цей допустимую, что возможно при заклинивании одной из ветвей трансмиссии, происходит угловос смещение дисков 7 и 10, и прямоугольные пальцы 17, проворачиваясь в прямоугольHI)x углублениях 19, встают Но диагонали и распирают диски 7 и 10. При этом
II0 (вижный диск 7, отжимая пружину 11, поступательно перемещается в шлицах 6 вала 4 и через подвижные в осевом направлении фрикционные диски 12 и 15 взаимодействус т с неподвижной упорной ша йбой!!18814
1S 20
19
Диг. 3
Составитель М. Косьминова
Техред И. Верес Корректор О. Луговая
Тираж 912 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Н. Швыдкая
Заказ 7404/26
16, жестко укрепленной на корпусе 1, замыкая момент, развиваемый на валу 24 привода, на корпус 1. В результате пробуксовки фрикционных дисков 12 и 15 водило 20 останавливается и останавливает кинематически связанный с ним вращающийся вал
24 привода.
Таким образом, благодаря расширению функциональных возможностей устройства, позволяющих использовать для двух ветвей трансмиссии одну предохранительную муфту, снижает вес трансмиссии. Срабатывание предохранительной муфты происходит при достижении в ветвях трансмиссии заданной разности моментов независимо от величины передаваемого момента. Эта разность гораздо меньше величины передаваемого момента, например передаваемый момент 10 кгм, а разность моментов на валах для срабатывания муфты -3 кгм. Вследствие этого в устройстве пружина, поджимающая подвижный диск, требуется на меньшее усилие и значительно сокращается в размере, что дает дополнительный выигрыш в весе самой муфты, обеспечивая ей большую надежность.