Тягово-сцепное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО транспортного средства, содержащее корпус с направляющим раструбом для захвата петли дыщла, подпружиненный щкворень, фиксатор положения шкворня, подпружиненный спусковой упор, спусковой рычаг и указатель положения щкворня, отличающееся тем, что, с целью облегчения операций сцепки и расцепки и их контроля , оно снабжено тягами, каждая из ко-, торых одним концом шарнирно соединена со щкворнем, а другим - с рычагом, щарнирно закрепленным на корпусе и соединенным с силовым приводом его перемещения, при этом фиксатор положения шкворня шарнирно соединен со спусковым рычагом. JU
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(д) В 60 Р 1 00
/ ХЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3620620/27-11 (22) 11.07.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) П. И. Ревзин, Н. А. Сидоров, 3. И. Корнилова и А . В. Струк (71) Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (53) 629.114.3 (088.8) (56) 1. Бурков М. С. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта. М., 1979, с. 70, рис. 39.
2. Патент США № 3912302, кл. 280-477, 1976 (прототип).
9.SUÄÄ 1119862 A (54) (57) 1. ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО транспортного средства, содержащее корпус с направляющим раструбом для захвата петли дышла, подпружиненный шкворень, фиксатор положения шкворня, подпружиненный спусковой упор, спусковой рычаг и указатель положения шкворня, отличающееся тем, что, с целью облегчения операций сцепки и расцепки и их контроля, оно снабжено тягами, каждая из ко-. торых одним концом шарнирно соединена со шкворнем, а другим — с рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе и соединенным с силовым приводом его перемещения, при этом фиксатор положения шкворня шарнирно соединен со спусковым рычагом.
1119862
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкциях промышленных тягачей и автомобилей большой грузоподъемности.
Известно тягово-сцепное устройство транспортного средства, содержащее корпус с вертикально установленным в нем шкворнем, который в поднятом положении удерживается подпружиненным фиксатором с рычагом для ручного поднятия шкворня в исходное положение. Во время сцепки петля буксируемого объекта давит на шкворень, который вначале начинает подниматься вверх, при этом фиксатор срабатывает и начинает прижимать шкворень вниз, сцепляя таким образом буксируемый объект с транспортным средством. Для расцепления необходимо ручным рычагом поднять и зафиксировать .шкворень в исходном положении (1) .
Недостатками данного устройства являются необходимость применения ручных операций для осуществления расцепки и сцепки, а также необходимость их контроля.
Известно также тягово-сцепное устройство, содержащее корпус с направляющим раструбом для захвата петли дышла, подпружиненный шкворень, фиксатор положения шкворня, подпружиненный спусковой упор, спусковой рычаг и указатель положения шкворня (2).
Недостатками известного тягово-сцепного устройства являются трудоемкость операций расцепки в связи со значительными усилиями, требуемыми для подъема шкворня при его зацеплении, а также отсутствие автоматических средств контроля положения шкворня.
Цель изобретения — облегчение операций сцепки и расцепки и их контроль.
Поставленная цель достигается тем, что тягово-сцепное устройство, содержащее корпус с направляющим раструбом для захвата петли дышла, подпружиненный шкворень, фиксатор положения шкворня, подпружиненный спусковой упор, спусковой рычаг и указатель положения шкворня, снабжено тягами, каждая из которых одним концом шарнирно соединена со шкворнем, а другим — с рычагом, шарнирно закрепленным на корпусе и соединенным с силовым приводом его перемещения, при этом фиксатор
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено рычагом подъема, один
35 конец которого шарнирно соединен со шкворнем, а другой размещен в отверстии, выполненном в корпусе. положения шкворня шарнирно соединен со спусковым рычагом.
Кроме того, с целью повышения надежности в работе устройство снабжено рычагом подъема, один конец которого шарнирно соединен со шкворнем, а другой размещен в отверстии, выполненном в корпусе.
На фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство, положение «Открыто», на фиг. 2 — то же, положение «Закрыто>, на фиг. 3 — разрез А-А на фиг.,2.
Тягово-сцепное устройство содержит корпус 1, включающий две щеки с отверстиями для шкворня и направляющий раструб 2. В отверстиях щек корпуса подвижно установлен шкворень 3, имеющий в нижней части паз для защелки и направляющий конус, а в верхней — опорный буртик и отверстие для пальцев тяг 4 и рычага подъема 5. Пружины 6 шкворня с направдяющими втулками 7 одним концом через пласти- ну 8 опираются о бурт шкворня, а другим— о кронштейны 9. Фиксатор 10 через спусковой рычаг 11 подвижно соединен со спусковым упором 12 и возвратной вилкой 13 с пружиной 14. К пластине 8 неподвижно прикреплены упоры 15 и 16 датчиков перемещения шкворня. Датчики 17 и 18 установлены на кронштейнах в корпусе 1. На нижней направляющей втулке прижима закреплен указатель 19 положения шкворня. Установленные на кронштейнах силовые приводы 20 в виде пневмокамер через рычаги
21 и тяги 4 шарнирно соединены с шкворнем 3. Устройство предназначено для сцепки с буксируемым объектом, имеющим петлю 22.
Тягово-сцепное устройство работает следующим образом.
При сцепке петля 22, попадая в раструб ,2, направляется горизонтальными и вертикальными наклонными стенками, занимая положение, при котором отверстие в петле оказывается соосным шкворню, а упор 12, преодолевая сопротивление пружины 14 через рычаг 11, выводит фиксатор 10 из паза шкворня. Под действием пружин 6 шкворень опускается в нижнее положение, осуществляя сцепку с буксируемым объектом. Предварительно сжатые пружины 6 удерживают шкворень 3 от случайного подъема при буксировке объекта.
Расцепка производится водителем, не выходя из кабины, нажатием кнопки пневмоклапана, соединяющего пневмокамеры 20 с воздушными баллонами, установленными на транспортном средстве. При этом штоки пневмокамер, воздействуя на рычаги 21, перемещают шкворень 3 в верхнее положение, освобождая петлю буксируемого объекта.
Вилка 5 одним концом соединена со ш квор нем 3, а вторы м — подвижно раз мещена в отверстии корпуса 1, предохраняя тем самым шкворень 3 от поворота вокруг продольной оси, а значит и все устройство от поломки. Одновременно вилка 5 позволяет в слу:ае возникновения аварийной ситуации (повреждение тягача, отсутствие давления в пневмосистеме и т.д.) с помощью рычага, вставленного в трубчатый коне ц вилки, поднять шкворень в исходное положение.
Информация о положении шкворня nepeaàåòñÿ в кабину водителя с помощью упоров 15 и 16, датчиков 17 и 18 и сигнальных лампочек на щитке приборов, а также дублируется указателем 19, видимым из каби10 ны.
Применение предлагаемого технического решения позволит облегчить операции сцепки и расцепки при одновременном их контроле.
1119862
Составитель B. Прохоренков
Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор В. Бутяга
Заказ 7535/13 Тираж 656 Г!одпнсное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4