Механизм переключения передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащий рычат управления , валик с закрепленным на нем кривошипом , на свободном конце которого вь1полнено гнездо для установки вилки шестерни коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долтовечности путем исключения заеданий и уменьшения износа деталей, внутренняя поверхность гнезда кривошипа выполнена цилиндрической с кольцевой проточкой, в гнезде с возможностью поворота установлена втулка с продольным пазом, в котором размешена вилка, зафиксированная посред ством пальца, размещенного в сквозном отверстии втулки, при этом его концы размещены в кольцевой проточке. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности конструкции, диаметр сквозиого отверстия равен диаметру пальца, причем в указаниом отверстии установлена резьбовая пробка .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК зш В 60 К 20102

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/

К A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ."й 1 д

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3565285/27-11 (22) 11.03.83 (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) В. П. Сергеев и С. В. Смирнов (71) Онежский ордена Ленина и ордена

Октябрьской Революции тракторный завод и Карельский научно-исследовательский институт лесной промышленности (53) 629.113-58 (088.8) (56) 1. Гельман Б. М. и др. Дизельные колесные тракторы. М, 1983, с. 478, рис. 274 (54) (57) 1. МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ, содержащий рычаг управления, валик с закрепленным на нем кривошипом, на свободном конце которого выполнено гнездо для установки вилки шес,„90„„1119870 А терни коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем исключения заеданий и уменьшения износа деталей, внутренняя поверхность гнезда кривошипа выполнена цилиндрической с кольцевой проточкой, в гнезде с возможностью поворота установлена втулка с продольным пазом, в котором размещена вилка, зафиксированная посредством пальца, размещенного в сквозном отверстии втулки, при этом его концы размещены в кольцевой проточке.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности конструкции, диаметр сквозного отверстия равен диаметру пальца, причем в указанном отверстии установлена резьбовая пробка.

1119870

Изобретение относится к устройствам управления коробками передач, редукторами и валами отбора моцности.

Известен механизм переключения передач, содержащий рычаг управления, валик с закрепленным на нем кривошипом, на свободном конце которого выполнено гнездо для установки вилки шестерни коробки передач 11).

Недостатком известного механизма является низкая эксплуатационная надежность, обусловленная большим количеством элементов, обеспечивающих его работоспособность.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем исключения заеданий и уменьшения износа деталей.

Эта цель достигается тем, что в механизме переключения пеередач, содержащем рычаг управления, валик с закрепленным . на нем кривошипом, на свободном конце которого выполнено гнездо для установки вилки шестерни коробки передач, внутренняя поверхность гнезда кривошипа выполнена цилиндрической с кольцевой проточкой, в гнезде с возможностью поворота установлена втулка с продольным пазом, в котором размещена вилка, зафиксированная посредством пальца, размещенного в сквозном отверстии втулки, при этом его концы размещены в кольцевой проточке.

С целью повышения технологичности конструкции, диаметр сквозного отверстия равен диаметру пальца, причем в указанном отверстии установлена резьбовая пробка.

На фиг. 1 схематично изображен механизм переключения передач; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — кривошип; на фиг. 4 — втулка.

Рычаг 1 управления механизма переключения передач закреплен на верхнем конце валика 2, выполненного с лысками, фиксация валика в одном из рабочих положений осуществляется пластинчатыми пружинами 3. На нижнем конце валика 2 жестко закреплен кривошип 4 (фиг. 3), выполненный с гнездом 5, цилиндрическая поверхность которого выполнена с кольцевой проточкой 6. В гнезде кривошипа установлена с возможностью поворота втулка 7 (фиг. 4), выполненная с продольным пазом 8 прямоугольного сечения и сквозным отверстием 9, перпендикулярным плоскости паза. В отверстии 9 помещен палец 10, длина которого превышает диаметр втулки 7. Палец

10 фиксирует установленную в пазу 8 вилку 11 переключения передач, взаимодействующую с шестерней 12. Палец 10 установлен в отверстии 9 втулки так, что его концы размещаются в кольцевой проточке

6 кривошипа. В плоскости кольцевой проточки 6 в кривошипе выполнено отверстие

13, диаметр которого равен диаметру фиксирующего пальца 10. В этом отверстии установлена резьбовая пробка 14, предотвращающая выпадение пальца.

Механизм переключения передач работает следующим образом.

При повороте рычага 1 управления на

90 поворачивается связанный с ним через валик 2 кривошип 4, что вызывает перемещение вилки 11 вместе с шестерней 12 вдоль вала. При этом вилка 11 совершает вместе с втулкой 7 вращательное движение отно15 сительно оси гнезда кривошипа 4, а также качательное движение вокруг оси пальца

10. В рабочих положениях валик 2 фиксируется пластинчатыми пружинами 3, взаимодействующими с выполненными на его поверхности лысками. Надежность фиксации вилки 11 переключения передач в зацеплении с шестерней 12 обеспечивается выбором соотношения размеров кривошипа 4 и хода подвижных элементов механизма. В предлагаемой конструкции расстоя25 ние от оси вращения кривошипа 4 до оси втулки 7 выбрано равйым величине хода подвижного элемента механизма, что обуславливает действие реакции силы от шестерни 12 до оси кривошипа 4 и валика 2.

При этом требуется минимальное усилие фиксации.

При сборке механизма в гнездо 5 кривошипа 4, закрепленного на нижнем конце валика 2, вставляют втулку 7. В прямоугольный паз 8 втулки помещают вилку 11 и поворачивая ее вместе с втулкой 7 совмещают отверстия 9 и 13, в которые устанавливают палец 10, и отверстие закрывают пробкой 14. При установке собранного механизма переключения передач в корпусе редуктора поворачивают кривошип 4 и, благода4О ря наличию двух степеней свободы вилки

11, ориентируют ее в соответствии с расположением подвижной шестерни 12, после чего закрепляют механизм на корпусе редуктора.

По сравнению с известным предлагаемое техническое решение обеспечивает повышенную надежность, компактность и технологичность механизма переключения передач, упрощает процессы сборки и раз50 борки устройства. В силу того, что предлагаемое техническое решение не создает экономии материальных и трудовых затрат, экономический эффект не может быть определен.

1119870

Редактор И. Дербак

Заказ 7535/13

Составитель Н Николаева

Корректор В. Синицкая

Подписное та СССР

ВНИИПИ Государственного комитета ССС по делам изобретений и открытий б. д. 4 5

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. /

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4