Электрогидравлическая рулевая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЭЛЕКТРОГИДР АЗЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая сило-вой исполнительный привод многокамерной конструкции, силовые установки с насосами переменной подачи и с датчиками давления рабочей жидкости, сообщенные гндравлическнми линиями с камерами силового исполннтельного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, .авторулевой и логический блок, имеющий два канала, отличающаяся тем, что, с целью повыщ ения надежности рулевой мащины, в логический блок введены общие для обоих каналов логического блока основные реле времени и размножающие реле, а в каждый канал логического блока введены реле .памяти давления, промежуточное реле давления, дополнительное реле, реле аварийного и предельного уровней рабочей жидкости, первичное и вторичное и сполнительные реле, при этом основное реле времени соединено со щитами.питания через параллельные цепи , образованные контактами промежуточного реле давления и дополнительного реле каждого канала логического блока, при этом контакт основного реле времени включен в цепь размножающего реле, контакты которого включены в электрические цепи дополнительных реле обоих каналов, а контакты S последних и включенные параллельно с ними контакты реле аварийного уровня подсоединены к электрической цепи первичного исполнительного реле, причем в электрическую цепь вторичного исполнительного реле включены контакты реле предельного уровня.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК зш В 63 Н 25/30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
1 (21) 3604496/27-11 .(22) 14.06.83. (46) 23.10.84. Бюл. № 39 (72) Ю. Ф. Коротков, Л. И. Хмелев, Л. Ф. Огарков, Б. Б. Савельев и H. А. Зуев (53) 629.12.014.15 (088.8) (56) 1, Авторское свидетельство СССР № 1041417, кл. В 63 Н 25/30, 6.04.82 (прототип). (54) (57) ЭЛЕКТРОГИДРАРЛИЧЕСКАЯ
РУЛЕВАЯ МАШИНА, содержащая сило-вой исполнительный привод многокамерной конструкции, силовые установки с насосами переменной подачи и с датчиками давления рабочей жидкости, сообщенные гидравлическими линиями с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, .авторулевой и логический блок, имеющий два канала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности рулевой машины, в логический
„SU„„1119928 А блок введены общие для обоих каналов логического блока основные реле времени и размножающие реле, а в каждый канал логического блока введены реле памяти давления, промежуточное реле давления, дополнительное реле, реле аварийного и предельного уровней рабочей жидкости, первичное и вторичное исполнительные реле, при этом основное реле времени соединено со щитами. питания через параллельные цепи, образованные контактами промежуточного реле давления и дополнительного реле каждого канала логического блока, при этом контакт основного реле времени включен в цепь размножающего реле, контакты которого включены в электрические цепи дополнительных реле обоих каналов, а контакты а последних и включенные параллельно с ними контакты реле аварийного уровня подсоединены к электрической цепи первичного исполнительного реле, причем в электрическую цепь вторичного исполнительного реле включены контакты реле предельного уровня. Я
1119928
50 ями 64 — 69.
Изобретение относится к судостроению, в частности к электрогидравлическим рулевым машинам.
Известна электрогидравлическая рулевая машина, содержащая силовой исполнительный привод многокамерной конструкции, силовые установки с насосами переменной подачи и с датчиками давления рабочей жидкости, сообщенные гидравлическими линиями с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой и логический блок, имеющий два канала (1).
Недостатком известного технического решения является недостаточная надежность рулевой машины.
Цель изобретения — повышение надежности рулевой машины.
Указанная цель достигается тем, что в электрогидравлической рулевой машине, содержащей силовой исполнительный привод многокамерной конструкции, силовые установки с насосами переменной подачи и с датчиками давления рабочей жидкости, сообщенные гидравлическими линиями с камерами силового исполнительного привода, цистерны рабочей жидкости с датчиками уровня последней, пусковые блоки электродвигателей силовых установок, щиты питания, авторулевой и логический блок, имеющий два канала, в логический блок введены общие для обоих каналов логического блока основные реле времени и размножающие реле, а в каждый канал логического блока введены реле памяти давления, промежуточное реле давления, дополнительное пеле, реле аварийного и предельного уровней рабочей жидкости, первичное и вторичное исполнительные реле, при этом основное реле времени соединено со щитами питания через параллельные цепи, образованные контактами промежуточного реле давления и дополнительного реле каждого канала логического блока„при этом контакт основного реле времени включен в цепь размножающего реле, контакты которого включены в электрические цепи дополнительных реле обоих каналов, а контакты последних и включенные параллельно с ними контакты реле аварийного уровня подсоединены к электрической цепи первичного исполнительного реле, причем в электрическую цепь вторичного исполнительного реле включены контакты реле предельного уровня.
На фиг, 1 изображена принципиальная схема электрогидравлической рулевой машины; на фиг. 2 — принципиальная схема первого канала логического блока и элементов его общей части; на фиг. 3 — принципиальная схема второго канала логического блока и элементов его общей части. 0
Электрогидравлическая рулевая машина содержит силовой исполнительный механизм 1, гидравлически соединенный с силовыми установками 2 и 3 через блоки запорно-предохранительных клапанов 4 и 5, при этом силовые установки соединены с цистернами 6 и 7, в которые помещены датчики 8 и 9 аварийного уровня, датчики 10 и 11 предельногд уровня рабочей жидкости; электромагнитные клапаны 12 и 13,гидравлически соединенные с клапанами 14 и 15 кольцевания и силовыми установками и электрически соединенные с каналами первого 16, второго 17 логического блока 18, соединенным с пусковыми блоками электродвигателей силовых установок 19 и 20, каналами 21 и 22 авторулевого 23, блоком 24 автоматического переключения питания логического блока, соединенным с щитами пи ания 25 и 26, с которыми также соединены пусковые блоки, каналы авторулевого через контактор 27 блокировки логического блока, при этом электромагнитные клапаны соединены с щитами питания дополнительно через переключатель 28.
Силовой исполнительный привод состоит из четырех цилиндровых камер 29 — 32, в которых размещены плунжеры 33 и 34, соединенные через шарниры 35 и 36 с румпелем 37.
Силовые установки 2 и 3 имеют собственные гидравлические контуры, которые состоят из насосов переменной подачи 38 и 39, кинематически соединенных с электродвигателями 40 и 41, которые кинематически соединены со вспомогательными насосами 42 и 43 управления и подпитки. Насосы переменной подачи соединены с исполнительными механизмами 44 и 45 каналов авторулевого через задатчики перемещения 46 и 47 люлек насосов.
В гидравлической линии подпитки вспомогательных насосов управления и подпитки установлены датчики 48 и 49 давления, электрически соединенные с каналами логического блока.
Гидравлический выход от насосов переменной подачи силовых установок осуществляется через отсечные клапаны 50 — 53, полости управления которых соединены гидравлическими линиями 54 и 55 соответственно со вспомогательными насосами
42 и 43 управления и подпитки.
Силовые установки соединены с блоками занорно-предохранительных клапанов гидравлическими линиями 56 — 59, а сами блоки соединены с камерами силового исполнительного привода гидравлическими линиями 60—
63, а между собой гидравлическими линиВспомогательные насосы 42 и 43 управления и подпитки соединены с электромагнитными клапанами 12 и 13 гидравличес11
3 кими линиями 70 и 71, которые сообщены с клапанами 14 и 15 кольцевания, имеющими концевые выключатели 72 и 73, гидравлическими линиями 74 и 75.
Каналы 16 и 17 логического блока 18 включают в себя следующие элементы: реле памяти давления 76 (77) с контактами 76.1, 76.2, 76.3, 76,4, 77Л, 77,2, 77.3, 77.4,соединенные через датчик 48 (49) давления с щитом питания, а также через контакты пусковых блоков 19 (20); промежуточные реле давления 78(79) с контактами 78.1, 78.2, 79.1, 79.2,соединены с щитами питания через контакты 76.2, 77.2, реле памяти давления 76(77), датчики 48(49) давления,контакты пусковых блоков 19 (20); дополнительные реле 80(81) с контактами 80.1, 80.2, 80.3, 80.4, 80.5, 80.6, 81.1, 81.2, 81.3, 81.4, 81.5, 81.6, подключенные к щиту питания параллельно промежуточному реле давления через контакты реле размножения; первичные исполнительные реле 82 (83) с контактами 82.1, 82.2, 82.3, 83.1, 83.2, 83.3, соединенные с щитами питания через параллельно включенные: контакт 80.2 81.2) дополнительного, реле 80(81) и контакт вторичного исполнительного реле 84(85), также контакты реле 86(87) аварийного уровня; вторичные исполнительные реле 84 (85) с контактами 84.1, 84.2, 84.3, 84.4, 84.5, 85.1, 85.2, 85.3, 85.4, 85.5, соединенные с щитом питания через контакт реле предельного уровня 88 (89); реле 86 (87) аварийного уровня с контактами 86.1, 87.1, 87.2, соединенные с щитом питания через датчик 8(9) аварийного уровня; реле предельного уровня с контактами 88.1(89.1), соединенные с щитом питания через датчик 10(11) предельного уровня; реле 90(91) контроля давления с контактами 90.1 (91.1), соединенные с щитом питания через две параллельные цепи, одна из которых образована контактами 78.2 (79.2) промежуточного реле 78 (79) давления и контактами 80.4 (81.4) допол. нительное реле 80(81)) а другая — контактами 85.4 (84.4) вторичного исполнительного реле 84(85) другого канала; реле клапана кольцевания 92(93) с контактом 92.1 и контактами формирования сигнализации (не показаны), соединенные с щитом питания через концевые выключатели 72 (73) клапанов кольцевания.
В цепях питания каналов установлены диоды 94(95), разделяющие цепи питания датчиков давления, кроме того, диоды 96(97) установлены в цепЯх электромагнитных клапанов 12(13), в цепях электромагнитных клапанов установлены также кнопки сброса сигнала 98(99).
Общая часть логического блока 18 содержит основное реле 100 времени с кон19928
5 0 (Обозначения в скобах даны для ка15
Электрогидравлическая рулевая машина работает следующим образом.
При наличии напряжения на щитах 25 и 26 питания, запитывается автоматический переключатель питания 24 логического бло20
30
4 тактом 100.1, соединенное с щитом питания по параллельным цепям, образованным контактами промежуточных 78(79) и дополнительных 80(8!) реле; реле 101 размножения с контактами 101.1(101.2), соединенное с щитом питания через контакт 100.1 основного реле 100 времени; стабилитрон 102 и резистор 103, включенные параллельно основному реле времени 100.
Пусковые блоки 19(20) содержат катушки 104 (105) с контактами 104.1 (105.1) .
Каналы 21(22) авторулевого 23 имеют выключатели 106 (107) . ка 18, при этом логический блок может получать питание от одного из щитов, например, 26. При отсутствии питания на этом щите логический блок автоматически при помощи переключателя 24 питания может получать питание от щита 25 питания.
При воздействии на выключатель 106, расположенный в канале 21 авторулевого
23, подается напряжение на катушку 104 пускового блока 19, которая своим контактом 104.1 обеспечивает питание каналов
16, 17 логического блока 18, при этом диод
94 служит для развязки электрической цепи, содержащей гидравлическое реле 48 давления.
Одновременно запускается электродвигатель 40 силовой установки 2, при этом, вспомогательный насос 42 управления и подпитки начинает развивать давление; при достижении давления, равного величине настройки датчика 48 давления, последний срабатывает и своим контактом включает реле памяти давления 76, последнее контактом 76.1 встает на самоблокировку, контактом 76.2 готовит цепь питания промежуточного реле давления 78, контактами 76.3, 76.4 замыкает цепь питания канала 21 авторулевого 23 от шита 25 питания.
Рабочая жидкость от насоса 42 управления и подпитки по гидравлической линии
54 поступает в полости управления отсечных клапанов 50 и 51, которые срабатывают и сообщают гидравлические линии 56 и 57 насоса 38 переменной подачи через блоки . запорно-предохранительных клапанов 4 и 5 с силовым исполнительным приводом 1.
В задатчик 46 перемещения люльки насоса переменной подачи также подано давление от вспомогательного насоса 42 управления и подпитки. Силовая установка 2 подготовлена к. работе.
1 119928
Силовая установка 3 при этом выключена и ее отсечные клапаны 52 и 53 разделяют гидравлические контуры силового исполни тельного привода и установки.
При задании угла перекладки руля от канала 21 авторулевого 23 электрический сигнал поступает на исполнительный механизм 44, который воздействует на задатчик 46 перемещения люльки насоса 38 переменной подачи, последняя, отклоняясь, обеспечивает подачу рабочей жидкости в камеры силового исполнительного привода 1.
Так, например, при задании угла перекладки на левый борт (по часовой стрелке) рабочая жидкость через отсечной клапан 51 по гидравлической линии 57, блок 4, гидравлическую линию 61 поступает в цилиндровую камеру 29, а через гидравлическую линию 64, клапан кольцевания 14, гидравлическую линию 65, клапан кольцевания 15, гидравлическую линию 66, блок запорнопредохранительных клапанов 5, гидравлическую линию 63 в цилиндровую камеру 31, вызывая перемещение плунжеров 33 и 34.
Из цилиндровой камеры 30 жидкость вытесняется плунжером 33 и по гидравлической линии 62, через блок 5, гидравлическую линию 69, клапан 15 кольцевания, гидравлическую линию 68, клапан 14 кольцевания, гидравлическую линию 67, блок 4 запорно-предохранительных клапанов, через который также рабочая жидкость вытесняется по гидравлической линии 60 из камеры
32, гидравлическую линию 56 и далее через отсечный клапан 50 поступает во всасывающую полость насоса переменной подачи 38.
Поступательное движение плунжеров
ЗЗ и 34 через шарниры 35 и 36 преобразуется во вращательное движение румпеля 37, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на левый борт.
При задании угла перекладки на правый борт исполнительный механизм 44 канала
21 авторулевого 23 перемещает задатчик перемещения 46 люльки насоса переменной подачи в противоположное положение, при этом люлька указанного насоса отклоняется в другую сторону, и нагнетательной становится гидравлическая линия 56, в которую рабочая жидкость поступает через отсечной клапан 50. Рабочая жидкость через блок запорно-предохранительных клапанов 4, гидравлическую линию 60 поступает в цилиндровую камеру 32, а через гидравлические линии 67 — 69„клапаны 14 и 15 кольцевания, блок запорно-предохранительных клапанов 5, гидравлическую линию 62 поступает в цилиндровую камеру 30.
Из цилиндровой камеры 31 рабочая жидкость вытесняется по гидравлической линии
63, блок запорно-предохранительных клапанов 5, гидравлические линии 64 — 66, клапаны 14, 15 кол ьцевания, блок запорнопредохранительных клапанов 4, через который рабочая жидкость также вытесняется по гидравлической линии 61 из камеры 29, гидравлическую линию 57, через отсечной клапан 51 поступает во всасывающую полость насоса 38 переменной подачи.
Поступательное движение плунжеров
ЗЗ и 34 через шарниры 35, 36 преобразуется во вращательное движение румпеля 37, а вместе с ним и руля. Руль перекладывается на правый борт.
Цистерна 6 рабочей жидкости компенсирует температурные изменения объема рабочей жидкости и пополняет незначительные утечки из системы электрогидравлической рулевой
Канал 16 логического блока 18, подготовленный к работе, из-за отсутствия сигналов о неисправности гидросистемы не срабатывает, что свидетельствует о нормальной работе машины.
20 При остановке силовой установки 2 выключателем 106 выключается канал 21, при этом снимается питание с катушки 104 пускового блока 19, последняя своим контактом 104.1. размыкает цепь питания канала 16 логического блока и электродвигателя 40, отсечные клапаны 50 и 51 закрываются, и силовая установка 2 отключается от камер силового исполнительного привода
1, при этом контактами 76.3,76.4 разрывается цепь питания канала 21 авторулевого 23.
30 Включение силовой установки 3, канала
17 логического блока, а также работа этой силовой установки на силовой исполнительный привод 1, аналогична работе силовой установки 2.
В случае какого-либо повреждения гидравлических линий 56 — 69 или цилиндровых камер 29 — 32 силового исполнительного привода гидросистема рулевой машины автоматически разделяется на две двухкамерные гидравлические системы.
40 В зависимости от утечек рабочей жидкости источниками информации для разделения гидросистемы являются: реле 8 — 11 уровня-при небольших утечках рабочей жидкости; датчики 48 и 49 давления-при значительных потерях рабочей жидкости.
45 Например, при работе силовой установки 2 и повреждения одной из гидравлических линий 56 — 69 или камеры 29 — 32 силового исполнительного привода 1 и при небольших утечках рабочей жидкости происходит понижение уровня рабочей жидкости в цистерне 6, при этом срабатывает датчик 8 аварийного уровня, который своим контактом замыкает цепь реле 86 аварийного уровня, последнее замыкает контактом 86.1 электрическую цепь электромагнитного клапана
12 и первичного исполнительного реле 82, которое своим контактом 82.1 дополнительно замыкает цепь электромагнитного клапана 12, а контактами 82.2, 82.3 зашунти1119928 рует через контур 27 цепи питания пускателей 19.20 силовых установок и каналов
21, 22 авторулевого 23, обеспечив питание силовой установки 3 и исключив возможность вмешательства в поиск негерметичности обслуживающим персоналом.
Включение электромагнитного клапана
12 обеспечит разделение гидросйстемы при помощи клапана кольцевания 14, включенного в работу гидравлическим давлением от вспомогательного насоса управления и подпитки 42 по гидравлическим линиям 70, 74, а включение силовой установки 3 обеспечит возможность дальнейшей работы рулевой машины и поиска неисправного участка, при этом включение канала 22 авторулевого
23 происходит только после достижения на датчике 49 давления, обеспечивающего открытие отсечных клапанов 52 и 53, при этом включается реле 77 памяти давления, которое своими контактами 77,3 и 77.4 замыкает цепь питания канала 22 авторулевого.
Включение канала 22 по давлению исключает возможность заброса давления на отсечных клапанах 52 и 53, которое возможно, если сигнал от исполнительного механизма 45 на перемещение люльки насоса переменной подачи 39 придет раньше, чем откроются отсечные клапаны.
Включенный клапан кольцевания 14 замыкает концевой выключатель 72, который включает реле клапана кольцевания 92, которое своим контактом 92.1 размыкает цепь электромагнитного клапана 13.
После разделения гидросистемы рулевой машины клапаном кольцевания 14 возможны следующие варианты поиска негерметичности: негерметичность осталась со стороны силовой установки 2.
В этом случае уровень жидкости в цистерне 6 продолжает понижаться, а в цистерне 7 уровень сохранится.
При понижении уровня до датчика 10 предельного уровня рабочей жидкости, последний включает реле 88 предельного уровня, которое своим контактом 88.1 включает вторичное исполнительное реле 84, реле 84 своим контактом 84.1 встает на самоблокировку, контактом 84.2 размыкает цепь электромагнитного клапана 12, контактом 84.3 размыкает цепь питания пускового блока 19, при этом силовая установка 2 отключается от работы, ее отсечные клапаны 50, 51 отделяют гидравлические линии 56, 57 от силовой установки, отключается электрическая цепь электромагнитного клапана 12, клапан кольцевания 14 занимает исходное положение, разомкнув цепь концевого выключателя 72, при этом обесточивается цепь реле клапана кольцевания 92, которое своим контактом 92.1 замыкает цепь электромагнитного клапана 13, который включается при замыкании контакта 84.5.
Контакт 87.2 размыкает цепь первичного исполнительного реле 82, однако, первичное исполнительное реле 82 остается включенным, так как оно заблокировано через контакт 82.1. Силовая установка 3 продолжает работать на закольцованную часть гидросистемы.
При дальнейшем понижении уровня в цистерне 7 сработает датчик 11 предельного уровня, который замыкает цепь реле 89 предельного уровня, которое, сработав, замкнет своим контактом 89.1 цепь вторичного исполнительного реле 85, последнее своим контактом 85.1 встанет на самоблокировку, контактом 85.2 размыкает цепь электромагнитного клапана 13, контактом 85.3 разрывает цепь питания пуского блока 20, при этом силовая установка 3 отключается, и рулевая машина работает от силовой установки 2 на цилиндровые камеры 29, 32 развивая 500/р номинального момента.
Поиск и изоляция поврежденного участка гидросистемы при малых утечках рабочей жидкости и первоначальной работе силовой установки 3 аналогична обнаружению поврежденного участка гидросистемы при первоначальной работе от силовой установки 2, разница заключается только в блокировке сигнала от датчика 8 аварийного уровня силовой установки 2 в случае негерРулевая машина работает от силовой установки 3 на цилиндровые камеры 30, 31, при этом цилиндровые камеры 29 и 32 закольцованы через клапан 15 кольцевания, 5 полость управления которого находится под давлением от вспомогательного насоса 43 управления и подпитки через электромагнитный клапан 13 по гидравлическим линиям 71 и 75. Контакт 84.4 разрывает цепь реле 91 контроля давления и тем самым исключает ложное срабатывание сигнала «Нет давления подпитки» (не показано) .
Негерметичность осталась со стороны силовой установки 3. В этом случае после разделения гидросистемы клапаном кольцевания 14 уровень рабочей жидкости понижается в цистерне 7, а в цистерне 6 уровень рабочей жидкости стабилизируется.
При достижении рабочей жидкостью датчика 9 аварийного уровня, последний срабатывает и замыкает цепь реле 87 аварийного уровня, которое своим контактом 87.1 включит первичное исполнительное реле 83, замыкает цепь электромагнитного клапана
13, однако, электромагнитный клапан 13 не включается вследствие того, что контакт
25 92.1 реле клапана 92 кольцевания, запитанного через концевой выключатель 72, разомкнут, при этом контакты 83.2 и 83.3 дополнительно зашунтируют цепи пусковых блоков 19, 20.
1119928
I0 метичности со стороны этой установки. Блокировка сигнала осуществляется контактом
87.2 реле 87 аварийного уровня канала 17, расположенного в цепи электромагнитного клапана 12 канала 16.
При работе силовой установки 2 и значительных потерях рабочей жидкости срабатывает датчик 48 давления, который через контакт 76.2 при включении в работу силовой установки 2 включает промежуточное реле 78 давления, которое своим контактом
78.1 включает основное реле 100 времени, которое по истечении времени выдержки, исключающего ложность срабатывания логического блока при кратковременном падении давления в линии подпитки (удар волны о перо руля, изменение направления перекладки руля) своим контактом 100.1 включает реле 101 размножения, последнее своим контактом 101.1 замыкает цепь дополнительного реле 80, которое контактом 80.1 встает на самоблокировку, контактом 80.2 включает электромагнитный клапан 12, который обеспечивает включение клапана 14 кольцевания и разделения гидросистемы рулевой машины на две изолированные части, контактом 80.3 размыкает цепь основного реле 100 времени, которое отключает реле
101 размножения, контактом 80.4 замыкает через контакт 78.2 ранее включенного реле
78 цепь реле 90 контроля давления, которое заблокируется контактом 90.1 контактами
80.5.80.6 размыкает цепь канала 21 авторулевого 23. Через контакт 80.2 также включается первичное исполнительное реле 82, которое своим контактом 82.1 заблокирует цепь электромагнитного клапана 12, контактом 82.2 дополнительно зашунтирует цепь пускового блока 19 и канала 21 логического блока 23, а контактом 82.3 включает пусковой блок 20 силовой установки 3, силовая установка 3 начинает работать на закольцованную часть гидросистемы.
При совместной работе силовых установок возможны два варианта. Давление восстановилось со стороны ранее работавшей силовой установки 2, при этом обесточится промежуточное реле 78 давления, которое дополнительно размыкает контактом
78.1 цепь основного реле 100 времени, а контактом 78.2 размыкает цепь реле 90 контроля давления, при этом также обесточится дополнительное реле 80, которое -дополнительно отключается от цепи датчика
48 давления контактом 80.1,размыкает цепь первичного исполнительного реле 82, контактом 80,2, которое останется на самопитании через контакт 82.1, подготовит контактом 80,3 к включению цепь реле 100 основного времени, и дополнительно размыкает параллельную ветвь реле 90 контактом 80А а контактами 80.5, 80.6 замыкает цепь канала 21 авторулевого 23.
5 ю
l5
Давление в силовой установке 3 не восстановилось, т.е. негерметичность осталась со стороны этой силовой установки, при этом срабатывает датчик 9 аварийного уровня в цистерне 7 и реле 87 аварийного уровня, которое замыкает цепь электромагнитного клапана 13 и первичного исполнительного реле 83, однако клапан 13 не включается, так как включено реле 92 и контактом
92.1 разомкнута цепь клапана 13, при дальнейшем понижении уровня рабочей жидкости в цистерне 7 срабатывает датчик предельного уровня 11, который включает реле предельного уровня 89, которое контактом
85.1 встает на самоблокировку, контактом
85.2 дополнительно размыкает цепь электромагнитного клапана 13, контактом 85.3 размыкает цепь пускового блока 20 и канала 22 авторулевого 23, контактом 85.4 разомкнет
gehb реле контроля давления 90, исключающего ложность сигнала «Нет давления подпитки» в канале 16 логического блока (не показан), а контактом 85.5 дополнительно замкнет цепь электромагнитного клапана 12.
Силовая установка 2 работает на цилиндровые камеры 29, 32, развивая 50% номинального давления.
Давление восстановилось со стороны включенной силовой установки 3, при этом срабатывает реле 77 памяти давления, которое контактом 77,1 встает на самоблокировЗО ку, контактом 77.2 подготовит электрическую цепь промежуточного реле 79, контактами 77.3, 77.4 включает в работу канал 22 авторулевого 23. При этом в цистерне 6 силовой установки 2 уровень рабочей жидкости понижается при достижении жидко35 тью предельного уровня срабатывает датчик 10 предельного уровня жидкости и его реле 88, которое контактом 88.1 замыкает цепь вторичного . исполнительного реле 84, последнее своим контактом 84,1 встает на
40 самоблокироку, контактом 84,2 размыкает цепь электромагнитного клапана 12 контактом 84,3 размыкает цепь пускового блока 19 и канала 21 авторулевого контактом 84.4 размыкает цепь реле 91 контроля давления канала 17 логического блока, исключающего появление ложного сигнала в этом канале
«Нет давления подпитки> (не показан), контактом 84,5 замыкает цепь реле 83 и электромагнитного клапана 13, при этом электромагнитный клапан 13 вступит в рабо5п ту, так как контакт 92.1 реле 92 замкнут, вследствие того, что клапан кольцевания
14 занимает исходное положение при выключении силовой установки 2 и концевой выключатель 72 размыкает электрическую цепь реле клапана кольцевания 92. Первичное исполнительное реле 83 заблокирует контактом,83.3цепь пускового блока 20, исключая вмешательство обслуживающего персонала в работу автоматики.
1119928
Рулевая машина работает.на цилиндровые камеры 30, 31, обеспечивая 50 /q номинального момента.
При совместной работе силовых установок разделение гидросистемы и изоляция поврежденного участка происходит аналогично ранее описанной работе автоматики при раздельной работе, при этом включение электромагнитных клапанов происходит по сигналам с датчиков 48 и 49 давления, или датчиков 8 и 9 аварийного уровня рабочей жидкости, а окончательное отключение неисправного участка и силовой установки, со стороны которой находится неисправный участок, по сигналу с датчиков предельного уровня рабочей жидкости 10 или 11.
При отсутствии в необходимости работы рулевой машины на полный номинальный например при ходе су, для увеличения скорости отработки машиной заданного угла, а следовательно повышения мореходных качеств судна, умень
5 щения его рыскания возможен переход при помощи переключателя 28, включающего в зависимости от положения электромагнитные клапаны 12 или 13 на работу двух цилиндровых камер.
При неисправности логического блока, наличии ложных разделений возможен перевод при помощи контакта 27, управляемого и питаемого отдельно (не показан), на обычную электрическую схему, исключающую из работы блок 18.
Предлагаемое устройство позволяет достичь повышения надежности рулевой машины.
1119928
1119928
Составитель Н. Круглов
Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор M. Максимишинец
Заказ 7541/! 6 Тираж 455 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4