Судовая система кондиционирования воздуха

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СУДОВАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА, содержащая холодильную машину, подключенную через испаритель к трубопроводу холодоносителя с циркуляционным насосом, сообщающимся с расширительной цистерной, а через конденсатор - с напорным и сливным трубопроводами забортной воды, имеющими приемный и сливной кингстоны, за/« порные герметизирующие органы, сообщенные между собой насосом для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины, отличающаяся тем, что, с целью повышення надежности и эксплуатационных качеств системы кондиционирования воздуха , насос для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины на выходе дополнительно сообщен с напорным трубопроводом , на конденсаторе холодильной машины установлен запорно,-разобщительный орган, а запорные герметизирующие органы установлены на выходе испарителя холодильной машины и на входе циркуляционного насоса, причем патрубок, соединяющий последний и один из запорных гер .1 метизирующих органов, подключен к расширительной цистерне. ВУ 13 НУ

СОЮЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН, SU„„1119930 А

В 63 J 2/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3579194 27-11 (22) 13.04.83. (46) 23.10.84. Бюл. № 39

172) А. А. Кохан, О. К. Коробков, В. Г. Федоров, Н. С. Раскопин, Ю. В. Янушкевич и А. В. Климов (53) 628.84 (088.8) (56) 1. ОСТ 5.5161 — 74, с. 56, чертеж 4 (прототип). (54) (57) 1. СУДОВАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА, содержащая холодильную машину, подключенную через испаритель к трубопроводу холодоносителя с циркуляционным насосом, сообщающимся с расширительной цистерной, а через конденсатор — с напорным и сливным трубопроводами забортной воды, имеющими приемный и сливной кингстоны, запорные герметизирующие органы, сообщенные между собой насосом для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатационных качеств системы кондиционирования воздуха, насос для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины на выходе дополнительно сообщен с напорным трубопроводом, на конденсаторе холодильной машины установлен запорно-разобщительный орган, а запорные герметизирующие органы установлены на выходе испарителя холодильной машины и на входе циркуляционного насоса, причем патрубок, соединяющий последний и один из запорных герметизирующих органов, подключен к рас- Я ширительной цистерне.

1119930

2. Судовая система по п. 1, отличшощаяся тем, что испаритель снабжен байпасным патрубком, подключенным на входе к напорному трубопроводу забортной воды через запорные герметизирующие органы, причем через последние приемный и сливной кинг1

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым системам кондиционирования воздуха.

Известна судовая система кондиционирования воздуха, содержащая холодильную машину, подключенную через испаритель к трубопроводу холодоносителя с циркуляционным насосом, сообщающимся с расширительной цистерной, и через конденсатор — с напорным и сливным трубопроводами забортной воды, имеющими приемный и сливной кингстоны, запорные герметизирующие органы, сообщенные между собой насосом для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины (1).

Недостатком известной системы являются ее недостаточно высокие эксплуатационные качества.

Целью изобретения является повышение надежности и эксплуатационных качеств системы кондиционирования воздуха.

Указанная цель достигается тем, что в судовой системе кондиционирования воздуха содержащей холодильную машину, подключенную через испаритель к трубопроводу холодоносителя с циркуляционным насосом, сообщающимся с расширительной цистерной, а через конденсатор — с напорным и сливным трубопроводами забортной воды, имеющими приемный и сливной кингстоны, запорные герметизирующие органы, сообщенные между собой насосом для прокачки забортной водой конденсатора холодильной машины, насос для прокачки забортной воды конденсатора холодильной машины на выходе дополнительно сообщен с напорным трубопроводом, на конденсаторе холодильной машины установлен запорно-разобщительный орган, а запорные герметизирую- щие органы установлены на выходе испарителя холодильной машины и на входе циркуляционного насоса, причем, патрубок, соединяющий последний и запорный орган, подключен к подпорной цистерне, заполненной. конденсатом.

Кроме того, испаритель снабжен бай- пасным патрубком, подключенным на входе к напорному трубопроводу забортной воды стоны забортной воды подключены к сливному трубопроводу забортной воды, а расширительная цистерна выполнена со съемным гибким соединением для сообщения ее с входом испарителя. через запорные герметизирующие органы, причем, через последние приемный и сливной кингстоны забортной воды подключены к сливному трубопроводу забортной воды, а расширительная цистерна выполнена. со

5 съемным гибким соединением для сообщения ее с входом испарителя.

На фиг. 1 и 2 изображена общая схема судовой системы кондиционирования воздуха; на фиг. 3 — общее устройство двух о позиционной заслонки, в виде которой выполнены запорные герметизирующие органы.

Судовая система кондиционирования воздуха содержит холодильную машину 1, включающую электрокомнрессорный агрегат 2, конденсатор 3 с автономным охлаждающим насосом 4 и испаритель 5, подключенный к напорному 6 и сливному 7 трубопроводам холодоносителя, включающем потребители 8. Циркуляционный насос 9 патрубками

10 и 11 сообщен соответственно с трубопроводом 7. и испарителем 5. Патрубок 10 (вход циркуляионного насоса 9) трубопроводом 12 сообщен с расширительной цистерной 13. Насос 4 сообщен на входе с приемным кингстоном 14 и на выходе через клапан 15 и патрубок 16 с конденсатором 3 и трубопроводом 6. Слив воды за борт осуществляется через кингстон 17, который сообщен с сливным трубопроводом 7 и патрубком 18. Испаритель 5 соединен с напорным трубопроводом 6 патрубком 19. Патрубки 10, 16, 19 и трубопроводы 6 и 7 соединены между собой посредством заслонки 20, содержащей плоскопараллельный перемещаемый шибер (заслонку) 21, включающую проходное 22 и глухое 23 отверстия, посредством которых сообщают и герметич35 но отключают упомянутые трубопроводы.

Верхний и нижний уровни расширительной цистерны 13 обозначены ВУ и НУ и подвод конденсата к цистерне осуществлен через трубопрозод 24.

Указанная на фиг. 1 схема используется для холодильных машин, в которых насос 9 и испаритель 5»е допускают работу на забортной воде и конденсатор 3 снабжен автономным охлаждающим насосом 4.

11 з

В том случае, когда на судне предусмотрено охлаждение конденсатора 3 от общей системы забортной воды и использован насос 9, предназначенный для работы на забортной воде, судовая система кондиционирования воздуха используется по схеме, приведенной на фиг. 2. Для этого преду- сматривают байпасный патрубок 25, сообщающийся через двухпозиционные заслонки

20 с трубопроводами 11 и 6, и приемный патрубок 10 насоса 9 сообщают через заслонку 20 и патрубок 26 с приемным кингстоном 14. Две двухпозиционные заслонки

20, установленные на сливном трубопроводе

:7, сообщаются между собой патрубком 27.

Патрубок 11 сообщен с цистерной 13 через трубопровод 28 и гибкое соединение 29.

На отросток трубопровода 12 устанавливают заглушку 30. Двухпозиционная заслонка 20 содержит корпус 31, включающий проходные 32 и 33, выходной 34 патрубки и перепускной канал 35, перемещаемые в осевом направлении. При герметизации входные

36 и 37 патрубки жестко соединены между собой ребрами 38 и шибер 21, снабженный на концах упорами 39. Шибер 21 соединен с фланцами 40 патрубков 32, 33, 36, 37 через герметичные уплотиительные элементы (не показаны) посредством осевого крепежа 41. При нахождении шибера 21 в любом крайнем положении сообщают соответствующие трубопроводы, например 16 и 6, (фиг. 3). Для перемещения шибера 21 ослабляют крепеж 41 до возможности его (21) поперечного перемещения, после чего шибер 21 перемещают до контакта упора

39 с фланцами 40, т.е. совмещения проходного отверстия 22 с проходными сечениями патрубков. Затем затягивают крепеж

41 и обеспечивают герметичное соединение шибера с фланцами.

Судовая система кондиционирования воздуха в обычном режиме работает следующим образом.

Шибер 21 двухпозиционной заслонки 20 устанавливают в крайнее верхнее положение (противоположное указанному на фиг. 1) в результате чего патрубки 16 и 18 герметично отключают от трубопроводов 6 и 7, а, участки 19 и 6, 10 и 7 сообщают между собой. В этом режиме холодоноситель (конденсат или пресная вода) циркулирует по замкнутому контуру 9 — 11 — 5 — 9 — 20, 22 — 10 — 9, а забортная вода по контуру

14 4 15 — 3 — 17.

Для использования забортной воды в качестве холодоносителя при отключенной холодильной машине воду подают насосом 4 (клапан 15 закрыт), а шиберы 21 двухпозиционных заслонок 20 устанавливают в крайнее нижнее положение, как показано на .фиг, 1. В результате забортная вода циркулирует по контуру 14 4 16—

22, 20 — 6 — 8 — 7 — 22, 20 — 18 — 17 и охлажда19930

4 ет потребители 8, а контур 10 — 9 — 11 — 5—

19 при этом изолируют от контура забортной воды, герметизируют и его внутренние полости заполняют конденсатом по трубопроводу 12 от расширительной цистерны 13, в которой конденсат поддерживают по верхний уровень, за счет чего осуществляют мокрое хранение насоса 9 и испарителя 5.

Для приведения системы кондиционировайия воздуха в исходное состояние шиберы 21 0 двухпозиционных заслонок 20 перемещают в исходное нижнее положение.

Когда необходимо и возможно для подачи в судовую систему кондиционирования воздуха забортной воды использовать циркуляционный насос 9, в системе предусматривают байпасный патрубок 25 и четыре двухпозиционные заслонки 20, как показано на рис. 2. Описанные режимы работы судовой системы кондиционирования воздуха обеспечиваются аналогично установ2О кой шиберов 21 в соответствующие крайние положения. На фиг. 2 показана схема работы судовой системы кондиционироваиия воздуха при отключенной холодильной машине с циркуляцией забортной воды по контуру 14 — 26 — 22, 20 — 10 — 9 — 11 — 22, 20—

25 — 22, 20 — 6 — 8 — 7 — 18 — 22, 20 — 17. При этом для обеспечения мокрого хранения испарителя 5 цистерну 13 через шланг 29 и трубопровод 28 сообщают с внутренними полостями испарителя, а на штуцер отклюЗО ченного патрубка 12 устанавливают заглушку 30.

Технические преимущества предла гаемой системы кондиционирования воздуха по сравнению с известной заключаются в том, что на судне за счет отключения и коисер35 вации (мокрого хранения), путем герметизации испарителя представляется воз можным в судовой системе кондиционирования воздуха использовать холодильную машину, включающую в тракте холодоносителя кор40 родирующие в забортной воде элементы, обеспечить режим работы судовой системы

- кондиционирования воздуха с использованием забортной воды в качествее холодоносителя без постановки промежуточного водоводяного поверхностного теплообмен45 ника и для подачи забортной воды использовать штатные охлаждающий или циркуляционный насосы судовой системы кондиционирования воздуха. При этом обеспечить переключение режимов работы этой системы с использованием в качестве холодоносителя конденсата на забортную воду путем перемещения двух или четырех шиберов двухпозиционных заслонок.

Предлагаемая система снижает загро.можденность оборудования машинных от55 делений, повышает эффективность использования забортной воды и системы в целом, упрощает ее обслуживание и эксплуатацию, повышает надежность и эксплуатационные качества системы кондиционирования.

1119930

Редактор А. Шандор

Заказ 7541/16

Составитель В. Жернов

Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4