Радиальный сегментный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. РАДИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий установленные на регулировочных штырях самоустанавливающиеся сегменты, объединенные жестко связанными с ними упругими элементами в виДе ленты, . отличающий.с я тем, что, с целью повьппания надежности за счет обеспечения температурного саморегулирования подщипника, упругие элементы выполнены из материалов с разными коэффициентами линейного расширения.
СООЗ СОВЕТСКИХ
CN9
РЕСПУБЛИН
a9i (И) (д) .F 16 С 33/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОсудАРстВенный нОмитет сссР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОЧНРЫТИЙ (21) 3427142/25-27
:(22) 16.04.82 (46) 23. 10.84. Бюл. ¹ 39 (72) В.Ю.Вектерис, А.-Г.Ю.Марцинкявичюс, А.Ю.Кунделис и В.А.Мачюлайтис (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (53) 621.822.5(088;8) (56) 1. Патент США №- 3053587, кл. 308-73, 1962.
2. Патент США № 2758892, кл. 308 73, 1956 (прототип). (54) (57) 1. РАДИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ . ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий установленные на регулировочных штырях самоустанавливающиеся сегменты, объединенные жестко связанными с ними упругими элементами в виде ленты, о т л и ч а ю щ и и .с я тем, что, с целью повышения надежности за счет обеспечения температурного саморегулирования подщипника, упругие элементы выполнены из материалов с разными коэффициентами линейного расширения.
2. Подшипник по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что каждый из упругих элементов выполнен много1120119 слойным из материалов с разными коэффициентами линейного расширения.
45
Ца чертеже изображен радиальный сегментный подшипник скольжения, раз. Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах прецизионных узлов, например в шпинделях шлифовальных станков.
Известен радиальный сегментный 5 подшипник скольжения, содержащий установленные на регулировочных штырях самоустанавливающиеся сегменты, объединенные упругим элементом, выполненным в виде однородной упругой ленты с прорезями, в которых размещены сегменты (1) . ,Однако данный подшипник обладает недостаточной надежностью, так как его жесткость мала.
Известен также подшипник скольжения, содержащий установленные на регулировочных штырях самоустанавливающиеся сегменты, объединенные жестко связанными с ним упругими элемен- 20 тами в виде ленты, выполненными как одно целое с.сегментами (2 .
Однако известный подшипник также обладает недостаточной надежностью так как малы его жесткость, виброустойчивость и отсутствует температурное саморегулирование.
Целью изобретения является повышение надежности за счет обеспечения температурного саморегулирования под- 5< шипника.
Цель достигается тем, что в радиальном сегментном подшипнике скольжения, содержащем установленные на регулировочных штырях самоустанавли35 вающиеся сегменты, объединенные жестко связанными с ними упругими элементами в виде ленты, последние выполнены из материалов с разными коэффициентами линейного расширения.
Кроме того, каждый из упругих элементов может быть выполнен многослойным из материалов с разными коэф= фициентами линейного расширения. мещенный в корпусе шпинделя, поперечное сечение.
Подшипник содержит установленные на регулировочных штырях 1 самоустанавливающиеся сегменты 2, объединенные жестко связанными с ними упругими элементами 3 в виде ленты. Регулировочные штыри 1 размещены в корпусе 4, а упругие элементы 3 вставлены в пазы 5 сегментов 2 и закреплены в них либо винтами, либо запаяны.
Рабочая поверхность 6 сегментов
2, охватывающих вал 7, выполнена криволинейной, имеющей в поперечном сечении форму логарифмической спирали, которая может быть также заменена приближенным к ней радиусом окружности при смеЩении центра расточки.
Упругие элементы 3 могут быть выполнены как однослойными, так и многослойными. В первом случае каждый из элементов 3 соединяющих сегменты 2, выполнен из разных материалов, обладающих различными коэффициентами линейного расширения. Во втором случае из разных материалов выполняются каждый из слоев 8 и 9 элемента 3.
Подвод и отвод смазки в подшипник осуществляется через закрепленные в корпусе 4 штуцера 10 и 11.
Р
При вращении вала 7 между его поверхностью и рабочими поверхностями 6 сегментов 2 образуются гидродинамические клинья, уравновешивающие приложенную к шпинделю нагрузку.
При изменении величины или направления нагрузки сегменты 2 за счет податливости .и термоупругости элементов 3 могут самоустанавливаться как в радиальном, так и в осевом направлениях.
Использование однослойных упругих элементов 3 целесообразно при постоянной по направлению нагрузке.
В этом случае упругий элемент 3, закрепленный на входной части на1120119
Составитель Г.Колтанюк Техред Л.Иикеш Корректор И.Иуска
Редактор В.Иванова
Заказ 7719/26 Тираж 771 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент"., r. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 груженного сегмента 2, выполнен из материала с более высоким по отношению к другим упругим элементам коэффициентом линейного расширения.
Использование многослойных упругих элементов 3 целесообразно при переменных режимах работы подшипника, когда трение между слоями способствует дополнительному демпфированию и улучшает виброустойчивость шпинделя.
Изобретение позволяет повысить надежность подшипника за счет обеспечения его температурного саморегулирования и повышения внброустойчнвости,