Упругая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УПРУГАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в полости, образованной полумуфтами, соединительный упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и улучшения демпфирующих свойств, упругий элемент выполнен в виде кольца Q- -образного сечения, закрепленного на ведущей полумуфте и установленного с натягом в ведомой полумуфте, а образованная внутренними поверхностями полумуфт и упругим элементом герметичная полость заполнена вязкопластичной жидкостью. 2. Муфта по П.1, отличающаяся тем, что полумуфта выполi нена с радиальными лопатками, расположенными на обращенных одна к дру (Л гой поверхностях с зазором в радиальном направлении.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(5g F 16 0 37 00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3562058/25-27 (22) 09.03.83 (46) 23. 10.84, Бюл. Ф 39 (72) А.П.Кушнир, С.Е.Бондарь и И.В.Парфенов (71) Ордена Трудового Красного Знамени экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков и Всесоюзный заочный машиностроительный институт (53) 621.825. 7(088.8) (56) 1. Поляков В.С., Барбаш И.Д и Ряховский О.А. Справочник по муфтам. Л., "Машиностроение", 1979, с. 3 18-319, рис. 1Х.2. (54)(57) 1. УПРУГАЯ МУФТА, содержа= щая ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в полости, образованной
„„Я0„„1120121 А полумуфтами, соединительный упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и улучшения демп фирующих свойств, упругий элемент выполнен в виде кольца 5 -образного сечения, закрепленного на ведущей полумуфте и установленного с натягом в ведомой полумуфте, а образованная внутренними поверхностями полумуфт и упругим элементом герметичная полость заполнена вязкопластичной жидкостью.
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что полумуфта выполнена с радиальными лопатками, расположенными на обращенных одна к другой поверхностях с зазором в радиальном направлении.
1 1120
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения скоростных прецизионных валов; например шпинделей шлифовальных алмазно-расточных станков
Ъ
5 и др °
Известна муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в полости, образованной полумуфтами, соединительный упругий элемент (1)
Недостатками известной муфты являются низкая нагрузочная способность и недостаточные демпфирующие свойства.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и улучшение демпфирующих свойств муфты.
Поставленная цель достигается тем, что в упругой муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в полости, образованной полумуфтами, соединительный упругий элемент, упругий элемент выполнен в виде кольца 5 -образного сечения, закрепленного на ведущей полумуфте
25 и установленного -с натягом в ведомой полумуфте, а образованная внутренними поверхностями полумуфт и упругим элементом герметичная полость заполнена вязко-пластичной неньютоновской жидкостью.
При этом полумуфты выполнены с радиальными лопатками, расположенными на обращенных одна к другой поверхностях .с зазором в радиальном направлении. 35
На чертеже изображена упругая муфта, разрез.
Муфта содержит ведущую полумуфту 1, закрепленную на ведущем валу 2, ведомую полумуфту 3, установленную 4О на ведомом валу 4 и упругий элемент 5 размещенный в полости, образованной . полумуфтами. Упругий элемент 5 выпал нен в виде кольца 5 -образного сече. ния, закреплен на ведущей полумуф- 45 те 1 и установлен с натягом в ведомой полумуфте 3, а образованная внутренними поверхностями полумуфт и упругими элементом герметичная полость заполнена вязко-пластичной 5О
121 2 неньютоновской жидкостью б, например пластичной смазкой БНИИНП-228. Для повышения эффективности передачи крутящего момента на обращенных одна к другой поверхностях полумуфт или валов могут быть выполнены радиальные лопатки 7 и 8 с зазором в радиальном направлении.
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент передается с ведущего вала 2 на полумуфту 1., затем на упругий элемент 5. При нарастании крутящего момента на валу 2 обращенная к ведомой полумуфте 3 поверхность упругого элемента 5 скользит по внутренней поверхности полумуфты 3. За счет сил жидкостного трения, приложенных к полумуфте 3 (лопаткам 8)крутящий момент передается на полумуфту 3 и вал 4. При нарастании скорости движения рабочей жидкости б в полости муфты создается центробежный перепад давлений, который поджимает упругий элемент 5 к внутренней поверхности полумуфты 3, что вызывает появление дополнительного момен" та трения между полумуфтами 1 и 3 и приводит к синхронизации их вращения.
Кроме того, рабочая (неньютоновская) жидкость обеспечивает смазку трущихся поверхностей сопрягаемых элементов, что значительно си якает износ и тепловыделение пары трения.
А также рабочая жидкость обеспечивает демпфирование колебаний валов 2 и 4.
Благодаря выполнению упругого элемента муфты в виде кольца 5 -образного сечения, закрепленного на ведущей полумуфте и установленного с натягом в ведомой полумуфте, и заполнению образованной внутренними поверх костями полумуфт и упругим элементом герметичной полости вязко-пластичной жидкостью, а также выполнению полумуфт с радиальными лопатками, расположенными на обращенных одна к другой поверхностях с зазором в радиальном направлении, обеспечивается повышение нагрузочной способности и улучшение демпфирующих свойств.
1120121
Заказ 7720/26
Тираж 912 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Т.Янова
Редактор Н.Лазаренко Техред Т.Фанта Корректор И Муска