Устройство для ввода учебной информации
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВОДА :УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЩ1И, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор и блок отображения учебной информации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные преобразователь кодов и блок элементов И, выход которого соединен с вторым вхо-, ДОМ шифратора, а входпреобразователя кодов подключен к второму выходу блока ввода ответов. (Л /
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК аа <И1 зв С 09 В 7/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 35141?3/24-24 (22) 30.11.82 (46) 23,10.84. Бюл. Ф 39 (72) В.Н.Ермаков, Д.И.Атаев и B.Д.Зиятлы (71) Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции энергетический,институт (53) 681.3.071(088.8) (56) 1. Патент США Р 3052041, кл, 35-9, опублик. 1962.
2. Авторское свидетельство СССР
У 269642, кл, G 09 В 7/0?, 1968.
3. Система контроля знаний учащихся. — "Радио", 1978, У 1, с.45-49, 4. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2924825/18-24, кл, G 09 В 7/02, 1980(прототип). (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВОДА
УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор и блок отображения учебной информации, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических воэможностей устройства, в него введены последовательно включенные преобразователь кодов и блок элементов И, выход которого соединен с вторым входом шифратора, а вход преобразователя кодов подключен к второму выходу блока ввода ответов.
?. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем блок ввода ответов содержит элементы набора, соединенные непосредст1120393 венно и через ключи с соответствующими шинами питания, а входы ключей подсоединены к выходу одно вибр а тор а, Изобретение отноеится к техническим средствам обучения и контроля знаний учащихся и может быть использовано при разработке обучающих устройств и систем, а также B качестве устройства ввода в различных инфор- 5 мационных устройствах и системах.
Известны манипулятивные устройства ввода информации, например, с клавиатурой с постоянным значением клавиш, как у пишущей машинки или у дисплея.
Недостатком таких устройств является существенное увеличение времени ввода ответов для лиц, не прошедших длительной тренировки в работе !5 с такими устройствами.
Известны устройства ввода со сменным значением клавиш, в которых количество клавиш обычно не превышает
10-12 вместо 75-90 в устройствах вво-20 да с постоянным значением клавиш.
При каждом новом вопросе клавишам присваивается новое значение, например, путем проецирования с оптического носителя (!1, j2j, либо путе за-25 мены шаблонов с значениями клавйш, накладываемых на клавиатуру вво.да (3g.
Такие устройства ввода удобны для индивидуальных обучающих машин, но при переходе к обучающим системам с большим числом рабочих мест механическая смена значений клавиш затруднена.
Наиболее близким к изобретению является устройство, в котором ответ
35 учащегося вводится поэлементно с помощью начертания символов на матрице дискретных коммутирующих элементов на пульте ввода ответов.
Кроме пульта ввода ответов это
QQ устройство содержит блоки индикации и регистрации, а также распреде.— литель и блоки развязки (4) .
Недостатком известного устройства является отсутствие стандартиза45 ции введенных элементов ответа, вследствие чего они могут быть классифицированы, например, на правильные и ошибочные только преподавателем вручную, а не с помощью автоматических сравнивающих устройств, как это имеет место, например, в устройств е (21 .
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, шифратор и блок отображенил учебной информации, введены последовательно включенные преобразователь кодов и блок элементов И„ выход которого соединен с вторым входом шифратора, а вход преобразователя кодов подключен K второму выходу блока ввода ответов.
Блок ввода ответов содержит элементы набора, соединенные непосредственно и через ключи с соответствую. щими шинами питания, а входы ключей подсоединены к выходу одновибратора.
На фиг.1 представлена структура предлагаемого устройства для вво,ца учебной информации, на фиг.2 функциональная схема блока ввода ответов, на фиг.3 — электрическая схема блока ввода ответов, на фиг.ч электрическая схема преобразователя кодов, на фиг.5 — электрическая схема блока элементов И„ служащего для набора признаков символов для трех первых букв алфавита. Полная табли1 ца наборов признаков для символов русского языка, цифр и знаков из элементов, сформированных преобразователем кодов, представлена в табл.1)
:c на фи г . 6 — в о зможн ая р еали з ация электрической схемы шифратора для
7-разрядного кода КОИ-7, представленного в табл.2.
M У26У 8У15У!9У!7У!ЗУГ4
Признаки
У28У1 t У8У1,4У23
У26У27У11У14У9УЗ
У26У8УЗУ4У19У14У9У13
У26У27У9У11У14У18
У1 ЗУ23У24У8У1 9У20У25
У26У8У1 1У14У9У13
У32УЗЗУЗ 1У20У25
У8УЗУ20У4У14У25У10У12
У26У28У32У8У14У15У18
У26У32У15У18У8У14
У28У8У11У14У23
У26У28У29У8У9У13У14
У1У2УЗУ4У14У19У8
У26У28У!4У12У10! 20393
Признаки
Р У25У8У19УЗУ9У10У13
С У1У2У8У14У19У20
Т УЗ У27У16У18У20У25
У У1У11У19УЗУ4У14У16
Ф У31У25У20(У9ту10)У!2 У!3) У32УЗЗУЗ!У8У!4
Ц У2ЫУ!У2У!ЗУ5У6
Ч У28У1У19У11У20У14У8
Ш У26У28УЗ 1УЗОУ13
Щ У1У25У13У5У6У28У14
Ъ У 5У23У25У19У11У4У14
Ы У26У28У11У19У8
Ь У26У11У4У14У8УЗ
Э У8УЗУ4У20У14У19У25
Ю У26У11У28У31
Таблица 1
Признаки
Я У28У8У11У1У20У 6У 9У14
УЗ1У26У28УЗ2УЗЗ
2 У8У32УЗОУ18У!5
3 У8УЗУ20У4У14У25У10У12
4 У28У1У19У11У20У14У8
5 У27У1У19У4У14УЗУ2
6 У1У2У14У4УЗУ27
7 У27У32У25У20У24
8 У1У2УЗУ4У8У14У19
9 У1У8УЗУ4У14У19У11У2
О У1У2УЗУ4У14У19У8
+ У6У13У11У20У25У5У7
У6У11У19У20У25У5У7
У6У5У7У19У26У27
У19У6У11У27У28УЗО
Табг
Устройство для ввода учебной инД формации (фиг.1) содержит блок 1 ввода ответов, включающий в себя набор объединенных в матрицу ячеек 2 ввода и памяти. Выходы ячеек ввода и памяти соединены по шинам 3 с входами преобразователя 4 кодов„ вы59 ходы которого соединены с входами блока 5 элементов И. Выходы блока 5 соединены с шифратором 6, преобразующим набор признаков в код признаков.
Выходы 7 шифратора 6 являются внешними для данного устройства и могут быть соединены, например, со схемой сравнения обучающей системы. Выходы
3 шифратора 6 соединены с входом блока 9 отображения учебной информации, выполненного на базе дисплея, расположенного совместно с блоком 1 на рабочем месте учащегося.
Блок 1 ввода ответов содержит объединенные в матрицу ячейки 2 ввода и памяти. Блок 1 может быть выполнен (фиг,2) в виде ключей 10, с помощью которых вводятся элементы, например Х -Х символоь входного алфавита. С каждым ключом связаны элементы 11 набора П -П, которые осуществляют запоминание возбужденных ячеек, например, до пол—
1120393
1О
55 ного формирования кодов символов в шифраторе 6 и передачи этих кодов на дисплей блока 9 и во внешние цепи. Наиболее удобным и надежным является блок 1, выполненный на сенсорных элементах фиг.3). Каждая ячейка 2 содержит ключ 10, выполненный в виде контактов сенсорного датчика, и элемент 11 набора, состоящий из соединенных между собой транзистора 12 и тринистора 13, в качестве нагрузки может быть использована лампочка 14 накаливания, Выходом ячейки 2 является общая точка соединения коммутаторов транзистора 12, тринистора 13 и лампочки
14 накаливания, второй электрод которой соединен с одним из контактов сенсорного датчика, объединен с аналогичными электродами и контактами других ячеек и соединен с источником питания через ключ 15, который соединен с выходом одновибратора 16 °
Преобразователь 4 (фиг.4) содержит входы Х»-Х>> по числу ячеек 2, которые через логические элементы
И 17, логические элементы ИЛИ 18 или непосредственно соединены с выходами признаков У» -У так, чтобы выделить характерные признаки символов с минимальным ограйичением на их написании. Таким условиям удовлетворяет, например, приведенная на фиг ° 4 электрическая схема, реализующая соответствующие входным сигналам функции совпадения.
Выходы преобразователя 4 соединены с одноименными входами блока 5, который содержит логические элемен.ты И 19, с помощью которых формируются часто встречающиеся признаки, логические элементы И 20 для формирования признаков символов, входы которых непосредственно либо через логические элементы И 19 и инверторы 21 соединены с входами блока 5 так,что реализуется набор признаков для наиболее часто встречающихся символов языка ввода ответов в соответствии с входными сигналами и табл. фиг.6 .
В случае необходимости аналогичным образом могут быть сформированы наборы признаков других символов, например, латинского алфавита.
Выходы А,Б,В и. т.д. блока 5 соединены с одноименными входами шифратора 6, который может быть выпол15
40 нен в виде набора диодных сборок (фиг.6), реализующих функцию:
A=1100001, В=1100010, В=1110111, Г=1100111, Д=1100100 и т.д.(табл.2)
Выходы 7 и 8 шифратора 6 соединены с внешними устройствами через логические элементы И 22 и с дисплеем, который может быть стандартным, либо специализированным, выполненным, например, на базе телевизора ВП- 100 и оперативного ЗУ, устройства управления и знакогенератора на основе
ПЗУ.
Устройство для ввода учебной информации работает следующим образом.
Учащийся поэлементно вводит свой ответ путем начертания, например, пальцем, изображения букв, цифр и т.д. на блоке 1. При этом возбуждаются определенные ячейки 2 ввода.и памяти. Сигналы от возбуждения ячеек 2 поступают на преобразователь 4. При вводе какого-либо символа возбуждаются определенные выходы преобразователя 4, соответствующие данному символу, т.е. в преобразователе 4 с помощью логических элементов И 17
:и ИЛИ 18 вырабатывается определенный набор признаков, который поступает на блок 5, где с помощью логических элементов 19 и 20 и инверторов 21 определяется, какой символ вводит, учащийся. При этом оказывается возбужденным один из выходов блока 5, сигнал с которого поступает на шифратор 6, вырабатывающий код, соответствующий сигналу. Этот код по выходу 8 поступает на дисплей блока 9,,на экране которого он индуцирцется.
Если символ введен правильно, с ключей 15 блока 1 подается сигнал, который поступает на вход шифратора
6, открываются соответствующие логические элементы 22 и через выход 7 сигнал о введенном элементе ответа передается, например, в устройство сравнения обучающей системы.
В случае неправильного ввода с помощью ключей 15 вводится сигнал сброса, который обесточивает цепь питания ячеек 2 блока 1. Подача ког манд на передачу информации во внешние цепи и сброс ранее введенного элемента может осуществляться автоматически, например, по командам с одновибратора 16, который через заданные промежутки времени выдает последовательно сигнал на вход шифратора 6, а затем сигнал сброса
1120ЗЭЗ
10 предыдущей записи на блоке !, после чего блок 1 готов к восприятию следующего символа, запись которого осу ществляется следующим образом. При касании пальцем ключей 10 в любой иэ ячеек 2 в цепи базы транзистора
12 появляется ток, который вызывает импульс тока через транзистор 12.
При этом срабатывает тринистор 13, зажигается индикаторная лампочка (ячейки) 14 и выдает сигнал по одному из выходов блока 1 °
Работа преобразователя 4 и блока 5, а также шифратора 7 полностью характеризуется приведенными в описании функциями, которые реализуются стан-, 5 дартными логическими элементами.
По сравнению с известными предложенное устройство обладает большей простотой ввода информации, достоверность ввода которой контролирует10 ся с помощью дисплея и может быть передана во внешние устройства для дальнейшей обработки.
Jl20393
1 I 20393 (E7
j 120393
У (4) У1
У1
У1
У1
У1
У1
У 3
112039 3
ВНИИПИ
Тираж 446
Заказ 7 748 39
Подпи свое