Башенный кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. БАШЕННЫЙ КРАН, содержащий кабину управления, установленную с возможностью перемещения по продольным направляющим вдоль башни от привода, включающего в себя тормАз, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасных условий работы и повышения технологичности крана, он снабжен датчиком вертикального положения башни, стопором кабины башни и устройствами отключения этого стопора и растормаживания тормоза привода перемещения кабины, а датчик вертикального положения башни электрически связан с вышеуказанными устройствами, при этом продольные направляющие расположены на наружной стороне башни. 2. Башенный кран по п.1, о т л ич ающ ий ся тем, что продольные направляющие спрофилированы по винтовой линии относительно продольной i оси башни, а угол наклона направляющих увеличивается от верхней ее (Л части к нижней.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКУП ИЙ
I (21) 3514810/29-.11 (22) 30. 11 . 82 (46) 30.10.84. Бюл. N 40 (72) В.В. Клименко, И.К. Растегаев и Н.А. Туленинов (71) Московское производственное объединение "Строймаш" (53) 621.873(088.8) (56) 1. Патент США Р 3080981 кл . 212-28, 1963 (грототип) . (54)(57) 1. БАШЕННЬ1И КРАН, содержащий кабину управления, установленную с возможностью перемещения по продольным направляющим вдоль башни от привода, включающего в себя тормбз, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасных усло— вий работы и повышения технологичности крана, он снабжен датчиком вертикального положения башни, стопором кабины башни и устройствами отключения этого стопора и растормаживания тормоза привода перемещения кабины, а датчик вертикального положения башни электрически связан с вышеуказанными устройствами, при этом продольные направляющие расположены на наружной стороне башни.
2. Башенный кран по п.1, и т л ич а ю шийся тем, что продольные направляющие спрофилированы по винТоВоА линии относительно продольной оси башни, а угол наклона направляющих увеличивается от верхней ее части к нижней.
1121229
20
Башенный кран содержит башню
1 с закрепленными íà ней продольными направляющими 2, связанную с S5 башней кабину 3 управления краном, стрелу 4 с грузоэахватным органом
5 и привод 6 с тормозом 7 (фш . 3).
Изобретение относится к подъемнотранспортным машинам, в частности, к башенным кранам с высокой башней () 55 м).
Известен башенный кран, содержащий кабину управления, установленную с возможностью перемещения по продольным направляющим вдоль башни от привода, включающего в себя тормоз (1) .
Недостатками данной конструкции крана являются повышенная опасность работы вследствие того, что кран не имеет средств, обеспечивающих безопасность машиниста в случае опроки- 15 дывания крана, сложность конструкции башни, а также сравнительно низ" кая обзорность вследствие расположения кабины во внутреннем контуре башни .
Цель изобретения - обеспечение безопасных условий работы и повышение технологичности крана.
Поставленная цель достигается тем, что башенный кран, содержащий 25 кабину управления, установленную .с возможностью перемещения по продольным направляющим вдоль башни от привода, включающего в себя тормоз, снаб» жен датчиком вертикального положения 30 башни, стопором кабины башни и устрой ствами отключения этого стопора и растормаживания тормоза привода перемещения кабины, а датчик вертикального положения башни электрически связан с вышеуказанными устройствами, при этом продольные направ" ляющие расположены на наружной стороне башни.
Продольные направляющие спрофнли- <0 рованы по винтовой линии относительно продольной оси башни, а угол наклона направляющих увеличивается от верхней ее части к нижней.
На фиг. 1 представлен башенный кран „ на фиг. 2 — то же, с винтовой направляющей для кабины; на фиг. 3 " кабина на башне с винтовой направляющей; на фиг ° 4 — башенный кран с системой, предусматривающей экстренный спуск кабины с машинистом в случае опрокидывания крана.
Кабина 3 управления краном подвижно установлена в продольных направляющих 2 башни и связана с приводом 6.
В одном из вариантов исполнения крана его продольные направляющие расположены с наружной стороны башни вокруг ее продольной оси 8 по винтовой лихии, а привод прикреплен к кабине 3 управления краном (фиг .2).
Кран снабжен закрепленным на кабине .3 (фиг. 3) и входящим в зацепление с направляющими 2 стопором 9 с блоком 10 отключения стопора и датчиком 11 вертикального положения башни. Датчик 11 электрически связан с блоком 10 отключения стопора 9. Кран снабжен также блоком
12 растормаживания тормоза 7 при-вода 6. Блок 12 связан электрически с датчиком 11„ закрепленным на башне 1э
Направляющие 2 непосредственно пристыкованы к башне 1, они приварены или жестко присоединены к ней другими известными средствами.
Башня предлагаемого крана может быть четырехугольной в поперечном сечении, выполненной из отдельных состыкованных между собой секций, включающих продольные элементы 13, поперечные элементы 14 и раскосы 15.
В другом варианте исполнения (фиг.2) башня может быть в поперечном сечении круглой (решетчатой или сплошной) с винтовой направляющей 16 и приводом 17, закрепленным на корпусе 3. В этом варианте привод 17 имеет приводной орган 18 в виде, например шестерни, а направляющая рейку 19, с которой шестерня входит в зацепление по винтовой направляющей 20. В предлагаемом исполнении тормоз 7 и стопор 9 установлены на кабине 3.
Кран работает следующим образом.
В крайнем нижнем положении кабины
3 управления краном машинист занимает место у пульта управления кабины, растормаживает тормоз 7 и стопор 9, одновременно включая привод
6 (или 17 фиг. 3) перемещения кабины. Канат 21 (фиг. 1) привода 6„ наматываясь на барабана 22, перемещает кабину 3 управления краном по направляющим 2 вверх на необходимую и достаточную для эффективного управления краном высоту. Например, в
11 21229
20 случае монтажа первого этаж» здания, кабину устанавливают на уровне первого этажа. Возможность перемещения кабины обеспечивает ее расположение на любой высоте башни крана, соответствукнцей высоте строительно-монтажных работ, что позволяет максимально приблизить машиниста к монтажникам. Далее кабина управления краном стопорится в направляющих 10 стопором 9 и машинист из кабины 3 управляет краном с наибольшей видимостью грузозахватного органа 5.
Подъем кабины (фиг. 2) происходит по винтовой направляющей (или 15 двум винтовым направляющим) вокруг продольной оси 8 башни по винтовой линии. При этом кабина 3 одновременно поворачивается относительно оси
8 в горизонтальной плоскости и мо- жет быть застопорена с любой стороны башни крана и на любой высоте, что также позволяет повысить обзорность и удобство управления краном.
В этом случае подъем кабины произво- 2S дится приводньм органом 18, входящим в зацепление с рейкой 19 винтовой направляющей 20.
В случае выхода башни 1 из вертикального положения при опрокидывании крана срабатывает датчик 11 вертикального положения башни, замыкает электрическую цепь 23 и включает блок
10 отключения стопора 9 и блок 12 растормаживания тормоза 7. При этом
35 кабина управления краном падает вниз по направляющим 2 под собственным весом, а на нижнем учас-ке направляющих кабина затормаживается путем одновременного включения тормоза 7,стропа 9 и энергопоглощающего устройства, выполненного в виде растру= ба 24, сжимающего с боковйх сторон кабину 3 или жестко закрепленный на кабине элемент 25. В результате энергия падения кабины переходит в тепловую энергию от действия тормоза
7, стопора 9 и энергопоглощающего устройства. При этом включение тормоза 7 и стопора 9 производится размыканием цепи 23, закрепленным на
50 кабине конечным выключателем 26 путем поворота «т действия копира 27 при движении по нему выключателя во время падения кабины.
Таким образом, н случае опрокн1 дывания башни 1 в тот промежуток времени, когда она начинает выходить из вертикального положения и до предельного нарастания опрокядыв=ющего момента (когда уже начинается падение крана). кабина 3 имеет возможность экстренного опускания по направляющим 2 в крайнее нижнее положение, исключая при этом уг розу жизни машиниста, находящегося в кабине управления во время падения крана.
В другом в ариа нте ис полне н ия крана (фиг . 2) при растормаживании стопора 9 и тормоза 7 кабина падает вниз под действием собственного веса по винтовой направляющей, оказывающей вследствие имеющегося угла подъема (трения) необходимое для безопасного спуска кабины сопротивление падению. При взаимодействии с копиром
27 конечного выключателя 26 электрическая цепь 23 размыкается, стопор
9 тормоз 7 включаются и кабина дополнительно затормаживается от действия стопора и тормоза. Тормозной путь может рассчитываться в зависимости от времени падения крана, а скорость движения кабины вниз по винтовой направляющей в верхней части башни может быть выбрана в зависимости от угла К трения винта направляющей и быть больше, чем скорость движения кабины в нижней части башни, где угол трения оС1 винтовой направляющей выбирается значительно больше, чем в верхней ее части.
Преимуществом предлагаемой конструкции является уменьшение трудоемкости изготовления крана и сокращение расхода материалов и коплектующих изделий. Кроме того, изобретение позволяет максимально приблизить машиниста крана к местонахождению грузозахватного органа, а также существенно повысить безопасность и удобство работы, что в итоге повышает производительность крана. г и9
Фиг, 1121229
1121229
Составитель Л. Макеева
Редактор Т. Парфенова Техред Т.Маточка Корректор И. Муска
Закаэ 7875/16 Тираж 825 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г . Ужгород, ул . Проектная, 4